ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 612
Скачиваний: 1
56
Н
.
т
.
относят
устное
поэтическое
творчество
(
предания
,
песни
,
сказки
,
эпос
,
обрядовую
поэзию
,
пословицы
,
поговорки
,
загадки
и
т
.
п
.),
музыку
(
песни
,
инструментальные
пьесы
и
наигрыши
),
те
-
атр
(
народные
драмы
,
сатирические
пьесы
,
театр
кукол
),
танцы
,
архитектуру
(
главным
образом
жилые
и
хозяйственные
,
отчасти
культовые
постройки
),
изобразительное
и
декоративно
-
приклад
-
ное
искусство
(
мебель
,
утварь
,
мелкая
пластика
,
ткани
,
одежда
,
орнаментальная
и
изобразительная
роспись
,
резьба
,
лубок
).
Со
-
временные
ученые
включают
в
понятие
Н
.
т
.
все
виды
непрофес
-
сионального
искусства
,
народную
городскую
культуру
,
в
т
.
ч
.
праздничные
зрелища
.
Н
.
т
.
является
исторической
основой
ми
-
ровой
художественной
культуры
,
источником
для
развития
на
-
циональных
художественных
культур
,
профессионального
ис
-
кусства
,
которое
,
в
свою
очередь
,
оказывает
влияние
на
Н
.
т
.
Ис
-
следователи
обращают
внимание
на
синкретический
характер
Н
.
т
.,
устойчивость
его
художественных
традиций
.
Натурализм
(
фр
. naturalisme
от
лат
. natura –
природа
) –
ху
-
дожественный
метод
,
в
границах
которого
существовали
различ
-
ные
тенденции
,
объединенные
неприятием
идеализирующей
эс
-
тетики
романтизма
и
классицизма
и
стремлением
превзойти
дос
-
тижения
классического
естествознания
.
Н
.
стремился
преодолеть
условность
искусства
,
пытаясь
превратить
художественное
про
-
изведение
в
точную
копию
факта
,
отказываясь
от
принципа
обобщения
,
типизации
,
превращения
произведения
искусства
в
фотографию
курса
жизни
,
сохраняющую
мельчайшие
подробно
-
сти
и
детали
.
Натюрморт
(
франц
. nature morte –
буквально
,
мертвая
при
-
рода
) –
картина
или
рисунок
,
на
котором
изображены
неживые
предметы
(
цветы
,
фрукты
,
битая
дичь
и
др
.).
Национальная
культура
–
совокупность
обыденных
и
спе
-
циализированных
областей
культуры
национальной
общности
,
представляет
собой
социальную
,
территориальную
,
экономиче
-
скую
,
лингвистическую
общность
людей
,
имеет
сложную
соци
-
альную
структуру
и
государственно
-
политическую
организацию
.
Развитие
Н
.
к
.
к
концу
XX
в
.
порождает
такое
явление
,
как
«
куль
-
турный
национализм
».
57
Норма
культурная
–
понятие
,
обозначающее
границы
,
в
ко
-
торых
предметы
,
явления
сохраняют
свои
качества
,
функции
,
фор
-
мы
воспроизводства
.
Н
.
к
.
может
быть
представлена
в
виде
образов
и
эталонов
,
в
виде
правил
и
предписаний
,
зафиксированных
в
зна
-
ковых
формах
,
определенных
схемах
деятельности
и
общения
,
регламентирующих
поведение
индивидов
.
Функция
Н
.
к
.
состоит
в
том
,
чтобы
исключить
влияние
случайных
,
чисто
субъективных
мотивов
и
обстоятельств
,
психических
состояний
,
обеспечить
на
-
дежность
,
предсказуемость
,
стандартность
и
общепринятость
.
Нравственная
культура
личности
–
характеристика
нрав
-
ственного
развития
личности
,
которая
под
воздействием
различ
-
ных
факторов
(
жизненный
опыт
,
трудовая
деятельность
,
воспи
-
тание
,
просвещение
,
искусство
,
собственное
стремление
к
само
-
совершенствованию
)
аккумулирует
в
своем
сознании
и
поведе
-
нии
достижения
нравственной
культуры
(
в
системе
культуры
че
-
ловеческих
отношений
).
Н
.
к
.
л
.
включает
в
себя
культуру
этиче
-
ского
мышления
(
способность
морального
суждения
по
И
.
Кан
-
ту
),
культуру
чувств
,
культуру
поведения
,
этикет
.
Высшим
уровнем
Н
.
к
.
л
.
