Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 793

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Горизонтальная
линия.
Горизонталь
символизирует
материю,
обозначает
движение
внутрь:
в
плоскости
земно-
го — с запада на восток, во времени — из прошлого в буду-
щее. Она представляет собой линию горизонта, линию раз-
деления
между
небом
и
землей.
Горизонталь,
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

обозначая
«движение
внутрь»,
считается
женским
и
восприимчивым
элементом. Горизонтальная линия — это земля, ее цвет —
белый.
Вертикальная
линия.
Как
правило,
вертикальная
ли-
ния символизирует движение сверху вниз
— по направле-
нию от небес к земле, то есть выражает происхождение чело-
века
сверху.
Вертикаль
знаменует
«нисхождение»
из
облас-
тей высших в область материального; это направление по
традиции
ассоциируется
с
мужским
началом.
В
некоторых
случаях
вертикаль
символизирует
движение
снизу
вверх
(«восхождение»).
Вертикаль
совершенна
и
символизирует
дух и стремление к духовному. Вертикальная ось — это ли-
ния сообщения между священной сферой и сферой обыден-
ного, так называемыми низшим и высшим мирами.
Кривая линия. В китайском символизме кривая линия
используется
для
изображения
неискреннего
человека,
стре-
мящегося к показному и броскому великолепию, в то время
как прямая линия — это символ праведности и совершенно-
го человека.
Круг
Круг

символ,
имеющий
древнейшую
мифологическую
основу. Круг — это геометрическая фигура, не разделяемая
на себе подобные и одинаковая во всех точках, не имеющая
начала
и
конца.
Это
совокупность,
совершенство,
единство,
вечность. Круг — символ полноты, законченности, который
может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма.

315
Круг с точкой в центре — символ Вселенной, проекция
образа мира в плане. Точка в центре подобна вершине, кото-
рая поддерживает
и собирает все, поскольку именно с вер-
шины можно увидеть единство жизни во всех ее проявлени-
я х .
Это
также
астрологический
символ
Солнца
и
алхимиче-
ский символ золота.
М ежду
точкой-центром
и
периферией
круга
происходит
непрерывный обмен, и этот обмен творит жизнь на всей пло-
щади круга. Эту фигуру можно обнаружить повсюду в при-
роде: солнечная система; кле тк а, состоящая из ядра и пери-
ферической мембраны; а то м ...
Дуга
Поскольку дуга является частью круга, она символизирует
жизненную силу и потенциальный ду х . Обычно дуга приме-
няется
для
обозначения
чего-либо,
ведущего
свое
происхож-
дение о т сферы духовного. Поскольку дуга не образует что-
то
целое,
она
никогда
не
символизирует
« п ол ну ю»
жизнь
ду х а,
она
скорее
представляет
ту
незавершенность
женской
энергии, которая ищет своего дополнения в мужской.
Часто толкование дуги связано с ее положением в про-
странстве.
1 .
Дуга — символ вместилища (чаша, готовая к напол-
не ни ю),
выражает
нечто,
способное
служить
вместилищем
ду х а, нечто, способное удержать и сохранить его. Она обыч-
но
рассматривается
к а к
ч а ша,
содержащая
духовную
энер-
гию герметической традиции.
2 .
Дуга — опрокинутая чаша, символизирует нечто, не
способное удержать ду х , нечто инертное или безжизненное.
3 .
Вертикальное положение дуги выражает нечто, нахо-
дящееся
в
состоянии
равновесия.
Она
м о ж е т
повернуться
и
занять одно и з двух положений — перейти в чашу и, таким


образом,
наполниться
жизненными
силами
или
же
опроки-
нуться (опрокинутая чаша) и стать безжизненной и инертной.
Символика: духовная, потенциальная жизнь или смерть.
Треугольник
Треугольник — один из наиболее мощных и универсальных
символов, мистическое число «3». Это первая из фигур, за-
дающая
плоскость,
отсюда

