Файл: 1. Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика основных этапов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика основных этапов.

Классическая историко-литературная периодизация:

1. Эпоха литературы киевской Руси XI- первая треть XII вв. (период возникновения и фор В этот период центр Руси – Киев. Литературное дело начинается в разных местах, в том числе в Новгороде, но большинство в Киеве.

Литература тех времен была сразу "зрелой" и быстро стала образцом. У лит-ры были два основных источника: 1) традиция фольклора и устной речи (на тот момент фольклор имел широкое распространение). Оттуда были заимствованы сюжеты, герои и осмысление событий в народном ключе. Лит-ра была религиозно-символической, а фольклор был языческий, поэтому языческие мотивы входили в литру. Но точка зрения народная проявлялась не всегда, а только в опасные моменты. Фольклор встречается в описаниях князей. Фольклор дал приемы к изображению персонажей и приемы повествования -- гипербола, троичность (троекратные повторы), пословицы, поговорки. Сюда относится: переводная литра, богословская литра, апокрифы, жития, исторические сочинения, христианские научные сочинения.

В киевскую эпоху литература была направлена на общегосударственные, общезначимые темы. Важнейшей темой была тема принятия христианства. Христианская религия постепенно объединяла разные земли Руси, поэтому тема христианства становится одной из важнейших в литре того времени.

Основные темы: тема самостоятельности Руси, которая равновелика всем остальным государствам; тема единства Руси и единства ее правителей; тема защиты русской земли.

Произведения: «Хождение богородицы по мукам», «Пчела», «Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись».мирования письменной литературы).

2. Литература феодальной раздробленности/ литература периода формирования областных традиций вторая треть XIII- вторая треть XIII вв.

Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).


3. Литература эпохи начала монголо-татарского ига 1237-1380 (куликовская битва) гг.

Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.

+В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»). В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.

4. Укрепление московского централизованного московского государства конец XV- конец XVI в.

В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.



Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый герой – купеческий сын или безродный дворянин. Вместе появляется силлабическая поэзия, придворный и школьный театр, что свидетельствует о торжестве новых начал, что подготавливало появление классицизма в русской литературе.

2. Охарактеризуйте основные особенности древнерусской литературы и ее художественный метод.

Черты древнерусской литературы:

1. Создание образов и ситуаций по образцу (речи персонажей).

2. Дидактизм (автор мог прямо сам наставлять читателя). Произведения писали не для того, что развлекать читателя, а только чтобы научить его чему-то.

3. Публицистичность (свойство литературы отражать важнейшие вопросы современности; в древнерусской литературе растворена по всем произведениям, поэтому все эти произведения раскрывают все черты).

4. Стремление к идеалу.

5. Стремление к духовному началу.

6. Самое главное – душа человека.

7. Традиционность (произведение должно вкладываться в рамки; у каждого произведения есть канон). Человек изображается, чаще всего, как идеальный. Ему может быть противопоставлен злодей, который будет осуждаться. Мало внимания уделяется внешности героев. Природа изображается главным образом. Она предвещает какие-то явления в человеческой жизни. Традиция создавалась на риторической основе из образцов (византийская и древнеболгарская литература). У летописи не было образца, он появился только после "Повести временных лет".

Возникали общие места, топосы (любые повторяющиеся элементы произведения), формулы (относительно устойчивые речевые обороты, которые характеризуют персонаже или определяют какие-либо этапы событий. Например, изображение идеальных героев, к ним применяли формулу – земной ангел, небесный человек). Формулы просуществовали до конца древнерусской литературы, но также их можно встретить и в новой.

8. Анонимность. Все авторы считали, что этот высший дар дан им Богом, считалось, что подписывать имя – это проявление гордыни. Но не все произведения были анонимными.

Таким образом, символизм, историзм, ритуальность, дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности. Будучи единым, этот художественный метод по-разному проявляется в конкретных произведениях. В зависимости от жанра, времени создания, степени талантливости его автора эти принципы получили различное соотношение и стилистическое выражение. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения цельности ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и христианской символики.


3. В чем своеобразие системы жанров древнерусской литературы? Охарактеризуйте основные первичные и объединяющие жанры. Как они представлены в статье Н. И. Прокофьева «О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы ХІ-ХVІ вв.»?

