Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 последующей компенсации не определяется законодательством, но стоит отме- тить, что размер компенсации, зачастую, ровняется средней стоимости путевки, которая определяется исходя из цен в Российской Федерации на путевки в сана- тории
78
. Однако анализ отдельных актов Совета судей субъектов Российской Фе- дерации позволяет прийти к выводу, что размер компенсации определяется ис- ходя из размера выделенных средств на статью расходов компенсации за неис- пользованное право на санаторно-курортное лечение действующих судей, поде- ленного на количество штатных единиц судей, осуществляющих деятельность в данном субъекте, из этого следует, что размер компенсации на деле не зависит от цен путевок в санаторно-курортные организации, а разнится от субъекта к субъекту. И данные факты ставят под угрозу равенство прав лиц с одинаковым статусом, и ставит в большие рамки сомнения саму идею компенсации стоимо- сти санаторной путевки, напомню, что судья в отставке, не использовавшие право на санаторно-курортное лечение, не получают компенсацию. Было бы весьма верным установить точную денежную сумму для компенсации, так как законодательство Российской Федерации не установило этого факта, конечно же с учетом ежегодной индексацией.
Компенсация будет осуществляться за достойную причину отсутствия воз- можности поехать в санаторно-курортную организацию, к примеру такой причи- ной является отпуск по уходу за ребенком. Ведь в течении отпуска судья не те- ряет своего статуса, соответственно не теряет право на получение санаторно-ку- рортного лечения, поэтому в приведенном случае судья имеет полное право рас- считывать на компенсацию не использованного право на санаторно-курортное лечение.
В данном случае, компенсация будет направленна только судье, за неис- пользованное право судьи на санаторную путевку, право на компенсацию, а точ- нее реализация этого права членами его семьи в приведенном случае не учиты- вается.
78
Баранков В. Л. Социальные гарантии защиты судей и членов их семей // Журнал российского права. –
2014. – № 11. – С. 8
52
Законодательство Российской Федерации не предусматривает факт того, имеют ли члены семьи судьи право получить санаторно-курортное лечение за счёт средств бюджета при отказе самого судьи воспользоваться данным правом, взамен на получение денежной компенсации.
В практике, когда санаторно-курортное лечение получали члены семьи судьи, то судье денежная компенсация не выплачивалась. Члены семьи должны иметь право на реализацию права на санаторно-курортное лечение вне зависи- мости от реализации данного права непосредственно самим судьей, в связи не- использованной путевки судьи, и выплата должна осуществляться в размере од- ной путевки.
При уходе судьи в отставку или на пенсию право на получение путевки за счет средств федерального бюджета сохраняется. В данном случае, этим правом обладает исключительно судья, его члены семьи не обладают схожим правом.
Как уже не раз упоминалось выше, компенсация за неиспользованную путевку не предусмотрена судьям в отставке. С учетом Определение Конституционного
Суда РФ от 24.01.2006 N 10-О
79
, данная норма не нарушает конституционные права. Исключение составляет статья 7.1 федерального закона N 3132-1 80
, в ко- торой учитывается то, что, в случае если санаторно-курортное лечение в период привлечения пребывающего в отставке судьи к осуществлению правосудья, по- скольку на него до сих пор распространяются все гарантии, которые присуще действующим судьям, в том числе право на санаторно-курортное лечение всей семьей.
Если рассматривать санаторно-курортное лечение, которое было оплачено самостоятельно, то возмещение расходов не предусмотрено ни законодатель- ством, ни государственным контрактом.
С учетом сложившейся сложной экономической ситуацией, дефицитом
79
Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2006 N 10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первовского Германа Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов
Судов Российской Федерации"
80
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 7.1 «Исполнение обязанностей судьи»
53 федерального бюджета, хочется выделить то, что санаторно-курортное лечение предоставляется в медицинских целях, хочется предложить следующие вари- анты решения многочисленных проблем:
- Путевки предоставляются судьям, так же судьям, пребывающим в от- ставке, и членам их семей
- Компенсация будет осуществляться в твердом, установленном денежной эквиваленте
- Подтверждать нуждаемости в предоставлении санаторно-курортного ле- чения
Данные подходы помогут оптимизировать расходы бюджета, достичь це- лей санаторно-курортного лечения, защищать обеспечиваемых субъектов от не- обоснованного отказа в предоставлении путевки.
Проблематичным вопросом является правовое регулирование санаторно- курортного лечения судей конституционных судов субъекта Российской Феде- рации. На сегодняшний день до сих пор не существует отдельного закона, кото- рый бы затрагивал организации деятельность конституционных судов субъектов
Российской Федерации и устанавливающего статус таких судей. Учитывая фе- деральный конституционный закон N 1 81
, конституционные суды учреждаются субъектом Российской Федерации, их финансирование происходит за счет средств соответствующего бюджета. Из этого исходит факт, что все меры за- щиты конституционных судей устанавливаются субъектами Российской Феде- рации по собственному усмотрению.
