Файл: Теория_игр_УП_ЭК_ЭлРесурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 679

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

т

.

е

а

ij

 

является

 

одновременно

 

минимумом

 

своей

 

строки

 

и

 

максимумом

 

своего

 

столбца

Приведем

 

без

 

доказательства

 

следующую

 

теорему

Теорема

 1

Для

 

того

 

чтобы

    

.

min

max

max

min

ij

j

i

ij

i

j

a

a

   

 

необходимо

 

и

 

достаточно

чтобы

 

матрица

 ||

a

ij

|| 

имела

 

седловую

 

точку

Кроме

 

того

если

 (

i

*

j

*

) – 

седловая

 

точка

 

матрицы

 ||

a

ij

||, 

то

  

.

min

max

max

min

*

*

ij

j

i

ij

i

j

j

i

a

a

a

 (2.4) 

Говорят

что

 

матричная

 

игра

 

имеет

 

седловую

 

точку

если

 

соответствующая

 

ей

 

матрица

 

выигрышей

  (

платежная

 

матрица

имеет

 

седловую

 

точку

 

Пример

 2.

 

Найти

 

решение

 

игры

 G (3

х

3), 

платежная

 

матрица

 

которой

 

имеет

 

следующий

 

вид

B

j

 

 
A

i

 

 

B

1

 

 

B

2

 

 

B

3

 

 

i

 

A

1

 0  -1  -2 -2 

A

2

 3  2  -1 -1 

A

3

 6  3  0  0 

j

 

6 3  0  

Определим

 

ij

j

i

a

min

 

и

 

ij

i

j

a

max

и

 

запишем

 

их

 

в

 

таблицу

Нижняя

 

цена

 

игры

 

.

0

min

max

max

ij

j

i

i

i

a

 

Верхняя

 

цена

 

игры

 

.

0

max

min

min

ij

i

j

j

j

a

 

Так

 

как

 

=

=0, 

то

 

платежная

 

матрица

 

и

 

матричная

 

игра

 

имеют

 

седловую

 

точку

Оптимальными

 

стратегиями

 

для

 

игрока

 

А

 

является

 

стратегия

 

А

3

а

 

для

 

игрока

 

В

 – 

В

3

Легко

 

заметить

что

 

отклонение

 

игрока

 

А

 

от

 

оптимальной

 

стратегии

 

приводит

 

к

 

уменьшению

 

его

 

выигрыша

а

 

одностороннее

 

отклонение

 

игрока

 

В

 – 

к

 

увеличению

 

его

 

проигрыша

Могут

 

встречаться

 

случаи

когда

 

платежная

 

матрица

 

имеет

 

несколько

 

седловых

 

точек

однако

 

это

 

не

 

изменит

 

характера

 

рекомендуемых

 

решений

поскольку

 

все

 

ситуации

 

равновесия

 

имеют

 

одну

 

и

 

ту

 

же

 

цену

а

 

следовательно

эквиваленты

Пример

 3

Найти

 

решение

 

игры

 G (3

х

4), 

платежная

 

матрица

 

которой

 

имеет

 

вид

B

j

 

 
A

i

 

 

B

1

 

 

B

2

 

 

B

3

 

 

B

4

 

 

i

 

A

1

 7  6 9 6 

A

2

 8 4 3 4 3 

A

3

 7  6  8  6  6 

j

 

6 9 6  


background image

 

17

 

Определим

 

i

 

и

 

j

 

и

 

запишем

 

их

 

в

 

таблицу

Находим

 

нижнюю

 

и

 

верхнюю

 

цену

 

игры

6

max

i

i

;  

6

min

j

j

.  

Видно

что

 

игра

 

имеет

 

четыре

 

седловые

 

точки

 

с

 

соответствующими

 

парами

 

оптимальных

 

стратегий

А

1

В

2

А

1

В

4

А

3

В

2

 

и

 

А

3

В

4

Цена

 

игры

 

равна

 6. 

В

 

заключение

 

отметим

что

 

с

 

позиций

 

игрока

 1 

второй

 

игрок

 

руководствуется

 

принципом

 

минимакса

обеспечивающим

 

минимизацию

 

максимальных

 

потерь

Но

 

с

 

собственной

 

точки

 

зрения

 

игрока

 2, 

оценивающего

 

свой

 

выигрыш

он

 

также

 

руководствуется

 

принципом

 

максимина

Поэтому

как

 

правило

говорят

 

лишь

 

об

 

использовании

 

в

 

антагонистической

 

игре

 

принципа

 

максимина

 

обоими

 

игроками

 

ТЕСТЫ

 

(

В

 – 

Верно

Н

 – 

Неверно

 
1. 

Матричная

 

игра

 

является

 

антагонистической

поскольку

 

выигрыш

 

одного

 

игрока

 

равен

 

проигрышу

 

второго

  (

выигрышу

 

второго

 

с

 

обратным

 

знаком

). 

2. 

Название

  “

матричная

 

игра

” 

произошло

 

из

-

за

 

того

что

 

такая

 

игра

 

описывает

 

платежной

 

функцией

 

в

 

виде

 

матрицы

3. 

