Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Значения символов и образов в арт-терапии
формы
психического
опыта.
Архетипические
символы
име-
ют
устойчивый,
зачастую
транскультуральный
характер
и
отражают
наиболее
фундаментальные
психические
свойства
и процессы, а также отработанные эволюцией способы раз-
решения
внутрипсихических
конфликтов.
С
архетипиче-
скими символами К. Юнг связывал проявления так называ-
емой
трансцендентной
функции
психики,
выступающей
фактором индивидуации и отражающей ее способность к са-
морегуляции.
Идея К. Юнга о психике как сложной саморегулиру-
ющейся системе предполагала, что психика может сама под-
держивать
определенное
равновесие
путем
включения
на
тех или иных стадиях развития определенных компенсатор-
ных
процессов,
призванных
преодолеть
психическую
дис-
гармонию.
В
символических
образах,
проявляющихся
в
творче-
ском
воображении
или
сновидениях
человека,
находит
свое
выражение
энергия
бессознательного,
временное
блокиро-
вание
которой

причина
психической
нестабильности
и
нездоровья.
Таким
образом,
в
отличие
от
3.
Фрейда,
считавшего
символы
проявлением
инстинктивных
потребностей,
К.
Юнг
полагал, что символы могут способствовать не только вос-
становлению
психического
баланса,
но
и
личностному
рос-
ту. С помощью символов человек способен вступить во взаи-
модействие
с
блокированными
аспектами
бессознательного
и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их
осознанию и к психической целостности.
Данные различия во взглядах 3. Фрейда и К. Юнга
обусловили
принципиально
различные
подходы
в
практи-
ческой работе.
К. Юнг считал различные виды самостоятельной твор-
ческой работы своих пациентов очень важными для лечения

21
и
гармонизации
личности.
Эта
работа
протекала
в
форме
спонтанного
выражения
материала
бессознательного
через
изобразительную
деятельность,
движения
и
танец,
художе-
ственные описания и другие виды творческой работы. Одно-
временно с этим психотерапевт обеспечивал безопасность во
взаимодействии
пациента
с
материалом
бессознательного
через
совместный
анализ
продуктов
творческой
работы
и
введение определенных правил обращения с ними.
К. Юнг полагал, что символы, обладая чрезвычайно ем-
ким
содержанием,
не
могут
получить
однозначное
толкова-
ние. С его точки зрения, более приемлемой является работа
с заложенными в символах энергиями путем их спонтанного
«транслирования» через образы.
Его подход к практической работе с пациентами харак-
теризуется высокой степенью доверия к их внутренним ре-
сурсам
самоисцеления,
связанным
с
гомеостатической
фун-
кцией коллективного бессознательного.
Для
психологического
здоровья
и
стабильного
функци-
онирования
разума
необходимо,
чтобы
подсознание
и
созна-
ние были неразрывно связаны между собой и действовали
скоординированно.
Если
связь
рвется
или
«диссоциирует-
ся» , возникает психологическое расстройство. В этом случае
символика
сновидений
играет
роль
«курьера»,
передающего
послания от инстинктивных частей разума к рациональным
[47].
Именно поэтому К. Юнг придавал большое значение са-
мостоятельной творческой работе пациентов. Кроме того, он
постепенно, по мере того как пациент выходил в своем твор-
честве
на
уровень
коллективного
бессознательного,
отступал
от интерпретации переносов.
Представление
о
символическом
мышлении
в
дальней-
шем было развито представителями теории объектных отно-
шений (М. Кляйн, М. Милнер, Д. Винникотт и др.). Они при-


22
знавали, что первичные психические процессы также имеют
определенное
приспособительное
значение:
изучая
отноше-
ния матери и ребенка, они обратили внимание на то, что сим-
волы, играя большую роль в психической жизни младенца,
помогают ему адаптироваться к окружающей среде.
В своей работе «О важности символообразования в раз-
витии "Эго"» М. Кляйн утверждает, что символизм — осно-
ва
любого
таланта.
«Символическое
равенство»
между
вне-
шними
объектами
и
содержанием
либидинозных
фантазий
позволяет
ребенку
осваивать
предметный
мир,
а
художни-
ку — творить новые формы. Она пишет, что «символы не
только являются основой фантазирования и сублимации, но
благодаря им также развивается способность субъекта к вза-
имодействию с внешним миром». Она полагает, что способ-
ность
к
символообразованию
выступает
предпосылкой
для
культурной эволюции человечества.
Схожие идеи высказывает и Д. Винникот. Его понятие
транзитных объектов тесно связано с представлением о раз-
ных
формах
символического
мышления
ребенка.
Он
рас-
сматривает их в качестве основы формирования культурно-
го опыта, а также предпосылок развития подлинного «Я»
(самости). Он подчеркивает большую роль матери в разви-
тии способности ребенка к символообразованию и формиро-
вании
у
него
здоровой
психической
конституции.
Здоровая
психическая
конституция,
основанная
на
подлинном
«Я»,
по его мнению, характерна для тех субъектов, которые спо-
собны к свободному использованию символов в качестве по-
средников,
обеспечивающих
связь
между
фантазией
и
ре-
альностью. Это позволяет субъектам вести интересную и на-
сыщенную
культурную
жизнь
и
наделяет
их
особыми
творческими
дарованиями.
Напротив,
лица
с
неразвитой
способностью
к
символообразованию,
с
«ложным
"Я"»
ха-
рактеризуются повышенной тревожностью и неспособно-