следует
считать
нравственную
мудрость
,
готов
-
ность
к
достойным
поступкам
в
любых
ситуациях
и
гармонию
в
нравственной
деятельности
.
Ню
(
франц
. nu –
голый
) –
изображение
обнаженного
тела
.
О
Образ
жизни
–
собирательное
понятие
,
охватывающее
про
-
явления
материального
,
социального
и
духовного
бытия
людей
.
Это
общесоциологическая
категория
,
интегрирующая
все
законы
,
принципы
и
нормы
,
в
соответствии
с
которыми
живут
люди
дан
-
ного
общества
в
данное
время
.
Образ
художественный
–
язык
искусства
,
обобщенное
ху
-
дожественное
отражение
действительности
,
облеченное
в
форму
конкретного
индивидуального
явления
.
О
.
х
–
это
тип
,
характер
,
созданный
писателем
,
художником
,
артистом
.
58
Обряд
–
ритуал
,
церемония
,
совокупность
условных
тради
-
ционных
действий
,
служащих
символом
определенных
социаль
-
ных
отношений
,
формой
их
наглядного
выражения
и
закрепления
.
Обычай
–
унаследованный
,
стереотипный
способ
поведения
,
который
воспроизводится
в
определенном
обществе
или
соци
-
альной
группе
и
является
привычным
для
их
членов
.
Термин
О
.
часто
отождествляют
с
терминами
традиция
,
обряд
,
ритуал
.
Оргия
(
греч
. orgia) – 1)
религиозные
обряды
в
мистериях
,
связанные
с
культом
многих
древневосточных
(
Астарты
,
Исиды
и
Осириса
,
Кибелы
,
Таммуза
),
древнегреческих
(
Орфея
,
Диониса
,
Вакха
),
древнеримских
(
Бахуса
)
богов
; 2)
разнузданное
,
выходя
-
щее
за
рамки
приличия
,
веселье
.
Ордер
(
лат
. ordo –
ряд
,
порядок
) –
в
архитектуре
определен
-
ное
сочетание
несущих
и
несомых
частей
стоечно
-
балочной
кон
-
струкции
,
их
структура
и
художественная
обработка
.
О
.
включа
-
ет
несущие
части
(
колонна
с
капителью
,
базой
,
иногда
с
пьеде
-
сталом
)
и
несомые
(
архитрав
,
фриз
и
карниз
,
в
совокупности
со
-
ставляющее
антаблемент
).
Классическая
система
О
.
сложилась
в
Др
.
Греции
:
О
.
получил
название
от
племен
и
областей
:
дориче
-
ский
,
ионический
,
коринфский
.
Ориентация
ценностная
–
в
культуре
,
основывается
на
ценностных
критериях
,
позволяющих
личности
определить
предпочтение
,
отбор
и
ранжирование
элементов
и
их
классов
.
Осевого
времени
концепция
–
предложена
К
.
Ясперсом
для
утверждения
единства
человеческой
истории
.
В
противополож
-
ность
учению
о
культурных
циклах
(
О
.
Шпенглер
,
А
.
Тойнби
),
концепция
Ясперса
исходит
из
положения
,
что
человечество
име
-
ет
единые
истоки
.
Путь
исторического
развития
резко
изменился
около
V
в
.
до
н
.
э
.,
точнее
в
интервале
между
VIII
и
II
вв
.
до
н
.
э
.
К
тому
времени
относится
зарождение
исторического
сознания
в
трех
областях
земного
шара
:
в
Китае
,
где
жили
Конфуций
и
Лао
Цзы
,
возникли
все
основные
философские
направления
;
в
Индии
,
где
жил
Будда
,
возникли
Упанишады
;
в
Греции
творили
Гомер
,
Платон
,
Архимед
и
др
.
Тем
самым
,
отмечает
Ясперс
,
человек
на
-
чинает
осознавать
мир
в
целом
и
самого
себя
как
макрокосм
и
микрокосм
.
Такая
ситуация
является
следствием
исчезновения
59
предшествующих
великих
культур
.
Осевое
время
как
бы
раство
-
ряет
их
,
вбирает
их
в
себя
и
выступает
началом
рождения
древ
-
некитайской
,
древнеиндийской
и
древнегреческой
культур
.
Оно
выступает
как
рубеж
между
культурами
каменного
века
,
которые
представляются
дремлющими
,
непробудившимися
,
и
зарождаю
-
щимися
центрами
древней
культуры
,
освоившими
бронзу
и
же
-
лезо
,
создавшими
первые
памятники
литературы
,
философии
,
искусства
,
науки
и
обретшими
историческое
сознание
.
