Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 797

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

322
людям. Если люди на рисунках проявляют силу или ведут
сражения,
это
обычно
указывает
на
наличие
соперничества
или агрессивности.
Отсутствующие
или
преувеличенные
части
лица
свиде-
тельствуют
о
наличии
проблемы,
связанной
с
восприятием
стимулов. Отсутствующие детали лица говорят об их отказе
выполнять свои функции или указывают на стремление огра-
ничить
диапазон
восприятия.
Преувеличенные
части
лица
нередко свидетельствуют о том, что они подверглись облуче-
нию или их функции вызывают озабоченность ребенка. Ма-
ленькие размеры головы по отношению к остальной части
тела указывают на психическое расстройство и депрессию.
Отсутствие рук или ног говорит о том, что ребенок чувс-
твует себя беспомощным или скованным, неспособным вый-
ти
из
сложившегося
положения.
Направленные
в
разные
стороны ноги и ступни могут указывать на чувство разоча-
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

рования
и
желание
избавиться
от
сложившихся
обстоя-
тельств. (Однако для детей младшего возраста такое изобра-
жение ног является нормальным.) Маленькие по сравнению
с остальной частью тела ноги позволяют заключить о неста-
бильности
личности.
Акцентированное
изображение
рук
свидетельствует о склонности к насильственным и агрессив-
ным действиям. Такое изображение рук также может сим-
волизировать жестокое обращение с ребенком.
Если на теле, особенно в области гениталий, нарисована
мишень, тогда у вас есть веские основания предположить,
что
ребенок
подвергался
или
подвергается
жестокому
обра-
щению или половому насилию.
Облака
Цвет облаков имеет важное значение. Белые облака симво-
лизируют одухотворенность и чистоту. Черные облака ука-

323
зывают на депрессию, бесчестье или горе. Кроме того, чер-
ные
облака
нередко
олицетворяют
препятствия
на
пути к
истине и знанию. Синие облака символизируют слезы и по-
требность выплакаться.
Огонь
Огонь
символизирует
обновление
жизни,
трансформацию,
очищение,
страсть,
зачатие,
власть,
защиту,
покровитель-
ство
или
разрушение.
Ребенок
обычно
воспринимает
огонь
как нечто деструктивное и враждебное, но если огонь ассо-
циируется с бурным явлением природы (например, с извер-
жением
вулкана),
тогда
он
символизирует
эмоциональную
разрядку
или
возможность
трансформации,
которая
приве-
дет к обновлению жизни.
Океан или вода
Здесь мы имеем дело с символами предвечных вод, которые
служат
источником
возникновения
всех
форм
жизни.
Они
олицетворяют
жизнь
и
смерть
с
последующим
возрождени-
ем, океан жизни, который необходимо пересечь, или хаос и
бесформенность, доминирующие в жизни ребенка.
Птицы
Птицы
олицетворяют
трансцендентность:
«освобождение
от
любой,
слишком
незрелой,
неподвижной
или
окончательной
формы бытия... любого образа жизни, сковывающего стрем-
ление к высшей, более зрелой стадии психологического раз-
вития». Кроме того, птицы символизируют душу или возне-
сение души на небеса. Судя по нашему опыту, птицы обычно
появляются на детских рисунках тогда, когда дети ощуща-
ют, как в их душах происходит некая трансформация.


