Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 элементом государства всеобщего благосостояния. Согласно статье 7 Конститу- ции
2
, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
Нормы, прописанные в Конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для исполнения. Социальный прогресс требует от государства уде- лять больше внимания решению проблем социального обеспечения, и чем после- довательнее будет это внимание, тем стабильнее будет общественно-политиче- ская ситуация в России, тем сильнее социальная защищенность граждан, тем комфортнее их жизнь, тем комфортнее их психологическое благополучие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.
Право граждан России на социальное обеспечение закреплено в статье 39
Конституции
3
. В нем говорится, что каждому гражданину Российской Федера- ции гарантируется социальное обеспечение по возрасту, на случай болезни, ин- валидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других установленных законом случаях. Социальное обеспечение является выражением социальной по- литики государства на данном этапе его развития.
Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики госу- дарства, направленная на оказание материальной поддержки определенным ка- тегориям граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае событий, признанных государством соци- ально значимыми, с целью выравнивания социального статуса этих граждан по сравнению с другими. другие члены общества).
В юридической литературе можно найти ряд других определений этого поня- тия. Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материальной поддержки граждан (в денежной и натуральной форме) по
2
Статья 7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3
Статья 39. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

13 достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, потери трудового заработка или дохода в других случаях, специально предусмотренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемый за счет специально созданных внебюджет- ных фондов обязательного социального страхования, формируется за счет стра- ховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Феде- рации уполномоченными органами в установленном законом порядке. К. Н. Гу- сов и М. О. По мнению Буяновой, социальное обеспечение предлагается пони- мать как "форму выражения социальной политики государства, направленную на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан из гос- ударственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе его развития социально значимыми". значимый, с целью выравнивания социального статуса этих граждан по сравнению с другими членами общества".
Проанализировав эти определения, можно выделить существенные особенности социального обеспечения на современном этапе:
1) государственный характер организационных и правовых методов рас- пределения совокупного общественного продукта, установленных в обществе через систему социального обеспечения;
2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признавае- мых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;
3) закрепление в нормах права или в договорах, санкционированных госу- дарством, круга лиц, подлежащих охране;
4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже


14 которого оно быть не может, путем законодательного закрепления видов обеспе- чения, его уровня и условий предоставления.
Основные функции социального обеспечения включают:
1) экономическая функция социального обеспечения, суть которой заклю- чается в том, что государство использует социальное обеспечение как один из способов распределения части валового внутреннего продукта, оказывая тем са- мым определенное влияние на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ взамен утраченного заработка или вместе с ним при возникают социальные риски, указанные в законах;
2) производственная функция, которая выражается в том, что право на мно- гие виды социального обеспечения обусловлено трудом, а уровень обеспечения часто зависит от его характера и размера вознаграждения за труд;
3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обес- печения способствует поддержанию социального статуса граждан при возникно- вении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предотвращения обнищания;
4) политическая функция позволяет государству осуществлять основные направления социальной политики с помощью средств, специфичных для соци- ального обеспечения. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных по- ложений осуществляется в основном через систему социального обеспечения.
Состояние социального мира в обществе зависит от того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию.
5) защитная функция заключается в том, что общество обеспечивает

15 социальное обеспечение с целью защиты граждан, оказавшихся в трудной ситу- ации.
Социальное обеспечение обеспечивается за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника средств существует 2 вида социаль- ного обеспечения:
1) государственное социальное обеспечение;
2) негосударственное социальное обеспечение.
Конституция устанавливает правовой статус граждан в области социаль- ного обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом (статья 39)
4
; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предоставляется гражданам бесплатно в госу- дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право на защиту от безработицы (статья 37)
5
; материнство и детство, семья находятся под защи- той государства (статья 38)
6
Независимо от источника средств, государственное социальное обеспече- ние предоставляется в различных видах: пенсии, пособия, компенсации, соци- альные услуги.
Следует дать определения этим понятиям.
4
Статья 39. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
5
Статья 37. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
6
Статья 38. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из- менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)