Первичные жанры:

Эпические

1) Исторические (реальный события, происходящие в земном мире): житие, хождение, повесть (несколько разновидностей), притча

2) Символические (явление в земном мире сверхъестественных сил): видение, чудо, знамение

Лирические

Поучение, послание, плач, похвала, молитва

Объединяющие жанры: летопись, патерик, пролог, четьи минеи.

Житие – это жанр, повествующий о жизни исторического лица, причисленного после смерти к лику святых (канонизированного). Жанр со строгим каноном.

Способ обобщения в житиях – это идеализация. Главный герой всегда положительный, хотя судьба и жизнь его могут складываться по-разному.

У жития строго трехчастная структура: 1 – вступление с набором топосов (самоуничижение автора, рассказывается об источниках, молитва к богу с прошением о помощи), 2 – жизнеописание святого (начинается обычно с родителей, места рождения и самого рождения, далее детство, где главный герой уже проявляет свои качества, затем выбор жизненного пути, подвиги на этом пути, рассказ о смерти, рассказ о посмертных чудесах), 3 – похвала, молитва святому.

Автор о житиях (агиограф). Используются обе разновидности литературного языка – церковнославянский и древнерусский языки. Часто используются тропы, цитаты.

Хождение – жанр, повествующий о реально совершенном путешествии. Типы: 1) поломнические хождения, 2) купеческие хождения, 3) посольские хождения, 4) землепроходческие хождения.

Жанр с нестрогим каноном. Способ обобщения – реально исторический. Структура хождений – цепочка путевых очерков, соединенных по хронологическому или топографическому признаку.

Повествователь одновременно и герой. Они хотят принести пользу своим путешествием, они люди очень любознательные и храбрые (хождения были связаны с опасностью), а также люди веротерпимые (умели находить общий язык с людьми других религий). Писали языком нетрудным, чтобы их понимали все. Тропов не так много, часто используется сравнение. Особенность – иноязычная лексика, чтобы передать местный колорит.

Историческая повесть существовала с начала существования литературы (с 11 века до конца 17):


1. Воинская повесть – повесть о военном походе, битве, осаде города и тд.

2. Повесть о княжеском преступлении – повесть о княжеской междоусобице, где кто-то обычно умирает.

Способ обобщения – реально исторический.

Структура: соединяются логический и хронологический порядок: 1) подготовка основного события, 2) повествование о самом событии, 3) рассказ о результатах.

Авторов почти никогда не знаем.

Как правило, авторы выражают свое отношение к событиям через оценочные тропы и библейские цитаты, реже – через прямые авторские отступления.

Используется небольшое количество тропов и формулы.

Притча – это жанр, повествующий о каком-либо событии, которому автор придает обобщенное аллегорическое значение. Способ изображения аллегорический.

Структура двухчастна, но состав может быть разным: 1) сюжетный рассказ, 2) нравоучительный вывод; 1) сюжетный рассказ, 2) толкование этого сюжетного эпизода и всех его составляющих.

Язык притчи простой, свойственны афоризмы.

Видение – это жар, повествующий о явлении людям божественных сил, предвещающих ход событий или требующих каких-то действий.

Чудо – жанр, повествующий о необычных событиях, которые совершились по воле божественных сил и молитвам святых.

Знамение – это жанр, повествующий о необычных явлениях природы, предвещающих ход исторических событий. Обычно знамение было к чему-то плохому.

Поучение – это жанр, предназначенный для передач системы взглядов читателям или слушателям. Жанрообразующим признаком служит назначения произведения, его функция.

Типы поучений:

1) торжественное поучение рассказывает о важных государственных и церковных праздниках и предназначены для устного произнесения. Пишут торжественно риторическим стилем;

2) дидактические поучения посвящены повседневным, нравственным проблемам, предназначены для чтения. Пишутся умеренно риторическим стилем.

Послание – это жанр, предназначенный для передачи мыслей и чувств автора адресату, удаленному от автора. Структура была взята из византийской традиции: 1) внешний адрес, указание на автора, адресата, часто время и место; 2) внутренний адрес, своеобразное вступление, где добрые пожелания и указана тема послания; 3) семантема -- это смысловая часть произведения, основное содержание послания; 4) заключение, клаузула.

Плач – это жанр, предназначенный для выражения горестных чувств в связи с различными трагическими событиями.