символ
поверхности
вообще.
«Поверхность состоит из треугольников» (Платон).
Равносторонний
треугольник
символизирует
заверше-
ние.
Направленный
вершиной
вверх,
он
называется
треу-
гольником эволюции. Это мужской и солнечный знак, сим-
волизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и вос-
хождение,
благополучие,
гармонию,
пламя,
жар
(отсюда
горизонтальная
линия,
символизирующая
воздух),
духов-
ным мир. Это также троица любви, истины и мудрости.
Равносторонний
треугольник,
направленный
вершиной
вниз,
называется
треугольником
инволюции.
Перевернутый
треугольник — возможно, более древний знак, он является
лунным
и
имеет
символику
женского
начала,
плодовитости
матки, воды, дождя, холода, природы, тела.
Треугольники,
символизирующие
стихии,
таковы:
огонь — обращенный вершиной вверх; вода — обращенный
вершиной вниз; воздух — обращенный усеченной вершиной
вверх; земля — обращенный усеченной вершиной вниз.
Квадрат, прямоугольник
Квадрат

это
геометрическая
фигура,
которая
наиболее
явно связана с числом «4», символизирующим такие поня-
тия,
как
порядок,
равенство,
истина,
справедливость,
муд-
рость,
честь,
искренность,
земля.
Квадрат
персонифициру-
ет четыре стороны света, четыре времени года, четыре чело-

317
веческих
возраста,
четыре
основных
элемента
мира
(огонь,
вода, земля, воздух). Эта фигура совмещает в себе принципы
статической устойчивости и целостности.
Квадрат
символизирует
совершенный
тип
замкнутого
пространства и является моделью для многих культовых со-
оружений (пирамиды, церкви, пагоды и т. д.), которые, в
свою
очередь,
рассматриваются
как
символический
образ
мира.
Квадрат
стабилизирует
обычные
системы
организма,
успокаивает
вибрации,
уравновешивает
полярности,
фоку-
сирует основную жизненную силу.


ОООООООООО 7
ООООООООО ООООООО ОООООООО
Следует учитывать, что ни один символ не имеет универсаль-
ного
значения, каждый из них имеет несколько значений.
Соотнесенность символа с другими частями детского рисун-
ка определяет интерпретацию данного символа. Кроме того,
он
может
олицетворять
позитивное
или
негативное
качест-
во в зависимости от того, как он используется на рисунке и
как оценивается самим ребенком. Культурная среда ребенка
также
имеет
немаловажное
значение,
поскольку
в
различ-
ных культурах символ имеет различное значение [1].
Горы
Горы
являются
символом
постоянства,
вечности,
прочности
и тишины. Дети, которые рисуют горы и ставят их в центр
обсуждения
рисунка,
склонны
толковать
горы
как
символ
постоянства или потребности иметь в своей жизни нечто по-
стоянное.
Дерево
Дерево олицетворяет пять граней психики ребенка — бессо-
знательное представление о психологической сфере в целом,
бессознательное
представление
о
развитии,
психосексуаль-
ный уровень развития и зрелости, связь с реальностью и
ощущение
внутриличностного
равновесия.
Предполагается,
что изображение дерева на
рисунках способствует формиро-
ванию ассоциаций, связанных с жизненной ролью и способ-
ностью ребенка получать радость от своего окружения.

