Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

305
Занятие № 6
Цель.
Расширение
представлений
участников
о
самих
себе и своих детях (родителях) как о талантливых, уникаль-
ных, способных к внутреннему росту личностях.
Начало работы.
Группа
садится
в
круг.
Инструкция:
«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он
больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой
выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, исто-
рию, притчу, которые несли бы информацию о выбранном
вами качестве. Услышав ваш рассказ, остальные участники
группы должны понять, о каком качестве идет речь».
Обсуждение домашнего задания.
Упражнение «Полянка».
Все участники группы садят-
ся по кругу и по очереди представляют себя на полянке в
лесу в виде любого объекта и сообщают об этом другим участ-
никам; так происходит до тех пор, пока все участники груп-
пы не остановятся на каком-то одном персонаже. После это-
го все члены группы встают и начинают изображать своих
персонажей.
Когда
все
закончат
«представлять»,
начинает-
ся обсуждение этого упражнения.
Танцевально-двигательная
терапия.
Группа
выстраи-
вается в ряд. Звучит музыка, и участники начинают дви-
гаться,
причем
первый
участник
становится
ведущим,
а
остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник груп-
пы спонтанно и свободно самовыражается, максимально ис-
пользуя
свой
танцевально-экспрессивный
репертуар.
Осталь-
ные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его
движения.
Через
некоторое
время
первый
участник
перехо-
дит в конец ряда и становится ведомым.
Впечатления от занятия.
Домашнее
задание.
Нарисовать
свои
впечатления
от
упражнения «Полянка».
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».

Занятие № 7
Цель.
Развитие
способности
выражать
свои
истинные
чувства, коррекция неадекватной Я-концепции.
Начало
работы.
Группа
садится
в
круг.
Инструкция:
«Сейчас у каждого
из вас будет полторы
минуты для того,
чтобы обратиться к группе. Цель обращения
— помочь каж-
дому
отвлечься
от
проблем,
не
относящихся к нашей
работе,
сосредоточиться
на
ситуации
«здесь
и
теперь»,
полностью
включиться в работу группы».
Обсуждение домашнего задания.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

Психогимнастическое
упражнение
«Путаница».
Инст-
рукция:
«Давайте
встанем
поближе
друг
к
другу,
образуем
более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По
моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем это
так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то
одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми,
кто
стоит
рядом
с
вами.
Итак,
давайте
начнем.
Раз,
два,
три».
После
того
как
все
руки
соединены
попарно,
участни-
кам
группы
предлагается
«распутаться»,
не
разнимая
рук.
Обсуждение задания.
Изотерапия.
Нарисовать
свой
автопортрет

все
участ-
ники
группы
берут
лист
бумаги
форматом
А4
в
неведущую
Руку
(левая
для
правшей,
правая
для
левшей),
фломастер,
закрывают глаза и не отрывая руки от листа бумаги рисуют
свой
портрет,
затем,
когда
контуры
готовы,
участники
груп-
пы открывают глаза, и теперь им нужно довести до готовнос-
ти
свою
работу,
закрасить
фломастерами
разного
цвета
за-
мкнутые
пространства
внутри
портрета,
получившиеся
в
про-
цессе рисования. Обсуждение задания.
Танцевалъно-двигателъная
терапия.
Группа
встает
в
круг. Один из участников выходит в центр круга и танцует,
сначала танец «Какой я есть на самом деле», а затем — та-
нец «Каким бы я хотел быть». По окончании следующий
305

участник выходит в центр круга. Обсуждение задания про-
водится п о следующей схеме:
-
Что чувствовали участники, наблюдатели и сами тан-
цующие?
-
Как
в
нескольких
словах
можно
охарактеризовать
танец того или иного члена группы?
-
Каковы
характерные
особенности
танцевальной
экс-
прессии участников?
-
Насколько
отличаются
танец
«Я-реальное»
от
танца
«Я-идеальное» ?
- Танец был направлен на самовыражение или на взаи-
модействие с другими?
Впе ча т лен ия от за н ят ия .
До ма шн е е за да н ие. Вспомнить свой танец: «Какой я есть
на самом де ле» , а затем — танец «Каким бы я хотел быть» и
изобразить
на
бумаге
чувства,
которые
возникают
при
вос-
поминаниях от этих танцах.
Рит уа л за в ер ш ен ия за н я т ия — « Кол од ец» .
Занятие № 8
Це л ь. Повышение компетентности в общении с собствен-
ными детьми (родителями) и другими участниками группы.
На ча ло
р а бо т ы.
Выполняется
психогимнастическое
упражнение.
Группа
становится
в
шеренгу.
Одновременно
на счет ведущего всем участникам группы предлагается прыг-
нуть на месте с поворотом туловища на 9 0 ° ( в какую сторо-
ну

