Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере, сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством – борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Для того чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование страховых взносов и перевод отдельных видов медицинской помощи на платную основу.

Решение этих вопросов связано как с общим улучшением экономической ситуации в стране, так и с изменением хозяйственного механизма самого здравоохранения.

2. АМЕРИКАНСКАЯ И ЯПОНСКАЯ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Система управления в американских фирмах характеризуется рассмотрением персонала как главного источника повышения эффективности производства, предоставлением ему определенной автономии. Подбор кадров в американских фирмах осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Ориентация делается на узкую специализацию менеджеров, инженеров, ученых.

Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке количественно выраженных целей, которые носят, как правило, краткосрочный характер.

Процесс принятия управленческих решений осуществляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию. Характерными условиями труда являются: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, приемлемыми и удобными для работников; уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата; переход на гибкие формы оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы - проектно-целевые группы.


Специфика управления персоналом в японских компаниях основывается на следующих особенностях: пожизненный найм или найм на длительный срок; повышение заработной платы с выслугой лет, участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы, а не отрасли. Основные принципы японского типа управления: переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и работников, высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы; приоритет коллективного начала, поощрение трудовой кооперации внутри фирмы, в рамках небольших групп; атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов; поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников и инвесторов; доверительно-семейный способ формирования связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе между поставщиками и покупателями продукции.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции. Производственный процесс состоит из следующих процессов:

- Основные - это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции;

- Вспомогательные - это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электрической, тепловой, пара, воды, сжатого воздуха и т.д.);

- Обслуживающие - это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов но в результате которых продукция не создается (хранение, транспортировка, технический контроль и т.д.).

В условиях автоматизированного, автоматического и гибкого интегрированного производств вспомогательные и обслуживающие процессы в той или иной степени объединяются с основными и становятся неотъемлемой частью процессов производства продукции, что будет рассмотрено более подробно позже.

Тип производства представляет собой комплексную характеристику технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции. Различают три типа производства: единичное, серийное, массовое.



Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий, зачастую не повторяющихся. Особенности этого типа производства заключаются в том, что рабочие места не имеют глубокой специализации, применяются универсальное оборудование и технологическая оснастка, большая часть рабочих имеет высокую квалификацию, значительный объем ручных сборочных и доводочных операций, здесь высокая трудоемкость изделий и длительный производственный цикл их изготовления, значительный объем незавершенного производства.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату.

Массовое производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах в течение относительно продолжительного периода времени. Особенности организации массового производства заключаются в том, что можно специализировать рабочие места на выполнении одной постоянно закрепленной операции, применять специальное оборудование и технологическую оснастку, иметь высокий уровень механизации и автоматизации производства, применять труд рабочих невысокой квалификации. Массовое производство обеспечивает наиболее полное использование оборудования, высокий уровень производительности труда, самую низкую себестоимость изготовления продукции по сравнению с серийным и тем более единичным производством. Этот тип производства экономически целесообразен при достаточно большом объеме выпуска продукции, поэтому необходимым условием массового производства является наличие устойчивого и значительного спроса на продукцию.
4. ВОСПРОИЗВОДСТВО И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕСУРСОВ


Воспроизводство – непрерывное возобновление ресурсов. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых ресурсов, в т.ч. капитала и труда, в данном периоде остаются неизменными. При прежней производительности этих ресурсов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких видов ресурсов, осуществляемый, как правило, за счет капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства.

Система воспроизводства обеспечивает их устойчивость в рамках оборота материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимую cопряженность и структурную сбалансированность производства, доходов и конечного спроса.

Воспроизводственная функция финансов предприятий заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Финансы должны обеспечивать сбалансированное движение стоимостных и натурально-вещественный потоков в процессе воспроизводства. Достижение и поддержание сбалансированности ресурсов обеспечивается эффективным функционированием относительно автономных финансовых подсистем, каждой из которых присущи свои специфические особенности и закономерности образования, накопления и использования финансовых ресурсов.
1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

Общие принципы и методология ценообразования предполагают, что цена должна отражать условия внешней, среды, включать все затраты лечебного учреждения, включать прибыль (как источник денежных средств на будущее развитие ЛПУ), индексироваться в условиях инфляции.

Механизм формирования цен — это процесс анализа хозяйствующими субъектами экономической ситуации и разработки на этой основе ценовой политики, обеспечивающей достижение поставленных целей. Он включает в себя следующие основные элементы: 1. Определение цели - необходимо четко уяснить, на решение каких задач должны быть направлены цены, что они будут стимулировать, как будет использоваться прибыль, получаемая через цены, каков конкретный результат применения той или иной методики ценообразования. Для некоторых ЛПУ очень актуальной является цель максимизации текущей прибыли. Для этого необходимо оперативно и объективно оценивать все тенденции спроса и предложения, а это весьма сложная задача. Есть ЛПУ, которые преследуют цель максимального охвата рынка добиться ее можно путем установления различного уровня цен для определенных слоев населения (сегментов рынка). 2. Оценка рыночной конъюнктуры и затрат исследуется со стороны спроса: полезность услуги, психология и платежеспособность потребителя; со стороны предложения: масштаб производства услуг, возможности и поведение конкурентов, прогноз возможного изменения цен; финансовый инструмент (возмещение лишь затрат или расширенное воспроизводство); исследование всех в издержек и скорость их изменения. 3. Поиск нужного метода ценообразования - установление базы расчетов: по каким ценам вести расчеты (ориентированным на фактические затраты конкретных лечебно-профилактических учреждений или единым для района, города). Очень важно установить уровень цены в соответствии с поставленной целью, Различают минимальный уровень цены (определяется затратами); максимальный уровень цены (обусловливается спросом или ценностью услуги); оптимальный уровень цены (тот, который соответствует достижению поставленной цели); уровень цены, безразличный для пациентов (им все равно, в каком учреждении получать услуги). 4. Определение итоговой цены: преодоление противоречия между сторонами, ведущими взаимные расчеты, согласование методики, индексация затрат из-за инфляции, определение издержек. Для этого необходимо произвести полную калькуляцию издержек, сгруппировать их. При этом выделяются постоянные издержки и переменные. Постоянные - это затраты, которые остаются неизменными, независимо от объемов производства и реализации услуг (аренда помещений, налог на имущество, амортизационные отчисления, оклады управляющего персонала и др.). Переменные издержки - это затраты, величина которых напрямую связана с объемом производства услуг (расходные материалы,
затраты на электроэнергию, расходы на наемных работников и др.). Суммируя все постоянные и переменные издержки, ЛПУ получают полные издержки, то есть, себестоимость медицинских услуг. 5. Контроль за ценами: поскольку соотношение рыночной цены на медицинские услуги и реальных затрат на их оказание отражает, а скорее, представляет собой миниатюрный слепок экономического положения медицинских учреждений.

Цели ценообразования в организации здравоохранения таковы: -   покрытие и постоянное снижение издержек; -   обеспечение рентабельности производства, услуг; -   повышение конкурентоспособности поставщиков услуг; -   завоевание потенциального рынка потребителей; -   формирование стабильного потока пациентов; -   обеспечение оптимальной загрузки персонала и медицинского оборудования.

Задачи ценообразования организации здравоохранения входят в состав целевого блока, реализуемого в рамках ценовой политики, и подчиняются воздействию со стороны единых целей учреждения здраворхранения. Они развивают цели до этапа реализации их на практике. Многообразие целей и задач диктует многообразие видов цен на медицинские услуги.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Это так называемая среда прямого воздействия.

Под средой прямого воздействия понимаются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. К таким факторам относят

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.