23
стью
к
глубокой
концентрации.
Они
испытывают
потреб-
ность в поиске точки опоры во внешнем мире объектов, а их
жизнь является не чем иным, как лишь последовательно-
стью реакций на внешние объекты и события.
Нельзя не упомянуть также о взглядах М. Милнер на
природу и роль символов. Она, как известно, сочетала в себе
качества
оригинальной
художницы
и
психотерапевта,
что,
несомненно, отразилось на ее высокой оценке роли фанта-
зийной
жизни
для
развития
богатого
внутрипсихического
плана
творческой
личности.
Символообразование
рассмат-
ривается ею не как способ примитивной психической защи-
ты, а как важный фактор в создании всего подлинно нового
и как предпосылка здорового психического развития.
Таким
образом,
работы
разных
представителей
психо-
динамического направления о роли символов в психической
жизни
послужили
важным
теоретическим
обоснованием
арт-терапевтической
практики.
Благодаря
этим
работам
арт-терапевта можно рассматривать в качестве посредника в
коммуникации между внешним и внутренним
планами пси-
хического опыта клиента.
Другим
важным
следствием
психодинамической
теории
символа
является
представление
об
изобразительной
работе
как
особой
деятельности,
в
которой
сочетаются
регрессив-
ные тенденции и онтогенетически ранние формы взаимодей-
ствия с миром, с одной стороны, и эволюционно-прогрессив-
ные
тенденции,
связанные
с
творческой
функцией
психики,
с другой стороны.
Вызывая
определенные
образы
с
помощью
свободных
ассоциаций,
закрепляя
их
в
символической
форме,
клиент
имеет возможность успешно решать свои проблемы.
С помощью символа можно найти путь к проблеме, вы-
зывая при этом движение сопряженной с проблемой энер-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

гии. Поскольку данная энергия уже больше не может нахо-

диться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает ток,
способный вывести ее на уровень сознания [12].
СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Одна
из
особенностей
арт-терапевтического
процесса
заклю-
чается в том, что отношения клиента и арт-терапевта опосре-
дуются продуктом творческой деятельности клиента и отра-
жают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции у разных людей находятся на раз-
ных уровнях подсознания, и «вытащить» их в сознание воз-
можно, только учитывая человеческую индивидуальность.
Основные
концепции
арт-терапевтического
процесса
следующие:
1. Психотерапевтические
отношения
представляют
со-
бой открытую «живую» систему, включающую в себя в ка-
честве
основных
элементов
клиента
и
психолога,
а
также
изобразительный материал /продукцию.
2. Эта
система
обладает
рядом
характеристик
(откры-
тость;
наличие
информационных
каналов,
связывающих
ее
элементы друг с другом и с внешней средой; способность к це-
леполаганию).
3. Являясь
открытой
системой,
психотерапевтические
отношения
в
арт-терапии
имеют
определенные
структурные
и функциональные характеристики.
Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений
Структурные
характеристики
связаны
с
наличием
внешних
гр
аниц
системы
психотерапевтических
отношений,
личност-
ях, а также межличностных границ, определяемых нор-