Рыбы
Рыбы нередко выполняют роль фаллических символов. Они
обозначают
плодовитость,
размножение,
обновление
и
со-
хранение жизни. Хотя нам и не удалось обнаружить в де-
тских
рисунках
подтверждение
этому
толкованию
символи-
ки рыб, тем не менее было отмечено, что рыб рисовали маль-
чики в конце инкубационного периода болезни.
Собака
Как и изображения кошек, изображения собак имеют про-
тиворечивые
значения.
Они
символизируют
преданность,
бдительность,
благородство,
развращенность,
любовь
рыть-
ся в отбросах и ярость. Для ребенка собака имеет такое же
значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет
более сильную и инстинктивную сторону души.
Солнце
В большинстве культур солнце олицетворяет мужскую силу.
В то же время существуют культуры, в которых солнце сим-
волизирует
женскую
силу.
Солнце
исцеляет
и
возрождает.
Оно — источник мудрости и чистоты. Кроме того, солнце
может
означать
пламя,
присущее
либидо.
На
детских
ри-
сунках солнце обычно олицетворяет теплоту и обеспечивает
рост.
Солнце
нередко
символизирует
человека,
сердечность
и понимание которого помогают ребенку в психологическом
развитии. В то же время заход солнца может олицетворять
депрессию
или
смерть.
Восход
солнца
обычно
символизиру-
ет рождение и обновление. Когда солнце «неправильно» рас-
положено на рисунке (то есть в нижнем правом углу листа
бумаги),
тогда
можно
заключить
о
наличии
существенных
проблем во взаимоотношениях между отцом и ребенком (то

325
есть о таких взаимоотношениях, в которых имеет место со-
вращение или изнасилование).
Яблоки
Яблоки
олицетворяют
изобилие,
любовь,
радость,
знание,
мудрость, прорицание или обман и смерть. Дети обычно ис-
пользуют
яблоко
для
обозначения
потребности
в
эмоцио-
нальной заботе. Когда дети рисуют червей в яблоках или го-
ворят, что яблоки испортились, это указывает на отсутствие
конструктивного ухода за ними.

ООООООООО
Амплификация — уточнение и прояснение отдельных обра- зов в продуктах изобразительного творчества (рисунки, живопись, скульптура, «игра в песок» и т. д.) с помощью прямой ассоциации.
Арт-терапия — это метод развития и изменения сознатель- ных и бессознательных сторон психики личности посредством раз- ных форм и видов искусства.
Ассамбляж

композиция, создаваемая из разнородных плоских и трехмерных предметов, соединенных друг с другом и прикрепленных к поверхности, нередко сочетающихся с линией и цветом, с целью создания дополнительного художественного эф- фекта.
Визуализация — создание мысленной копии чего-либо до- ступного органам чувств; «внутреннее зрение».
Воображение — образование новых комбинаций мысленных образов путем переупорядочивания прошлых впечатлений.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в пер- вую очередь рисованием.
Инсталляция

пространственно выстроенная композиция из художественных и бытовых предметов, объединенных одной идеей.
Интенция (от лат. intentio — внимание, стремление) — имма- нентная направленность сознания на свой предмет, безотноситель- но к тому, является он реальным или воображаемым.
Интенциональность — направленность на предмет как глав- ная характеристика абсолютного сознания.
Интервенция — воздействие психотерапевта на клиента или группу.
Интериоризация

процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и симво- лов внешней социальной деятельности.
Коллаж — определяется как композиция, создаваемая из раз- нородных плоских предметов, таких как фрагменты газет, журна- лов, тканей, обоев, на доске, бумаге или холсте, соединенных друг с другом, прикрепленных к поверхности и нередко сочетающихся

с линией и цветом, с целью создания дополнительного художест- венного эффекта.
Консолидация — объединение различных частей в единое целое.
Мандала — циркулярная композиция, используемая для ис- полнения ритуалов и как средство медитации.
Музыкотерапия — это контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции клиентов, представляющая собой де- ятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и им- провизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музы- кальных инструментов или прослушивание специально подобран- ных музыкальных произведений.
Направленная визуализация — направление потока вообра- жения клиента в определенное русло.
Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий; одна из форм отражения объективной реальности [7].
Образы — это носители реальности, но они не являются всей реальностью, реальность говорит через образы.
Раппорт — удобное, свободное, непринужденное взаимопри- емлемое взаимодействие между людьми [7].
Сказкотерапия

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, рас- ширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружа- ющим миром.
Символобраз, воплощающий какую-либо идею, способ вы- ражения смысла, выходящего за границы реальной жизни. Символ присущ различным направлениям, видам, стилям, жанрам искус- ства, он позволяет передать одним росчерком пера или кисти очень важную или достаточно объемную по содержанию информацию
[43]. Символ непосредственно связан с образом, который является результатом отражения в сознании человека некоего объекта в процессе его переживания.
Все образы человеческого сознания символичны, то есть символ есть материальная форма образа [41].
Сублимация — процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель на более отдаленную и более социально ценную: энер-