16
Пенсия — это регулярная денежная выплата, предоставляемая с целью воз- мещения гражданам заработной платы или других доходов, которая произво- дится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из спе- циальных фондов, предназначенных для этих целей.
В зависимости от обстоятельств, при которых предоставляется право на пенсию, различают следующие виды пенсий:
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- трудовая пенсия.
- пособие
Государственная пенсия – это ежемесячная государственная денежная вы- плата, которая на условиях и нормах, установленных федеральным законом, и предоставляется гражданам для компенсации доходов, потерянных в результате прекращения государственной службы, при выходе на пенсию в связи с инвалид- ностью (инвалидностью) или в связи с ухудшением здоровья граждан. возмещать ущерб, причиненный в результате радиации или техногенных катастроф во время прохождения военной службы, в случае инвалидности или потери кор- мильца, по достижении совершеннолетия или нетрудоспособного гражданина для обеспечения средств к существованию)
Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая в качестве компенсации гражданам заработной платы или других пособий, кото- рые страхователи получали до трудовой пенсии, или членам семей-инвалидов, погибших в результате смерти этих лиц, право которых определяется в соответ- ствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. Пособие
– это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назнача- ется определенным категориям граждан в порядке и размерах, установленных законом, с целью оказания дополнительной материальной помощи и является

17 дополнением к другому постоянному и основному источнику существования.
Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление.
Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые опреде- ляют цель социального обеспечения населения. Государство определяет основ- ные направления деятельности в этой сфере. Спектр гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.
Сегодня гораздо проще решать многие вопросы, связанные с их социаль- ным обеспечением и соблюдением их прав. Социальные службы не могут напря- мую общаться со своими гражданами через МФЦ.
Проблемы правовой неграмотности населения постоянно возникают в су- дебной системе.
Как правило, для осуществления защиты требуется определенный уровень юридической квалификации (в большинстве случаев).Для решения этой про- блемы Государственная Дума Российской Федерации 2 ноября 2011 года при- няла Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Фе- дерации"
7
, одобренный Советом Федерации 9 ноября того же года. Настоящий
Федеральный закон устанавливает основные гарантии реализации права граждан
Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридиче- ской помощи в Российской Федерации, организационно-правовую основу фор- мирования государственных и негосударственных систем бесплатной юридиче- ской помощи и организационно-правовую основу правовой информации и пра- вового просвещение населения.
Изучая теорию социального обеспечения в Российской Федерации, но не применяя ее на практике, можно создать впечатление о полной государственной поддержке и социальной помощи населению.
7
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской
Федерации"


18
Каждый Федеральный закон предусматривает полное обеспечение и реа- лизацию прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской
Федерации, полную автоматизацию системы социального обеспечения, предо- ставление всему населению равных условий социальной жизни, независимо от их трудоспособности, физической и моральной способности иметь источник средств к существованию, начальный социальный статус, образование и тому подобное. Но, касаясь практики той же сферы, мы сталкиваемся с рядом проблем и необходимостью доработки этой сферы, например, после получения статуса
«нуждающегося в улучшении жилищных условий» не каждый перевозчик полу- чит жилплощадь или субсидию на ее приобретение в короткие сроки. Это свя- зано с экономической и политической ситуацией в государстве, зачастую, для того, чтобы получить денежную субсидию, гражданину необходимо дождаться выделения средств из федерального бюджета на улучшение жилищных условий в данном регионе, после выделения средств происходит последовательность вы- плат, соответственно, выплаты делаются в первую очередь нуждающимся, хотя на самом деле статус нуждающихся в улучшении жилищных условий у всех пе- ревозчиков должен быть равным, но с морально-этической точки зрения это не- правильно, ведь, например, многодетные семьи с тремя и более несовершенно- летними детьми должны иметь приоритет, поскольку этот вопрос затрагивает интересы и жилищные условия несовершеннолетних. Такая же ситуация с выде- лением жилых помещений по договору социального найма, ведомственным жи- льем и другими аспектами улучшения жилищных условий, только выделение средств из бюджета заменяется выделением жилых помещений в натуральной форме.
Для того чтобы в полной мере реализовать социальное обеспечение в соот- ветствии с действующим законодательством Российской Федерации, необхо- димо на практике применить ряд поправок в законодательстве и в действующей системе работы органов социальной защиты, органов исполнительной власти, и поскольку, практически, вся система законодательства и государственных