25
мами
поведения
клиента
и
психолога
и
ролевыми
аспектами
их взаимодействия.
К
функциональным
характеристикам
данной
системы
можно
отнести
многообразие
форм
поведения
и
состояний
клиента
и
психолога
в
ходе
их
прямой
и
опосредованной
ху-
дожественной
экспрессии,
направленной
на
достижение
пси-
хотерапевтического результата.
Различные
факторы
психотерапевтического
воздейс-
твия
и
используемые
в
арт-терапевтическом
процессе
интер-
венции
могут
рассматриваться
в
качестве
внутренних
ресур-
сов
и
механизмов,
необходимых
для
достижения
определен-
ных психотерапевтических результатов.
Происходящие
на
разных
этапах
арт-терапевтического
процесса
системные
изменения
можно
рассматривать
на
трех
основных уровнях:
внутриличностном
(изменения
в
состоянии,
установ-
ках,
способах
психического
реагирования
клиента
и
психо-
лога);
межличностном
(изменения
в
отношениях
клиента
и
психолога);
социальном
(изменения
в
отношениях
клиента
с
се-
мейным,
профессиональным
и
более
широким
социальным
окружением).
Творческая
продукция
выступает
третьим
элементом
системы
психотерапевтических
отношений
в
арт-терапии
и
в
значительной
мере
отражает
происходящие
на
разных
эта-
пах
арт-терапевтического
процесса
системные
изменения
разного
уровня
(внутриличностного,
межличностного,
соци-
ального).
Более
того,
художественная
экспрессия
и
творче-
ская
продукция
являются
не
только
«зеркалом»,
но
и
одним
из факторов этих изменений [21].
Основные этапы арт-терапевтического процесса таковы:
1) подготовительный этап;


2) этап
формирования
системы
психотерапевтических
отношений и начала творческой деятельности клиента;
3) этап
укрепления
и
развития
психотерапевтических
отношений
и
наиболее
продуктивной
творческой
деятельно-
сти клиента;
4) завершающий этап.
Подготовительный этап
Подготовительный
этап
арт-терапевтического
процесса
вклю-
чает следующие стадии:
1) первая встреча с клиентом, получение от него первич-
ных данных и определение показаний для арт-терапии;
2) разъяснение
клиенту
содержания
и
особенностей
арт-
терапевтической
работы,
основных
правил
его
поведения
и
тех
возможностей
для
художественной
экспрессии,
которые
имеются в его распоряжении;
3) заключение
арт-терапевтического
«соглашения»,
ре-
гламентирующего
общие
цели
и
условия
арт-терапевтиче-
ской работы, количество, частоту и продолжительность сес-
сий, а также другие моменты;
4)
создание «безопасного пространства».
Стадия 1. Показания для применения арт-терапии опре-
деляются следующими факторами:
О характер проблем клиента;
О степень имеющихся у него психических или физиче-
ских ограничений;
- возраст клиента;
- коммуникативные возможности клиента;
- уровень мотивации к арт-терапевтической работе;
- ожидания клиента от арт-терапевтической работы.
Несмотря на то что арт-терапию можно применять к ма-
ксимально широкому кругу клиентов, перед началом рабо-

27
4) ты
необходимо
определить,
насколько
целесообразным
мо-
жет быть ее использование для того или иного клиента.
5) Следует
учесть, что некоторые категории клиентов, обыч-
но
не
подлежащих
вербальной
психокоррекции
(например,
олигофрены;
лица
с
тяжелыми
психическими
заболевания-
ми
или
речевыми
нарушениями;
лица
преклонного
возраста
с
нарушениями
памяти
и
внимания),
при
определенных
условиях
могут
довольно
успешно
заниматься
с
арт-терапев-
том
индивидуально
или
в
группе.
Это
связано
с
тем,
что,
имея
сниженные
способности
к
вербальной
коммуникации,
они
нередко
могут
выражать
свои
переживания
в
изобрази-
тельной форме. Даже если некоторые из них не способны со-
здавать
художественные
образы,
простая
манипуляция
и
различные
виды
игр
с
изобразительными
материалами
ока-
зываются
очень
важными
для
активизации
таких
клиентов,
тренировки
у
них
сенсомоторных
навыков,
развития
невер-
бального мышления и других функций.
6) Тем
не менее принято считать, что в качестве самостоя-
тельного
лечебно-коррекционного
метода
арт-терапия
под-
ходит
прежде
всего
клиентам
с
негрубой
психической
пато-
логией в форме неврозов или личностных расстройств.
7) Более
серьезные
психические
нарушения
могут
являть-
ся
препятствием
для
формирования
психотерапевтических
отношений.
Однако
даже
в
таких
случаях
арт-терапия
мо-
жет
быть
использована
в
качестве
одного
из
элементов
ком-
плексной лечебной или реабилитационной программы [21].
8) Стадия
2. В ходе
первой встречи с
клиентом
психолог
обычно объясняет:
9) О в чем будет заключаться их совместная работа;
10)О что клиент может, а что он не может делать (напри-
мер,
портить
инвентарь
арт-терапевтического
каби-
нета,
использовать
изобразительные
материалы
опас-
ным для себя и окружающих образом);