ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то,
что
находится
непосредственно
перед
вами,
не
рассеивая
внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способ-
ность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.
ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Арт-терапевтический
процесс
обладает
рядом
особенностей,
связанных
с
тем,
что
отношения
клиента
и
арт-терапевта
опосредуются
продуктом
творческой
деятельности
клиен-
та
(рисунок,
история,
музыкальное
произведение,
танец
и т. д.) и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции заложены у каждого человека на
разной глубине подсознания, и «вытащить» их в сознание
возможно,
только
опираясь
на
личную
индивидуальность
[15].
Понятие творчества охватывает все формы создания и про-
явления нового на фоне существующего, стандартного.
Процесс творчества состоит из трех этапов:
1) создание
новых, ранее не существовавших форм ма-
терии;
2) изменение,
обновление,
преобразование
и
совершен-
ствование существующего;
3) разрушение «старого мира» и построение на его мес-
те нового.
Творческий человек — это человек, способный по-ново-
му
обрабатывать
информацию,
обычные
воспринимаемые
органами чувств и доступные всем данные [45]. Творческая
личность
интуитивно
видит
возможности
для
преобразова-
ния обычных данных в новое творение, существенно превос-
ходящее исходное старое.
Высвобождение
творческого
потенциала
возможно
с
по-
мощью арт-терапии.
13
Арт-терапевты
ищут
символы
в
образах,
пытаясь
по-
мочь клиентам лучше познать их внутреннее «Я», одновре-
менно помогая им интегрировать недавно открытое внутрен-
нее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-тера-
пия
неразрывно
связана
с
укреплением
аутоэкспрессии
и
понимания.
На
начальных
этапах
своего
развития
арт-терапия
на-
ходилась под влиянием психоанализа, в соответствии с тео-
рией которого конечный продукт творчества пациента, будь
то
что-то
нарисованное
карандашом,
написанное
красками,
вылепленное
или
сконструированное,
расценивался
как
вы-
ражение
неосознаваемых
процессов,
происходящих
в
его
психике.
Например,
для
Карла
Юнга
терапия
творчеством
являлась способом изучения бессознательного. Идеи Юнга о
персональных
и
универсальных
символах
и
активном
вооб-
ражении
пациентов
оказали
большое
влияние
на
арт-тера-
певтов.
Искусство
как
терапевтическая
техника
впервые
была
применена
Маргарет
Наумбург,
воспитанной
в
духе
тради-
ционного
психоанализа,
в
рамках
которого
акцент
делался
на
свободные
ассоциации
и
интерпретации.
Как
вспомога-
тельную
технику
М.
Наумбург
предлагала
использовать
спонтанный рисунок.
Возникающая
в
этом
подходе
экспрес-
сия благодаря искусству становилась фундаментом, на осно-
ве
которого
психологи
проводили
интерпретацию
конфликт-
ных ситуаций клиентов. В своей работе Наумбург опиралась
на идею Зигмунда Фрейда о том, что первичные мысли и пе-
реживания,
возникающие
в
подсознании,
чаще
всего
выра-
жаются в форме образов и символов. Образы художествен-
ного
творчества
отражают
все
виды
подсознательных
про-
цессов,
включая
страхи,
конфликты,
воспоминания
детства,
мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты
во время психоанализа [35].
Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950-х гг. ста-
ла Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к
арт-терапии,
работая
исключительно
с
детьми.
Э.
Крамер
утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет
оздоравливающее
действие
и
не
требует
вербального
ком-
ментатора. Она считала, что задача терапевта состоит в при-
общении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмо-
циональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл
роль
скорее
учителя
и художника,
нежели
пассивного
ин-
терпретатора.
Возник
спор
между
двумя
концепциями
—
одна
подчеркивала
творческий
аспект
художественного
опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, по-
лученный при помощи искусства.