В

 

матричной

 

игре

 

каждый

 

из

 

игроков

 

делает

 

свой

 

ход

 

независимо

 

от

 

хода

 

противника

предполагая

 

лишь

что

 

противник

 

разумен

как

 

и

 

он

 

сам

4. 

Оптимальной

 

стратегией

 

игрока

 

в

 

матричной

 

игре

 

называется

 

такая

которая

 

обеспечивает

 

ему

 

максимальный

 

средний

 

выигрыш

5. 

Принципом

 

максимина

 

руководствуются

 

очень

 

азартные

 

и

 

рискованные

 

люди

 (

оптимисты

). 

6. 

Принцип

 

максимина

 

предполагает

 

выбор

 

той

 

стратегии

при

 

которой

 

минимальный

 

выигрыш

 

для

 

различных

 

стратегий

 

максимален

7. 

Стратегии

выбираемые

 

из

 

принципа

 

максимина

называются

 

максиминными

8. 

Нижняя

 

цена

 

матричной

 

игры

 

всегда

 

равна

 

верхней

 

цене

9. 

Случай

когда

 

нижняя

 

цена

 

матричной

 

игры

 

равна

 

верхней

 

цене

соответствует

 

наличию

 

у

 

платежной

 

матрицы

 

седловой

 

точки

10. 

Платежная

 

матрица

 

игры

 

не

 

может

 

иметь

 

несколько

 

седловых

 

точек

11. 

Если

 

платежная

 

матрица

 

игры

 

содержит

 

седловую

 

точку

то

 

ее

 

решение

 

сразу

 

находится

 

по

 

принципу

 

максимина

(

Ответы

: 1-

В

; 2-

В

; 3-

В

; 4-

В

; 5-

Н

; 6-

В

; 7-

В

; 8-

Н

; 9-

В

; 10-

Н

; 11-

В

). 

 

ЗАДАЧИ

 

1. 

Составьте

 

платежную

 

матрицу

 

игры

 

Морра

если

 

в

 

ней

 

участвуют

 

два

 

игрока

а

 

максимально

 

возможное

 

количество

  «

выбрасываемых

» 

пальцев

 

равно

 

i

  (

i

=2,3,4,5,6,7,8,9,10). 

Выигрыш

 

равен

 

сумме

 

пальцев

 


background image

 

18

выброшенных

 

игроками

При

 

четной

 

сумме

 

выигрывает

 

первый

 

игрок

при

 

нечетной

 – 

второй

2. 

Составьте

 

платежную

 

матрицу

 

игры

 

борьба

 

за

 

рынки

если

 

фирма

 

А

 

имеет

 

в

 

своем

 

распоряжение

 

а

 

условных

 

денежных

 

единиц

а

 

противник

 – 

в

а

=3,4,5,6,7,8,9,10; 

а

 

соответствующие

 

в

=2,3,4,5,6,7,8,9. 

3. 

Найдите

 

седловую

 

точку

 

и

 

максиминные

 

стратегии

 

игроков

 

для

 

следующих

 

матричных

 

игр

 

3.1. 3 

7 5   3.2. 

3 6 

1 8 

 

8 4     3 4 

4 9 

 

8 3     6 8 

5 9 

 

1 9     7 2 

3 5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. 4 

7 4 8 3 3.4. 

9 7 

 7 

 

10 

 9 

 

10 

 

7 3 4 3   4 

3 11 

  4 

7   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. 6 

12 

2 16 

3.6. 

7 13 

3 17 

 

8 8 18 

  7 9 

9 19 

 

1

16 10 18   15 17 

11 19 

 

1

4 6 10   15 5 7  11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7. 3 

5 9   3.8. 

3 5 

6 4 

 

7 8     4 8 

4 3 

 

1 5     6 8 

5 5 

 

         2 7 

4 2 

 

3.9. 4  6    3.10. 1 3  8 4  2 
  5  2     

8 5  5 9  11 

  8  7     

8 3  6 7  2 

  3 1   

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.11. 

3 6 2 3  5        

  5 7 3 2  4        
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 


background image

 

19

2.3. 

Чистые

 

и

 

смешанные

 

стратегии

 

Если

 

в

 

игре

 

каждый

 

из

 

противников

 

применяет

 

только

 

одну

 

и

 

ту

 

же

 

стратегию

то

 

про

 

саму

 

игру

 

в

 

этом

 

случае

 

говорят

что

 

она

 

происходит

 

в

 

чистых

 

стратегиях

а

 

используемые

 

игроком

 

А

 

и

 

игроком

 

В

 

пара

 

стратегий

 

называются

 

чистыми

 

стратегиями

Определение

.

