Файл: Социальная среда мотиватор познавательных способностей человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что же касается теории противостояния двух факторов (к последователям относятся З. Фрейда, А. Адлер, К. Юнг, а также Э. Фромм, К. Хорни и др.), то с ее помощью ученые пытались решить вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии социального и биологического. Эта теория неоднократно подвергалась критическому анализу, в результате которого была сформулирована концепция взаимодействия двух факторов [4].

Между тем личность не является пассивным объектом воздействия социальной среды, как правило, именно личность воздействует на социальную среду, критически относясь к нормам поведения и внешним раздражителям, принимая участие в преобразовании социальной среды. среда. В свою очередь, на личность влияет и социальная среда, а именно ее многочисленные факторы. В этом отношении под влиянием внутреннего и внешнего изменяется как физическая, так и духовная природа человека. Здесь социальная среда становится источником материального «воспроизведения» самого человека, его опыта и знаний; однако в то же время социальная среда является объектом преобразующего воздействия личности, целью и плоскостью приложения ее усилий и деятельности. Иными словами, исследуя окружающую среду, по Г.Л. Смирновой, мы получаем представление об источниках, формирующих духовный мир личности, а также о мотивах и условиях поведения и деятельности личности [67]. Таким образом, личность формируется преимущественно во взаимодействии с социальной средой, то есть в ходе осуществления общественно-преобразующей деятельности.

С точки зрения Л.А. Фейербаха, при изучении личности и социальной среды необходимо учитывать их взаимодействие, поскольку люди являются «продуктами» обстоятельств и воспитания [46, с. 2]. Такого подхода придерживался и Э. Дюркгейм, говоря, что любому обществу можно приписать стремление формировать человека по набору имеющихся у него общечеловеческих нравственных, интеллектуальных и даже физических свойств [25]. Следовательно, социальная среда формирует, развивает определенные качества человека, воздействуя на него, или трансформирует эти качества. Здесь речь идет как о положительных, так и об отрицательных влияниях. Например, к последним можно отнести формирование:

– различные зависимости;

– деформационные установки в области репродукции;

– нарушения в эмоциональной сфере;


– пограничные психические расстройства и др., что непосредственно влияет на результаты личностного и профессионального самоопределения, самоактуализации и самореализации личности.

Структуру социальной среды изучали многие авторы.

Выделяют следующие уровни социальной среды, различающиеся по степени и характеру влияния на процесс:

– глобальные, включающие все человеческое общество на определенном этапе его развития;

- состояние;

– национально-этнические;

– районный поселок;

– институциональные (школа и другие учреждения);

– частный (семейный) [33].

Несмотря на разные подходы к выделению структуры социальной среды и ее специфических элементов, все авторы отмечают ее общие черты: среда представляет собой сложное, многоаспектное, системное, иерархически устроенное образование. Системный характер среды предполагает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней много «измерений», сторон и различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач и подхода могут быть выделены различные основания построения среды как системы и различного содержания.

Каждый из нас живет за счет различных видов природных ресурсов, таких как продукты питания, материалы и энергия, которые добываются из окружающей среды или иным образом извлекаются из нее. Наша потребность в этих ресурсах абсолютна – мы не можем выжить без них. Более того, то же самое верно и для всех других видов – каждый организм является компонентом экосистемы, обеспечивающей средства к существованию.
В совокупности потребности и деятельность людей составляют человеческую экономику. Эта экономика функционирует в различных масштабах, начиная от отдельного человека и заканчивая семьей, сообществами, такими как поселки, национальные государства (такие как Канада) и, в конечном счете, глобальным человеческим предприятием. В то время как глобальная экономика поддерживает огромное (и быстро растущее) число людей, также наносится значительный ущерб окружающей среде. Наиболее важными из причин ущерба являются истощение жизненно важных природных ресурсов, различные виды загрязнения (включая изменение климата) и широкомасштабное разрушение естественной среды обитания до такой степени, что выживание многих природных экосистем и видов на Земле находится под серьезной угрозой.



Эти вопросы имеют жизненно важное значение для всех людей и для всей жизни на планете. Их предмет обеспечивает контекст для обширной области знаний, называемой экологическими исследованиями, чрезвычайно широкой области знаний, которая изучает научные, социальные и культурные аспекты экологических проблем. Таким образом, предмет экологических исследований включает в себя все формы понимания, которые имеют отношение к выявлению, пониманию и разрешению экологических проблем. В этом контексте наука об окружающей среде изучает связанные с наукой последствия экологических проблем (более подробно это объясняется в следующем разделе). Предмет науки об окружающей среде находится в центре внимания этой книги.