19 органов взаимосвязаны, невозможно будет конкретизировать задачу улучшения социального обеспечения путем внесения поправок в конкретную область зако- нодательства. и правила внутренней службы определенных подразделений. Это изменение требует длительного и систематического совершенствования всех сфер законодательства, а вместе с этим и системы работы всех органов медицинское и государственной власти.
1.2 Правовое регулирование социального обеспечения судей.
«О статусе судей в Российской Федерации»
8
, судьей является лицо, наде- ленное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Непосредственно сам правовой статус судьи в Российской Федерации представляется как совокупность прав и обязанностей, а также законных интере- сов должностными лицами, судьями, которые были наделены данным статусом в конституционном порядке.
Правительство Российской Федерации предоставляет соответствующие га- рантии для лиц, занимающих статус судьи Российской Федерации. Гарантии со- циальной защиты судей, в частности, закреплены федеральными законами Рос- сийской Федерации N 6 9
и N 3132-1 10
, статьей под номером 20, так же стоит под- метить, что особый вид социальной защиты судей не противоречит статье 19
Конституции Российской Федерации
11
, которая предусматривает равенство прав граждан вне зависимости от должности граждан, которые обеспечивают осу- ществление социальных прав судей.
В пределах гарантии не находятся юридические гарантии и законные
8
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 1, пункт 3 9
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10.01.1996 N 6-ФЗ
10
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 11
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменени- ями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), статья 19


20 интересы, в спектр гарантий входит социальные права судей, другими словами данность можно назвать как объект гарантий социальной защиты судей. В пере- чень субъектов социальной защиты входит:
- Действующие судьи, судьи считающиеся вступившими в должность с мо- мента принесения ими присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи, исходя из статье 11 закона Российской Федерацииn 3132-1 12
- Судьи в отставке
13
, ушедший в отставку по собственному желанию неза- висимо от возраста, так же судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если полномочия были прекращены по основания подпункта 1, 2, 4, 9, 11 пункта
1 статьи 14 закона Российской Федерации N 3132-1 14
- Правопреемники судей, цитирования из гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 44 15
, процессуальное правопреемство, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязатель- ствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Сама система социальной защиты судей сфокусирована на:
- Обеспечении независимости судей
- Поддержании высокой производительности труда
- Повышение престижа должности судьи
- Предотвращение риска понижения социального статуса судей
Система разделения властей выделяет судебную власть как самостоятель- ную ветвь власти, главенствующей функции к реализации является правосудие.
Меры социальной защиты осуществляются по гаранту для судей:
12
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 11, пункт 5 13
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 15 14
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 14, пункт 1, под- пункты 1, 2, 4, 9 и 11 15
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Статья 44. Про- цессуальное правопреемство

21
• Общей юрисдикции;
• Военных судей;
• Мировых судей;
• Вышедших на пенсию.
Исходя из следующих положений:
- Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, при- надлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или чле- нам его семьи в полном объеме, пункт 5, статья 20, закона Российской Федерации
N 3132-1 16
- Перечисление видов и особенностей социальной защиты военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Россий- ской Федерации, а также членов их семей, статья 31, федерального конституци- онного закона N 1 ФКЗ
17
- Государство, при помощи федерального закона "О государственной за- щите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга- нов" от 20.04.1995 N 45-ФЗ
18
, в целях обеспечения государственной защиты су- дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдель- ных категорий военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов государственной охраны и иных лиц, осуществ- ляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягатель- ствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправле- ния правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, уста- навливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества.
- Федеральный закон N 125 19
в целом предусматривает и устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного
16
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20, пункт 5 17
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О военных судах
Российской Федерации", статья 31 18
Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и кон- тролирующих органов" от 20.04.1995 N 45-ФЗ
19
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производ- стве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