Большое влияние на развитие арт-терапии оказала так-
же Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диа-
гностики и лечения семей. Работая в Национальном инсти-
туте
психического
здоровья
(National
Institute
o f
Mental
Health),
X.
Я.
Квятковска
установила,
что
художественная
сессия с участием всех членов семьи действует терапевтиче-
ски и укрепляет семейные
отношения в целом. Семейные
рисунки
предоставляли
большое
количество
диагностиче-
ской информации о связях между членами семьи и о том,
как они видят свои роли в семье.
Американский
арт-терапевт
Шон
МакНифф
рассматри-
вает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в
себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.
Ш.
МакНифф
описывает
различные
методы
работы,
вклю-
чающие, в частности, работу с образами и эмоциональными
Реакциями участников групп, разговоры с образами в форме
диалогов, их художественное описание, визуализацию и пер-
форманс.
Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл го-
ворил о том, что изобразительная деятельность обладает спо-
15
собностью
отвлекать
пациента
от
болезненных
переживаний
и помогает ему концентрировать внимание на процессе вы-
здоровления.
Гуманистическое
направление
в
психологии
позволило
арт-терапии
стать
самостоятельной
терапевтической
техни-
кой, в которой особенное внимание уделяется самому про-
цессу творчества, а в 1960-х гг. арт-терапия уже считалась
отдельной профессией.
Это
дало
арт-терапевтам
новую
про-
фессиональную идентичность, и вскоре они начали работать
в различных областях науки.
Современные
арт-терапевты
работают
в
поликлиниках,
центрах
социальной
помощи,
школах,
больницах,
домах
престарелых,
консультативных
центрах
для
людей,
зависи-
мых
от
наркотических
веществ,
проводят
индивидуальную
и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных об-
разовательных программах, работают с детьми с ограничен-
ными возможностями.
Поскольку арт-терапия делает большой акцент на про-
цессе (в противоположность продукту) творчества, она не тре-
бует никаких особых навыков и талантов для участия.
Процесс
арт-терапии
позволяет
сделать
неосознаваемое
видимым (создание продукта творчества) и посредством вер-
бализации
продукта
творчества
помогает
человеку
осознать
и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.
ООООО ОООООО
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ
Арт-терапия — это относительно новый метод психокоррек-
ции.
Термин
«арт-терапия»
(буквально:
терапия
искусст-
вом) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
В настоящее время под арт-терапией понимают исполь-
зование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспе-
риментировать с чувствами, исследовать и выражать их на
символическом уровне. Арт-терапия — это метод развития и
изменения
сознательных
и
бессознательных
сторон
психики
личности посредством разных форм и видов искусства.
Арт-терапия
все
чаще
рассматривается
как
инструмент
прогрессивной
психологической
помощи,
способствующей
формированию здоровой и творческой личности, а также ре-
ализации
на
практике
таких
функций
социализации
лич-
ности,
как
адаптационная,
коррекционная,
мобилизующая,
регулятивная, реабилитационная и профилактическая.
Основная
цель
арт-терапии
—
гармонизация
внутренне-
го состояния клиента, то есть восстановление его способно-
сти
находить
оптимальное,
способствующее
продолжению
жизни состояние равновесия.
Задачи арт-терапии таковы:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях
и
чувствах;
17
2) создать
оптимальные
для
клиента
условия,
способс-
твующие
наиболее
четкой
вербализации
и
проработке
тех
мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3) помочь
клиенту
найти
социально
приемлемый
выход
как позитивным, так и негативным чувствам.
Основная
техника
арт-терапевтического
воздействия
—
это
техника
активного
воображения,
открывающая
клиенту
неограниченные
возможности
для
самовыражения
и
само-
реализации в продуктах творчества при активном познании
своего «Я».
Карл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 32
Юнг
использовал
термин
«активное
воображение»
для обозначения такого творческого процесса, в ходе кото-
рого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пы-
таясь сознательно воздействовать на нее.