не
указывается).
Упражнение
считается
выполненным
тогда, когда все участники группы будут стоять лицом в одну
сторону.
Об с уж ден и е до ма шн его за да н ия .
Упр а жн ен ие « Ис по р ч е н н ый т елефо н » . Для проведения
упражнения
необходимо,
чтобы
один
из
играющих
схема-
тично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, напри-


308
мер дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы.
Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем
прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второ-
му, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает
услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание
картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисова-
но, сравнивается с самой картиной, затем оценивается ка-
чество устного рассказа о ней, в котором участвовали все иг-
рающие. Обсуждение упражнения.
Упражнение «Повтори позу».
Двое участников группы
становятся лицом друг к другу. Один принимает на пять се-
кунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное поло-
жение. После этого другой должен точно ее повторить, далее
они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже ста-
новятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары прини-
мают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник
другой пары (по знаку ведущего) должен показать их одну
за
другой.
И
вновь
пары
меняются
ролями.
Обсуждение
упражнения.
Изотерапия.
Упражнение
«Разговор
на
листе
бумаги».
Участники
группы
произвольно
разбиваются
на
пары.
Каждый
участник
выбирает
один
фломастер.
Каждая
пара
выбирает для выполнения упражнения свое место в помеще-
нии и берет лист бумаги форматом АЗ. Затем участники
каждой пары начинают свой «разговор», используя для это-
го только фломастер и лист бумаги, линии, геометрические
фигуры, пятна, разговаривать во время выполнения упраж-
нения запрещается. Обсуждение упражнения.
Впечатления от занятия.
Домашнее задание.
В течение трех дней обращать вни-
мание на то, насколько правильно вы понимаете окружаю-
щих людей, получая от них обратную связь, и насколько они
понимают вас.
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».

309
Занятие № 9
Цель.
Повышение
компетентности
в
общении,
достиже-
ние более высокого уровня групповой и семейной сплочен-
ности.
Начало работы.
Группа
садится
в
круг.
Инструкция:
«Пусть один из вас выйдет за дверь. Мы (кто останется) вы-
берем
одного
человека,
который
будет
инициатором
движе-
ния.
Он
будет
выполнять
какие-либо
движения,
время
от
времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник,
находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр
круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять,
кто же является инициатором движения». Обсуждение.
Обсуждение домашнего задания.
Изотерапия.
«Разбейтесь на две группы: «детей» и «ро-
дителей». Изобразите игру родителей и детей. Затем «дети»
начинают
рисовать
под
руководством
«родителей»,
а
«роди-
тели» создают рисунки для «детей». Работу завершите дис-
куссией
об
отношениях
детей
и
родителей».
Обсуждение
упражнения.
Танцевально-двигательная
терапия.
Круговые
тан-
цы — вся группа делает синхронные движения, держась за
руки. Группа танцует под музыку и затем изображает на ри-
сунке или в скульптуре свои впечатления. Обсуждение уп-
ражнения.
Впечатления от занятия.
Домашнее задание.
Дома в течение трех дней прослуши-
вать
разнообразные
музыкальные
произведения
и
изобра-
жать на листе бумаги свои впечатления.
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».
Занятие № 10
Цель.
Повышение
компетентности
в
общении,
развитие
сенситивности (чувствительности) по отношению к другим.


310
Начало работы.
Группа садится в круг. Психогимнасти-
ческое
упражнение
«У
кого
какой
цвет?»
Инструкция:
«Сейчас я раздам вам карточки с названием цвета, которые
повторяются дважды, то есть если вам досталась карточка,
на которой написано "зеленый", то вам следует знать, что
еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять
названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать
те ребята, у которых имеются цвета, соответствующие на-
званным плодам. Иногда я буду произносить названия пред-
метов, которые не являются овощем или фруктом. В этом
случае все остаются сидеть. По ходу упражнения вниматель-
но
следите
за
действиями
других
участников
группы.
Постарайтесь понять, у кого какой цвет». Обсуждение упраж-
нения.
Обсуждение домашнего задания.
Изотерапия.
«Используя
большой
лист
бумаги,
скре-
пите скотчем два листа обоев, обведите силуэты друг друга.
Затем раскрасьте их и разместите в пространстве помеще-
ния,
где
проводятся
занятия.
После
этого
проведите
"экс-
курсию"
по
выставке
получившихся
произведений».
Обсуж-
дение упражнения.
Психогимнастическое
упражнение
«Зеркало».
Обсуж-
дение.
Впечатления от занятия.
Домашнее
задание.
Нарисовать
совместный
рисунок
«Моя семья».
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».
Занятие № 11
Цель.
Осмысление и закрепление опыта, полученного в
процессе работы учебной группы.
Начало работы.
Участники садятся по кругу. Инструк-
ция: «у меня в руках несколько карточек. На них написаны