Санаторно-курортное лечение для конституционных судей предоставля- ется не в каждом субъекте Российской Федерации, которые имеют конституци- онный или уставной суд.
Данный уровень социального обеспечения для конституционных судей не соответствует их высокому статусу, который имеет равное значение на ровне с иными судьями, ведь они на ровне осуществляют правосудие в связи со своей
81
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе
Российской Федерации"
54 компетенции. Конечно же от части нагрузка конституционных судей меньше, чем у представителей иных судов, однако распределять право на социальное обеспечение в зависимости от количества нагрузки было бы весьма неправиль- ным, так же не верно оставлять данные вопросы в компетенции субъекта Россий- ской Федерации. Необходимо введение, на федеральном уровне, нормативно правовых актов, регулирующих и устанавливающих принципы:
- санаторно-курортного лечение
- улучшение и обобщение, с последующей характеристикой, мер социаль- ной защиты конституционных судей
- трактовка статуса конституционного судьи
Подводя итоги о санаторно-курортном лечении судей, хочется подчерк- нуть, данная сфера обладает скудным законодательным регулированием. Закон
N 3132-1 «О статусе судей»
82
закрепляет право на санаторно-курортное лечение, но ни он, ни различные иные законы, не раскрывают и не устанавливают порядок и механизм реализации. Совет судей Российской Федерации осуществляет пол- номочия по определению данного порядка и механизма предоставления сана- торно-курортного лечения. Большинство вопросов вовсе не урегулировано, как уже говорилось выше, некоторыми вопросами занимаются субъекты Российской
Федерации. Растет тенденция по передаче полномочий по регулированию ста- туса судьи с законодательного уровне на уровень актов Совета судей Российской
Федерации.
На сегодняшний день возникла четкая необходимость урегулирования и разработки единого механизма медицинской помощи, которая конечно же будет включать в себя санаторно-курортное лечение судей на федеральном уровне.
Подводя итог касательно нормативно правовых актов:
• Необходимо исключить пункт 5 из 19 статьи федерального закона N 3132-
1, и перенести его в статью 20, того же закона
82
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1
55
• Необходимо разработать и принять «Федеральную программу медицин- ского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения и сана- торно-курортного лечения, судей за счет средств федерального бюджета» и предусмотреть механизм ее реализации. Там должны затрагиваться во- просы:
- Приобретения и распределения санаторно-курортных путевок между су- дьями, судьями в отставке, членами их семей
- Выделение средств бюджета должно осуществляться из количества всех лиц, которые имеют право на санаторно-курортное лечение
- Определение сроков и условий пребывания судей в санаторно-курортные организации
• Закрепление членами семьи права на санаторно-курортное лечение вне за- висимости от реализации данного права самим судьей
• Определение и установление единого размера компенсации за неиспользо- ванное право на санаторно-курортное лечение или компенсацию в твёрдом денежном эквиваленте с учетом интоксикации
• Необходимо рассмотреть модель санаторно-курортного обеспечения су- дей, при которой путевки будут предоставляться судьям (в том числе пре- бывающим в отставке), членам их семей, а компенсация выплачиваться всем перечисленным категориям в размере твердой денежной суммы, только в случае если они подтвердили свою нуждаемость в санаторно-ку- рортном лечении справкой, но не смогли реализовать свое право вовремя по не зависящим от них причинам (например, обстоятельства непреодоли- мой силы, смерть близкого родственника и другие), в том числе при не- предоставлении путевки.
• Стоит принять Федеральные законы «О конституционных судах субъектов
Российской Федерации» и «О статусе конституционных судей субъектов
Российской Федерации». В которых будут установлены общие положения
56 о мерах их социальной защиты, включая право на санаторно-курортное ле- чение
3.3 Проблемы социального обеспечения судей и пути их решения
Судебная власть в любом государстве выполняет ряд социально-правовых функций: отправление правосудия, обеспечение прав и свобод человека и граж- данина, конституционный контроль и другие. В связи с этим вопросы, связанные с судебной системой, являются объектом постоянного пристального внимания исследователей.
Судьи являются носителями судебной власти. Конституция Российской
Федерации возлагает на них функцию отправления правосудия.
В последнее время, в том числе в связи с подготовкой к предстоящему IX
Всероссийскому съезду судей, проблемы совершенствования гарантий статуса судей в Российской Федерации стали особенно актуальными.
Гарантами обеспечения важнейшего конституционного принципа незави- симости судебной власти являются высокий социальный статус судей, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей. Укрепление штата судей также является важным компонентом обеспечения конституционных принципов.
Пунктом 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N
3.132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе су- дей) предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его пра- вовая защита, материальное и социальное обеспечение, предусмотренные насто- ящим Законом, распространяются на всех судей Российской Федерации и не мо- гут быть отменены или сокращены другими нормативными актами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Актуальным является вопрос повышения оплаты труда судей и дальней- шего поддержания ее на высоком уровне, что гарантирует достойную финансо- вую поддержку судей и исключает коррупционные проявления в их
57 деятельности.