Вызывая
определенные
образы
с
помощью
активного
воображения,
закрепляя
их в
символической форме,
клиент
имеет
возможность
успешно
продвигаться
в
решении
своих
проблем.
Механизм
психологического
коррекционного
воздейс-
твия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в
особой
символической
форме
реконструировать
конфликт-
ную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через
переструктурирование
этой
ситуации
с
помощью
творче-
ских способностей клиента.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что лю-
бой человек, как подготовленный,
так и неподготовленный,
способен преобразовывать свои внутренние конфликты в ви-
зуальные формы.
Коррекционные возможности арт-терапии
Достижение
положительных
психокоррекционных
результа-
тов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:
18
О развитие и усиление внимания к своим чувствам и
переживаниям, что повышает самооценку;
О
сам
процесс
творчества,
дающий
возможность
сво-
бодно выразить свои чувства, потребности и фанта-
зии в виде продукта творчества (рисунка,
коллажа,
скульптуры,
звуковой
композиции,
сказочной
исто-
рии, танца) и являющегося безопасным способом раз-
рядки напряжения;
О
возможность
заново
пережить
внутренние
конфлик-
ты прошлого в результате соприкосновения со своим
бессознательным и общения с ним на символическом
языке
образов
в
условиях
безопасного
пространства
и безусловной поддержки со стороны психолога;
О возникновение чувства внутреннего контроля и по-
рядка, так как творчество приводит к необходимости
организовывать
окружающее
пространство
(формы
и
цвета, звуки, слова, движения);
О освоение новых форм опыта.
Формы арт-терапии
Арт-терапия имеет
три формы
— активную, пассивную и
смешанную.
Пассивная
форма
—
клиент
использует
художествен-
ные
произведения,
созданные
другими
людьми:
рассматри-
вает
картины,
читает
книги,
прослушивает
музыкальные
произведения.
Активная форма — клиент сам создает продукты твор-
чества:
рисунки,
скульптуры,
истории,
музыкальные
ком-
позиции, спонтанные танцы.
Смешанная
форма
—
клиент
использует
имеющиеся
произведения
искусства
(музыкальные
произведения,
карти-
ны, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.
19
ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ И ОБРАЗОВ В АРТ-ТЕРАПИИ
Понятие
символа
имеет
для
арт-терапии
принципиальное
значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет
собой
процесс
динамической
коммуникации,
осуществля-
емой
посредством
символического
«языка»
образов.
Кроме
того, символы выступают и в качестве моста, соединяюще-
го
сознательные
и
бессознательные
элементы
психической
жизни как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в
своем творчестве, клиент достигает все большей степени ин-
тегрированности
между
этими
элементами,
с
чем
связаны
многие
положительные
лечебно-коррекционные
и
развива-
ющие эффекты арт-терапии [21].
Представления
о
символе
как
посреднике
межличност-
ной
и
внутриличностной
коммуникации
первоначально
бы-
ли
характерны
главным
образом
для
тех
психотерапевтов,
которые
получили
психоаналитическую
подготовку.
Посте-
пенно развиваясь, эти представления легли в основу ряда те-
оретических положений современной арт-терапии.
Основы
психодинамического
понимания
символа
были
заложены 3. Фрейдом. По его мнению, символы способству-
ют
постепенному
осознанию
человеком
своих
потребностей,
а также развитию навыков коммуникации и взаимодействия
с
окружающим
предметным
миром.
Таким
образом,
для
Фрейда символы — это деформированные потребности.
Другой точки зрения придерживался К. Юнг, для кото-
рого символы представляют собой естественный способ пси-
хической
экспрессии
на
самых
разных
стадиях
психическо-
го
развития,
включая
и
зрелую
психику.
Символы
тесно
связаны с динамикой индивидуального и коллективного бес-
сознательного.
Те
символы,
которые
отражают
содержание
коллективного
бессознательного,
имеют
статус
так
называе-
мых архетипических символов, обозначающих врожденные