«
Ослиный
хвост
»
–
группа
молодых
русских
художников
(
М
.
Ф
.
Ларионов
,
Н
.
С
.
Гончарова
,
К
.
С
.
Малевич
,
В
.
Е
.
Татлин
),
организовавших
в
1912
г
.
две
одноименные
выставки
. «
О
.
х
.»
со
-
четал
анархическое
бунтарство
,
отрицание
классических
тради
-
ций
,
провозглашение
свободы
формальных
экспериментов
с
об
-
ращением
к
примитивизму
,
традиции
русской
иконы
и
лубка
.
Отчуждение
–
процесс
и
результаты
превращения
продуктов
человеческой
деятельности
,
а
также
свойств
и
способностей
лю
-
дей
в
нечто
независимое
от
них
и
господствующее
над
ними
.
О
.
означает
превращение
каких
-
либо
явлений
и
отношений
в
нечто
иное
,
чем
они
являются
сами
по
себе
,
искажение
и
извращение
в
сознании
людей
их
реальных
жизненных
отношений
.
В
процессе
О
.
деятельность
человека
и
ее
результаты
превращаются
в
само
-
стоятельную
силу
,
господствующую
над
ним
и
потому
враждеб
-
ную
ему
.
Офорт
(
франц
. eau forte –
азотная
кислота
) –
вид
гравюры
,
когда
рисунок
процарапывается
гравировальной
иглой
в
слое
ки
-
слотоупорного
лака
,
покрывающего
металлическую
пластину
,
процарапанные
места
протравляются
кислотой
,
полученные
уг
-
лубления
заполняются
краской
и
делается
оттиск
.
П
Памятник
– 1)
объект
,
составляющий
часть
культурного
достояния
страны
,
народа
,
человечества
(
П
.
археологические
,
ис
-
торические
,
П
.
искусства
,
письменности
и
т
.
п
.); 2)
произведение
60
искусства
,
созданное
для
увековечения
людей
или
исторических
событий
:
скульптурная
группа
,
статуя
,
бюст
,
плита
с
рельефом
или
надписью
,
триумфальная
арка
;
колонна
,
обелиск
,
гробница
,
надгробие
и
т
.
д
.
Панкультура
–
категория
,
представляющая
собой
набор
ха
-
рактеристик
культуры
,
которые
присутствуют
в
истории
всех
на
-
родов
,
и
применяющаяся
для
характеристики
человеческой
куль
-
туры
в
целом
.
Пантомима
(
греч
pantomimos –
всему
подражающий
) –
вид
сценического
искусства
,
в
котором
основными
средствами
соз
-
дания
художественного
образа
являются
пластика
,
жест
и
мими
-
ка
.
Парадигма
(
греч
. paradeigma –
пример
,
образец
) –
совокуп
-
ность
теоретических
и
методологических
предпосылок
,
опреде
-
ляющих
конкретное
научное
исследование
и
являющихся
моде
-
лью
,
образцом
постановки
и
решения
исследовательских
задач
.
Признанное
всеми
научное
достижение
,
которое
в
течение
опре
-
деленного
времени
дает
научному
сообществу
модель
постанов
-
ки
проблем
и
их
решений
.
Парнас
(
греч
. Parnassos) –
в
др
.-
греч
.
мифологии
место
оби
-
тания
Аполлона
,
покровителя
искусств
и
девяти
муз
,
покрови
-
тельниц
различных
областей
духовной
деятельности
человека
:
поэзии
,
искусства
и
наук
.
Пейзаж
(
франц
. paysage) – 1)
общий
вид
какой
-
либо
местно
-
сти
; 2)
рисунок
,
картина
,
изображающая
природу
.
Плагиат
(
лат
. plagio –
похищаю
) –
вид
нарушения
прав
авто
-
ра
.
П
.
состоит
в
незаконном
использовании
под
своим
именем
чужого
произведения
(
научного
,
литературного
,
музыкального
)
или
изобретения
.
Пластика
(
греч
. plastike) – 1)
искусство
лепки
,
ваяния
,
скульптура
; 2)
гармоничность
и
художественная
выразитель
-
ность
объемной
формы
; 3)
искусство
изящных
,
ритмических
движений
тела
,
согласованности
движений
(
например
,
в
танце
).
Плюрализм
в
культуре
–
право
на
существование
групп
со
-
циальных
меньшинств
и
готовность
господствующей
в
обществе