319
Контуры
дерева,
плавно
уходящие
вверх
от
прочного
основания,
указывают
на
переход
внутренней
сущности
от
базовой реальности к эмоциональной нереальности.
Засохшее
дерево
символизирует
психологическое
состо-
яние ребенка. Засохшие ветви нередко отражают такие пси-
хологические травмы, как смерть любимого человека.
Устремленные к солнцу ветви дерева свидетельствуют о
глубокой
потребности
в
доброжелательном
отношении.
Если
вершина дерева уходит за пределы листа бумаги, можно за-
ключить о склонности ребенка к бегству от реальности в об-
ласть фантазии, способной доставить ему чувство радости.
Наклон дерева в направлении движения руки ребенка в
процессе рисования свидетельствует о его стремлении устано-
вить контроль над своими чувствами или спастись от домини-
рующей личности, которую он изобразил на рисунке. Наклон
дерева
в
противоположную
сторону
указывает
на
желание
ребенка, чтобы все было так, как в доброе старое время.
Движущееся
дерево
обычно
ассоциируется
с
неистовой
си-
лой, направленной на это дерево со стороны окружающих.
Ствол дерева составляет основу для суждения о психо-
логической
силе
ребенка.
Сломанный
ствол
свидетельствует
о
наличии
у
ребенка
глубокой
психологической
травмы.
Если ствол обезображен или имеет согнутые, сломанные или
засохшие ветви, это означает, что в прошлом имела место
психологическая
травма.
Положение
повреждения
на
ство-
ле иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место
психологическая травма. Если ствол дерева не связан с кро-
ной, тогда у вас есть все основания предполагать существо-
вание внутриличностного конфликта.
Дождь
Дождь имеет два широких символических значения — изо-
билие и духовное откровение. Изобилие может означать


320
плодородие
или
проницательность,
а
духовное
открове-
ние

божественную
благодать,
блаженство
или
очищение.
Изображение
дождя
на
детских
рисунках
свидетельствует
о
грустном настроении ребенка. Дети изображают дождь на
рисунках
дома,
что
свидетельствует
о
наличии
домашних
проблем. Ливень с ураганом указывает на страдание и бур-
ные чувства.
Дом
Дом нередко может иметь одно из следующих отличий: жизнь
и
взаимоотношения
ребенка
в
семье,
непредубежденное
от-
ношение
к
посторонним
людям,
защита
и
покровительство,
характер
существующей
структуры
«эго»,
связь
с
реально-
стью, относительная роль психологического
прошлого
и бу-
дущего в психологии ребенка, а также степень ригидности
личности.
Дом без дымовой трубы нередко свидетельствует о не-
способности ребенка выразить свои чувства в семейной об-
становке. Если из трубы идет густой дым, то это говорит о
напряженной эмоциональной атмосфере в семье.
О
существовании
скрытой
враждебности
можно
заклю-
чить, если дом не имеет окон (особенно на нижнем этаже),
на окнах задернуты занавески или дверь снабжена тяжелы-
ми петлями и запорами. Дома без окон на нижнем этаже не-
редко указывают на желание сохранить в тайне какое-то со-
бытие.
Наклонившийся
дом
свидетельствует
о
потере
психи-
ческого
равновесия.
Если
дом
перемещается,
тогда
можно
заключить о наличии психического заболевания.
Кошка
Изображения
кошек
имеют
много
значений,
они
олицетво-
ряют желание, свободу и скрытность. Черная кошка симво-

321
лизирует несчастье и смерть, игривость и грациозность. Для
ребенка кошка является центром его любви или олицетво-
ряет потребность в ней.
Лошади
Лошади
символизируют
жизнь
и
смерть,
инстинктивную
и
животную
природу,
динамическую
силу,
благородство
или
интеллект.
Хотя
эти
толкования
и
не
нашли
подтвержде-
ния в детских рисунках, тем не менее изображения лоша-
дей часто встречаются в рисунках девочек в возрасте 12 лет.
Благодаря половому развитию многих девочек в этом воз-
расте
лошадь
нередко
символизирует
их
инстинктивную,
животную природу.
Луна
Луна редко появляется на детских рисунках. Луна включе-
на в этот перечень распространенных символов потому, что
она
олицетворяет
противоположный
род
солнца
и
иногда
указывает на то, что ночью происходят некоторые события.
Люди
Изображение человека на рисунке позволяет понять физиче-
ское и эмоциональное состояние ребенка в данный момент,
его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к
межличностным
отношениям.
Люди
не
всегда
олицетворяют
ребенка, они нередко символизируют важных лиц в его пси-
хологическом окружении.
Величина фигур отождествляется с силой — чем боль-
ше, тем сильнее. Время и место изображения на рисунке
определенного лица по отношению к другим фигурам ука-
зывают на положение и статус ребенка по отношению к этим