Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 766
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
328 3. Частные формы зависимого отклоняющегося поведения: алкогольная и никотиновая зависимости
Основные условия и причины формирования алкогольной аддикции.
Особенности поведения личности, психологическая характеристика личности, подверженной алкоголю.
Особенности формирования никотиновой аддикции. Профилактика алкоголизма и табакокурения.
4. Профилактика наркомании в образовательной среде
Основные условия и причины формирования наркотической аддикции. Особенности поведения и психологическая характеристика личности, подверженной наркотической аддикции. Социально – психологическое воздействие на личность, подверженной наркотической аддикции.
5. Профилактическая деятельность в связи с проблемой аддиктивного поведения молодежи
Технологии первичной, вторичной и третичной профилактики. Модели профилактической работы в РФ и за рубежом: медицинская модель, образовательная модель, радикально-политическая модель, модель самоусиления.
Проблемы противодействия дальнейшему развитию наркотизма в России и РБ. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020г. Этапы профилактической деятельности
(диагностический, информационно-просветительский, тренинги личностного роста).
6. Организация профилактической работы в образовательной среде
Реализация профилактических вмешательств в условиях образовательных учреждений в свете «Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде» и «Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде». Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ. Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.
Формы и методы педагогической профилактики аддиктивного поведения. Организация профилактической работы с родителями и учителями. Роль наркопостов в образовательных учреждениях в первичной профилактике химических зависимостей. Проектирование профилактических программ.
7. Делинквентное поведение
Противоправное поведение. Правонарушения: общие понятия, терминология, распространенность.
Систематизация (классификация) правонарушений.
Особенности делинквентных форм поведения. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения.
Основные группы делинквентных личностей. Типы деформации личности по А.И. Долговой (насильственный тип, корыстный тип). Противоправная мотивация.
Мотивация правонарушений у несовершеннолетних
(корыстная и насильственно-эгоистическая).
Профилактика коррупции в образовательной среде.
6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№
Наименование раздела дисциплины
Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
329
ЛБ
СРС
Всего
1. Современные представления о формировании аддиктивного поведения
2 2
4 2. Виды аддикций
2 2
4 3. Частные формы зависимого отклоняющегося поведения: алкогольная и никотиновая зависимости
2 2
4 4. Профилактика наркомании в образовательной среде
2 2
4 5. Профилактическая деятельность в связи с проблемой аддиктивного поведения молодежи
4 4
8 6. Организация профилактической работы в образовательной среде
4 4
8 7. Делинквентное поведение
2 2
4
Всего
18 18 36
6.3. Лабораторный практикум
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37
Раздел № 1. Современные представления о формировании аддиктивного поведения
(2 часа).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
Цель: формировать целостное представление у обучающихся о факторах риска и механизмах формирования аддиктивного поведения у детей и молодежи.
Задачи:
– познакомить с современным понятийным аппаратом в аддиктологии и превентологии;
– дать представление о механизме возникновения и основных этапах становления аддиктивного поведения.
– уметьвыявлять факторы риска формирования аддиктивного поведения обучающихся;
Занятие проводится в интерактивной форме.
План-конспект урока
1. Проверка присутствующих.
2. Преподаватель объясняет цель и задачи дисциплины, знакомит с темами лабораторных занятий, с форммаи их проведения и с требованиями,
предъявляемыми к студентам как при изучении дисциплины, так и при нахождении на кафедре.
3. Принятие правил работы в группе. Преподаватель кратко объявляет правила работы и объясняет их значение.
Правила:
1) говорящего может прервать только преподаватель, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
3) критикуя – предлагай;
4) не давать оценок другим участникам;
По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.
4. Практическая часть занятия. Оценка уровня информированности студентов
по проблеме аддикций. Дискуссия по методике «вопрос-ответ».
330
Вопросы
1) существует ли проблема зависимостей (аддикций) в нашем обществе?
2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
3) если сталкивались, то с какими видами зависимостей?
4) что вы чувствовали, когда сталкивались с проблемой алкоголизма, наркомании, токсикомании и прочими видами аддикций?
5) насколько опасна, по Вашему представлению, проблема наркомании среди детей и молодёжи?
6) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
7) знаете ли вы тех людей из числа знаменитостей, погибших в связи с употреблением наркотиков и других психоактивных веществ?
5. Теоретическая часть занятия.
Преподаватель, используя презентационный материал, знакомит студентов с современным представлением о проблеме аддиктивного поведения в детско-молодежной среде.