Вопросы, связанные с экологическими проблемами, чрезвычайно разнообразны, и они взаимодействуют множеством способов. Несмотря на эту сложность, экологические проблемы можно изучать, объединив их в три широкие категории: причины и последствия быстрого увеличения численности населения, использования и истощения природных ресурсов ущерб, причиняемый загрязнением и беспорядками, включая угрозу биологическому разнообразию.

Это чрезвычайно серьезные проблемы – их устойчивое решение создает серьезные проблемы для людей и их экономики во всех масштабах. Тем не менее, важно понимать, что изучение экологических проблем не следует рассматривать как мрачную задачу понимания ужасных проблем – скорее, главная цель состоит в выявлении проблем и поиске практических способов их устранения и предотвращения возникновения других.

Это стоящие и необходимые действия, которые представляют собой реальный прогресс на пути к экологически устойчивой экономике.

Таким образом, люди, которые понимают экологические проблемы и работают над их решением, могут достичь высокого уровня удовлетворенности своим вкладом, а это то, что помогает сделать жизнь стоящей того, чтобы жить.

Для индивида это «первичная» среда обитания, неформальным членом которой он является. Контакты носят двойственный (межличностно-ролевой) характер. Степень субъектности этой среды в целом высока, но зависит от статуса личности в группе (лидер, помощник, исполнитель), и доступ к ресурсам регламентируется тем же. Как правило, этот доступ носит обменный характер (взаимная выручка, поддержка).

Психологически преобладает «мы — это чувство» («свои» — это наша группа, бригада, рота). Представляется, что групповая экоструктура является основной сферой воспроизводства человеческих качеств, поскольку групповые ценности и нормы обладают наибольшей регулятивной силой по ряду причин.


Социальная среда включает в себя достаточно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека: конкретная физическая среда, в которой живет конкретный индивид, будь то сельские или городские условия, большой или малый город с характерной архитектурой и историей , горный ландшафт или равнинная местность и, наконец, живет ли этот индивид у себя в доме или в небольшой комнате, живет ли он постоянно на одном месте или часто переезжает и т. д. Среда обитания также характеризуется сложившейся тип межличностных отношений, система норм и ценностей, временная и пространственная организация жизни.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что проблема изучения социальной среды остается актуальной и заслуживает пристального внимания. Сама социальная среда представляет собой сложную систему функций и факторов, влияющих на формирование личности, ее предпочтений и поведения. В свою очередь, воздействуя на личность, сама среда подвергается ее творческому воздействию, т. е. прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость.

1.2. Познавательные способности личности
Изучение психических качеств человека имеет довольно давнюю историю. При этом философы, а затем и психологи исходили из обыденного понимания этих качеств. Наиболее удачно ситуацию описал С. Л. Рубинштейн, проанализировав понятие способностей: «Термин «способности» в определениях, представленных в литературе, указывает лишь на то, что это что-то (способности) определяет успех в деятельности, но ничего не говорится о том, что это что-то есть. " Это суждение Рубинштейна можно отнести и к другим основным категориям, характеризующим сферу познания.

Принято считать, что основная трудность в развитии исследования способностей связана именно с определением того, что такое способности. На протяжении многих лет большинство отечественных психологов в своих исследованиях психологии способностей опирались на методологические положения, разработанные Б.М. Термала и его школы, и придерживался следующего определения: Способности - это индивидуально-психологические характеристики человека, являющиеся условием успешного выполнения того или иного вида производственной деятельности или многих видов деятельности, при этом не сводясь к знаниям, умениям и навыкам. или способности, которые уже развились у этого человека [49].

Однако для объяснения сущности способностей одного указания на их субъективные (индивидуальные) и поведенческие проявления недостаточно.

Спустя более сорока лет после работ Б.М. Теплову произошло возрождение понимания теоретических основ психологии способностей, которым мы обязаны в первую очередь В.Д. Шадриков. На основании проведенных исследований он предлагает рассматривать психические функции как универсальную родовую форму способностей [91]. В то же время, как отмечает В.Д. Шадриков считает, что отдельные психические процессы можно рассматривать как особые виды деятельности. Кстати, при таком подходе становится понятно, как они реализуют деятельность в ее системном проявлении, объединенные мотивом этой деятельности и ее целью. Такой подход открывает реальный путь к изучению внутренней структуры психической деятельности [90].

На процесс восприятия очень сильно влияет внимание - явление, которое включает в себя фильтрацию поступающих стимулов. Человеческие существа не обращают внимания на все, что их окружает, и не обращают внимания на все раздражители, воздействующие на их органы чувств. Вместо того чтобы быть ошеломленными огромной сложностью физического мира, мы обращаем внимание на одни раздражители и не замечаем других.