328
гия сексуального влечения преобразуется в социально приемле- мые формы активности, в частности — творческую активность.
Танцевальная терапия — это психокоррекционное использо- вание танца и движения как процесса, способствующего интегра- ции эмоционального и физического состояния личности.
Художественная экспрессия — процесс, связанный с выра- жением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов.
Фасилитирующая среда — среда, направленная на то, чтобы помочь находящимся в ней лицам.
Феномен
(отглагольное существительное, произошедшее от греческого глагола «возникать»). Феномены включают в себя ви- димые, ощущаемые и слышимые послания окружающего мира, так же как мысли, чувства, сны, воспоминания, фантазии; все, что порождается человеческим умом.


ОООООО ОООООООООО
01.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог, 1997.
02.
Арт-терапия: практика и исследования: Сборник статей/
НП «АРТ-терапевтический Балтийский Центр Айдос. Ответствен-
ный редактор Н. Е. Пурнис. СПб.: Соларт, 2003. 136 с.
03.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
383
с.
04.
Бонде Л. Магия цвета. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
384
с.
5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии.
Серия «Ступени психотерапии». СПб.: Эксмо-пресс, 2002.
6. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело
как зеркало души // Информационный бюллетень Ассоциации тан-
цевально-двигательной терапии. 2000. № 4. С. 3-9.
7. Большой
толковый психологический словарь / Ребер
Артур. Т. 2. Пер. с английского. М.: Вече—ACT, 2000. 500 с.
8. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.:
Академический
Проект;
Екатеринбург:
Деловая
книга,
1999.
364 с.
9. Бутон Б. Танцевальная терапия // Gale Encyclopedia of
Alternative Medicine. 2001.
10. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.:
Питер, 2003. 208 с.
11. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии.
М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. 90 с.
12. Грегг М. Ф. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003.
176 с.
13. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»/ Под ре-
дакцией А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2005. 80 с.
14. Дикмани
X.
Юнгианский
анализ
волшебных
сказок.
Сказание и иносказание / Под общ. ред. Зеленского. Пер.
Г. Л. Дроздецкой и В. В. Зеленского; СПб.: Академический про-
ект, 2000. 256 с.
15. Ермолаева-Томина
Л.
Б.
Психология
художественного
творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический
проект: Культура, 2005. 304 с.

330
16. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник.
Теория и практика сказкотерапии. СПб: Смарт, 1996. 100 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Чудеса на пес-
ке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005. 340 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.,
Тихонова
Е.А.
Проективная
диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 208 с.
19. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречает-
ся с бездной / Пер. с английского Е. Багдаевой. М.: Эксмо-Пресс,
2001. 228 с.
20. Козлов В. В., ГиршонА. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная
танцевально-двигательная терапия. 2-е изд., расширен, и доп.
СПб.: Речь, 2006. 286 с.
21. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.:
Питер, 2002. 368 с.
22. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.
96 с.
23. Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для
вузов. 4-е изд., исправл. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005. 304 с.
24. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений/
Пер. с англ. Предисловие А. Я. Варга. М.: Институт практической
психологии, 1998. 368 с.
25. Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.:
Evidentis, 1999. 328 с.
26. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в
нас. Практическое руководство. М.: HIPPO, 2003. 252 с.
27. Майорова А. В., Хатуцкая С. А. Музыкотерапия в коррек-
ции нарушений общения у детей // Сборник тезисов I Между-
народного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная меди-
цина в XXI веке». М., 2000.
28. Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. М.: Галакти-
он, 2001.192 с.
29. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская кни-
га, 1999. 320 с.
30. Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии.
М.: Искусство, 1990. 275 с.
31.
Назарова Т. В. Радуга в графических символах. М.:
Чистые воды, 2003.112 с.
32.
Неелов Е. М. Сказка, фантастика, современность. Петроза-
водск: Карелия, 1987. 126 с.