6. Подведения итогов занятия
7. Домашнее задание:
1. Подготовить реферативное сообщение на 5-10 минут по одному из видов химических и нехимических (поведенческих) аддикции с презентацией;
2. Разработать тестовые задания (не менее 5) по теме реферативного сообщения;
3. Внести в терминологический словарь термины, изложенные на занятии № 1.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка
Раздел № 2. Виды аддикций.(2 часа)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Цель: формировать представление у студентов о многообразии проявлений аддиктивного поведения среди детей и подростков.
Задачи:
1) познакомить с проявлениями и факторами риска химических и нехимических аддикций у детей и молодежи;
2) выявить отношение обучающихся к проблеме распространения нехимических аддикций, в частности информационной, игровой зависимости, среди детей и молодежи;
3) научить коммуникативному взаимодействию обучающихся.
Занятие проводится в интерактивной форме.
План-конспект урока
8. Проверка присутствующих.
9. Проверка выполнения домашних заданий
10. Заслушивание реферативных сообщений по химическим аддикциям.
4. Игра "Спорные утверждения" ( 40 мин.)
Цель игры: кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
"Совершенно согласен"
"Согласен, но с оговорками"
"Совершенно не согласен"
"Не имею точного мнения"
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
331
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников преподаватель в виде краткой
лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
Наркомания – это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы – это не люди.
Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.
11. Подведение итогов занятия
12. Домашнее задание:
1) составить таблицу со сводными характеристиками химических и нехимических зависимостей;
2) используя научную литературу, интернет – ресурсы, в рабочей тетради подготовить краткий конспект «Что я знаю о ВИЧ- инфекции?» (указать источники информации);
3) внести в терминологический словарь термины, изложенные на занятии
4) подготовиться к тестированию по пройденной теме.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка
2) четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями.
Раздел № 3 Частные формы зависимого отклоняющегося поведения: алкогольная и
никотиновая зависимости (2 часа)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Занятие проводится в интерактивной форме.
332
Цель занятия: формирование целостного представления о факторах риска, механизмах формирования и патогенезе алкогольной и никотиновой аддикции.
Задачи:
1) дать представление о механизме возникновения и основных этапах становления алкогольной и никотиновой аддикции;
2) познакомить с проявлениями и факторами риска данных аддикции;
3) познакомить с наиболее распространенными технологиями, методами и формами активной профилактической работы в образовательной среде по предупреждению пьянства и табакокурения среди детей и молодежи;
4) приобрести организационные навыки и навыки взаимодействия в профилактической деятельности.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3. Просмотр и обсуждение фильма проекта «Общее дело» – «Детский алкоголизм»
4. Инсайт-игра «Алко-Бинго»
Инсайт-игра «Алко-Бинго» – эффективный способ проверить и скорректировать ту информацию, которая уже есть у аудитории. Этот прием позволяет уйти от позиции лектора и вынуждает студентов самим давать советы и делать выводы.
•
Каждому студенту раздается таблица с вопросами (Приложение)
•
Инструкция: «Вам нужно найти ответы на все вопросы в таблице. Для этого надо подойти к одному из участников и задать ему 1 вопрос. Самостоятельно отвечать на них нельзя. Даже если Вы сами лучше всех знаете ответ на какой-то вопрос, все равно нужно найти того, кто может ответить. Если Вы считаете, что респондент ответил правильно, записывайте его имя в клеточку с этим вопросом. Если неправильно – ищете другого человека. Одного и того же человека можно записать в свою таблицу только один раз.
Тот, кто заполнит все клетки раньше всех, должен очень громко крикнуть «БИНГО».
•
После того, как определился победитель, проверяется достоверность заполнения таблицы – задаются вопросы участникам, «подписавшимся» под тем или иным ответом.
Во время ответа студентов вносятся дополнения и замечания. Производится корректировка ответов со стороны преподавателя.
5. Деловая игра «Разрушители легенд»
•
Студентам предлагается список наиболее распространенных мифов о табакокурении:
1.
Курение не так опасно как алкоголизм и наркомания.
2.
Самое опасное вещество в табаке – это никотин
3.
Легкие сигареты не очень вредные
4.
Бросать курить бесполезно, здоровье всё равно уже не восстановишь.
5.
Сигарета повышает внимание.
6.
Курит большая часть человечества.
7.
Курение опасно только для тех, кто курит.
8.
Бросить курить легко.
9.
Курение помогает оставаться стройным
10.
Сигареты снимают стресс.
•
Задача – оспорить бытующие мифы и составить таблицу.4. Обратная связь.
Подведение итогов занятия
Домашнее задание:
1) подготовиться к тестированию по пройденной теме.
2) Подготовить 4-5 тестовых заданий по пройденной теме
3) подготовиться к обсуждению профилактических инициатив, которые вносят вклад в сокращения распространенности курения, употребления алкоголя.