названия
различных
предметов,
состояний,
понятий.
Например, "лампа", "сон", "свет", "веселье" и т. д. Я прико-
лю карточку на спину одному из вас, и сделаю это так, чтобы
этот человек не видел, что на ней написано. Затем этот чело-
век будет подходить к разным участникам группы (по свое-
му выбору), и те, к кому он подошел, невербально, с помо-
щью жестов, будут показывать ему то, что написано у него
на карточке. Задача — понять, что написано на карточке».
Обсуждение упражнения.
Обсуждение домашнего задания.
Изотерапия.
«Каждый в группе должен выбрать для се-
бя цвет, отражающий его индивидуальность, и найти парт-
нера,
ориентируясь
на
его
цвет.
Затем
пары
изображают
"разговор цветов" на одном листе бумаги, пытаясь вести свою
линию параллельно линии партнера». Обсуждение задания.
Психогимнастическое
упражнение.
Инструкция:
«Вы-
берите себе пару и решите, как вы предложите партнеру про-
вести
завтрашний
день.
Информацию
о
ваших
предложени-
ях
необходимо
передавать
только
невербальными
средства-
ми

помощью
жестов).
Предлагать
варианты
проведения
завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигна-
лу». Обсуждение упражнения.
Упражнение «Вспоминание».
Все участники садятся по
кругу.
Инструкция:
«Сядьте
так,
чтобы
вам
было
удобно.
Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня в
группе, в обратном порядке, начиная с того момента, как я
закончу
говорить.
Постарайтесь
вспомнить
как
можно
по-
дробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего
не объясняя и не интерпретируя». Обсуждение упражнения.
Впечатления от занятия.
Домашнее задание.
Постараться вспомнить все занятия
и записать наиболее запомнившиеся моменты.
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».


312
Занятие № 12
Цель.
Подведение итогов и планирование перспектив.
Начало работы.
Группа садится в круг. Занятие начи-
нается с обсуждения домашнего задания.
Изотерапия.
Совместный
рисунок
на
листе,
состоящем
из
шести
листов
ватмана
с
использованием
всевозможных
художественных материалов. Обсуждение работы.
Обсуждение всего курса занятий.
Упражнение «Колодец».
Совместное чаепитие.
* * *
Эффективность
данной
программы
подтверждается
как
результатами
повторного
тестирования,
так
и
многочислен-
ными отзывами участников о позитивных изменениях, про-
изошедших в их жизни после посещения групп коррекции
детско-родительских отношений.

ОООООООООО 6
ОООООООО ООООООО ОООООООО
Точка (центр)
В мистических представлениях точка — это символ центра,
источник
жизни,
символ
первичной
созидательной
энергии,
которую
иногда
представляют
настолько
сконцентрирован-
ной,
что
отражать
ее
может
лишь
нечто
нематериальное
(например,
отверстие).
Древний
символизм
точки
как
пре-
дельно
сжатой
энергии,
широко
распространенный
в
мис-
тической
литературе,
чрезвычайно
близок
к
современным
физическим
и
астрономическим
теориям
о
происхождении
Вселенной.
Чтобы энергия вышла из первичного состояния и про-
явила себя, ей нужна точка отделения. Точка безразмерна и
еще не вышла из единства, но она необходима для проявле-
ния.
Поскольку
точка
состоит
из
одного-единственного
фак-
тора, она несет в себе число единства — «1». Точка — квинт-
эссенция всех знаков.
Линия
Если сила, первым проявлением которой была точка, дейс-
твует в течение некоторого времени, точка двигается и обра-
зует линию. Так родилось первое измерение — длина. По су-
ществу, линия бесконечна. Таким образом, в качестве перво-
го проявления она также соответствует числу «1». Но в мире
проявлений (в физическом мире), где все имеет начало и ко-
нец, линия тоже ограничена тремя факторами — начальной
точкой,
конечной
точкой
и
пространством,
лежащим
между
ними.