В ходе XIII Всероссийского съезда судей (декабрь 2012 г.) была отмечена необходимость реализации мер по разработке и внесению в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального за- кона "О стандартах финансирования судов Российской Федерации". Однако эти меры остались невыполненными, тем более что ситуация усугубляется недоста- точным финансовым и вещественным обеспечением судебных участков миро- вых судей: в ряде субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов на следующий год финансирование мировых судей было сокращено.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федера- ции" финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и неза- висимого отправления правосудия и осуществляться на основе стандарты, утвер- жденные федеральным законом. Эти стандарты еще не установлены.
В качестве временной меры можно предложить внести изменения в дей- ствующее законодательство, введя положение, гарантирующее невозможность сокращения финансирования судебных округов мировых судей без согласия су- дейского сообщества по аналогии с существующим порядком финансирования федеральных судов.
Надлежащее социальное обеспечение судей является одним из важных условий отправления правосудия беспристрастным судом. Кроме того, суще- ствует взаимосвязь между притоком высококвалифицированных кадров и гаран- тированным решением социальных проблем, в том числе реализацией права су- дей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление жилья.
В Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной си- стемы России на 2013-2020 годы" указано, что решение проблемы обеспечения
58 жильем судей и сотрудников судов и Судебного департамента Верховного Суда
Российской Федерации (далее - Судебный департамент), которые необходимость улучшения жилищных условий, с точки зрения обеспечения независимости су- дебной власти, остается чрезвычайно важной.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Фе- дерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке предоставления судьям, прокуро- рам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, нуждаю- щимся в улучшении жилищных условий, отдельных жилых помещений" (27) до внесения соответствующих изменений в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации, улучшение жилищных условий судей осуществляется пу- тем приобретения (строительства) на конкурсной основе отдельных жилых по- мещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специа- лизированному жилищному фонду Российской Федерации.
Однако данная процедура носит временный характер, установленный до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федера- ции.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации Постановлением от 24 мая
2013 года № 69 утвердил Положение о специализированном жилищном фонде в арбитражных судах Российской Федерации, в котором достаточно подробно ре- гламентированы общие положения, порядок предоставления служебных жилых помещений судьям арбитражных судов, порядок владения им и использования. Судебный департамент признал недействительным выше- указанное положение, не приняв другого аналогичного акта.
Таким образом, на сегодняшний день в судебной системе Российской Фе- дерации отсутствует правовое регулирование порядка предоставления служеб- ных помещений судьям, использования этих помещений и их освобождения, в том числе после выхода судьи на пенсию, что вызывает трудности в практике судов.
59
Таким образом, требуется законодательное регулирование порядка обеспе- чения судей жилыми помещениями, для чего необходимо продолжить работу над проектом Федерального закона № 411356-4 "О внесении изменений в статью
19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 276-ФЗ "О внесении измене- ний в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федера- ции" установлен уровень бюджета, из которого осуществляется финансирование расходов на жилье для мировых судей, с учетом предоставления обеспечения жильем мировых судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соот- ветствии с расходными обязательствами Российской Федерации.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации <10>, основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждаю- щихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непо- средственно в федеральном законе, который должен определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предо- ставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введе- ния в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Кроме того, требует внимания вопрос компенсации судьям расходов, свя- занных с наймом (субарендой) жилых помещений, решение которого обеспечит судьям надлежащие жилищные условия и будет способствовать дальнейшему привлечению высококвалифицированных судейских кадров. Этот вопрос осо- бенно остро стоит в судах на территориях Республики Крым и города федераль- ного значения Севастополя в связи с преобразованием судебной системы, а также в судах Сибири и Дальнего Востока из-за их территориальной удаленно- сти.
Положением о порядке компенсации судьям расходов, связанных с наймом
60
(субарендой) жилого помещения, утвержденным Приказом Судебного департа- мента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. N 258
<11>, установлено, что максимально возможный размер компенсации определя- ется исходя из площадь жилого помещения, необходимого для предоставления судье, и предельная стоимость найма одного квадратного метра жилой площади в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минтруда России на соответствующий год.
Следует отметить, что такой порядок расчета размера компенсации позво- ляет лишь частично компенсировать фактически понесенные расходы, связан- ные с арендой (субарендой) жилых помещений, поскольку размер компенсации, определенный действующим в настоящее время правилом, не соответствует фак- тическим ценам на аренду на рынке недвижимости.
В литературе можно найти предложения по использованию положитель- ного опыта решения жилищных проблем военнослужащих и сотрудников право- охранительных органов.
Вопросы медицинского обслуживания судей требуют повышенного вни- мания с учетом необходимости достижения основных результатов государствен- ной политики в этой сфере.
Судьи и члены их семей получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета путем централизованного заключения государственного контракта на добровольное медицинское страхование судей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, в том числе судей в отставке, и членов их семей.
Требуются изменения в действующий порядок реализации права на меди- цинское обслуживание судей, в том числе вышедших на пенсию членов их