 

В

 

антагонистической

 

игре

 

пара

 

стратегий

  (

А

i

В

j

называется

 

равновесной

 

или

 

устойчивой

если

 

ни

 

одному

 

из

 

игроков

 

не

 

выгодно

 

отходить

 

от

 

своей

 

стратегии

Применять

 

чистые

 

стратегии

 

имеет

 

смысл

 

тогда

когда

 

игроки

 

А

 

и

 

В

 

располагают

 

сведениями

 

о

 

действиях

 

друг

 

друга

 

и

 

достигнутых

 

результатах

Если

 

допустим

что

 

хотя

 

бы

 

одна

 

из

 

сторон

 

не

 

знает

 

о

 

поведении

 

противника

то

 

идея

 

равновесия

 

нарушается

и

 

игра

 

ведется

 

бессистемно

В

 

рассмотренном

 

в

 §2.2 

примере

 1 

максиминные

 

чистые

 

стратегии

 

А

4

 

и

 

В

5

 

неустойчивы

 

по

 

отношению

 

к

 

информации

 

о

 

поведении

 

противника

они

 

не

 

обладают

 

свойством

 

равновесия

Действительно

предположим

что

 

мы

 

узнали

что

 

противник

 

придерживается

 

стратегии

 

В

3

Используя

 

эту

 

информацию

выберем

 

стратегию

 

А

1

 

и

 

получим

 

больший

 

выигрыш

равный

 7. 

Но

 

если

 

противник

 

узнал

что

 

наша

 

стратегия

 

А

1

он

 

выберет

 

стратегию

 

В

4

сведя

 

наш

 

выигрыш

 

к

 4. 

Таким

 

образом

в

 

рассмотренном

 

примере

 

максиминные

 

чистые

 

стратегии

 

оказались

 

неустойчивы

 

по

 

отношению

 

к

 

информации

 

о

 

поведении

 

другой

 

стороны

Но

 

это

 

не

 

всегда

 

так

Рассмотрим

 

матричную

 

игру

 

G

 (3

х

4), 

платежная

 

матрица

 

которой

 

приведена

 

на

 

рис

 2.3. 

 

B

j

 

 
A

i

 

 

B

1

 

 

B

2

 

 

B

3

 

 

B

4

 

 

i

 

A

1

 5 7 10 8 5 

A

2

 10  9  11 10  9 

A

3

 8 6 7 4 4 

j

 

10 

9 11 10   

 

Рис

. 2.3. 

В

 

этом

 

примере

 

нижняя

 

цена

 

игры

 

равна

 

верхней

=

=9, 

т

.

е

игра

 

имеет

 

седловую

 

точку

Оказывается

что

 

в

 

этом

 

случае

 

максиминные

 

стратегии

 

А

2

 

и

 

В

2

 

будут

 

устойчивыми

 

по

 

отношению

 

к

 

информации

 

о

 

поведении

 

противника

Действительно

пусть

 

игрок

 

А

 

узнал

что

 

противник

 

применяет

 

стратегию

 

В

2

Но

 

и

 

в

 

этом

 

случае

 

игрок

 

А

 

будет

 

по

-

прежнему

 

придерживаться

 

стратегии

 

А

2

потому

 

что

 

любое

 

отступление

 

от

 

стратегии

 

А

2

 

только

 

уменьшит

 

выигрыш

Равным

 

образом

информация

полученная

 

игроком

 

В

не

 

заставит

 

его

 

отступить

 

от

 

своей

 

стратегии

 

В

2


background image

 

20

Пара

 

стратегий

 

А

2

 

и

 

В

2

 

обладает

 

свойством

 

устойчивости

а

 

выигрыш

 

(

в

 

рассматриваемом

 

примере

 

он

 

равен

 9), 

достигаемый

 

при

 

этой

 

паре

 

стратегий

оказывается

 

седловой

 

точкой

 

платежной

 

матрицы

Признак

 

устойчивости

  (

равновесности

пары

 

стратегии

 – 

это

 

равенство

 

нижней

 

и

 

верхней

 

цены

 

игры

Стратегии

 

А

i

 

и

 

В

j

  (

в

 

рассматриваемом

 

примере

 

А

2

В

2

), 

при

 

котором

 

выполняется

 

равенство

 

нижней

 

и

 

верхней

 

цены

 

игры

называются

 

оптимальными

 

чистыми

 

стратегиями

а

 

их

 

совокупность

 – 

решением

 

игры

Про

 

саму

 

игру

 

в

 

этом

 

случае

 

говорят

что

 

она

 

решается

 

в

 

чистых

 

стратегиях

Величина

  

,

 (2.5) 

называется

 

ценой

 

игры

Если

 



0, 

то

 

игра

 

выгодна

 

для

 

игрока

 

А

если

 



0 – 

для

 

игрока

 

В

при

 

=0 

игра

 

справедлива

т

.

е

является

 

одинаково

 

выгодной

 

для

 

обоих

 

участников

Однако

 

наличие

 

седловой

 

точки

 

в

 

игре

 – 

это

 

далеко

 

не

 

правило

скорее

 – 

исключение

Большинство

 

матричных

 

игр

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

а

 

следовательно

не

 

имеет

 

оптимальных

 

чистых

 

стратегий

Впрочем

есть

 

разновидность

 

игр

которые

 

всегда

 

имеют

 

седловую

 

точку

 

и

значит

решаются

 

в

 

чистых

 

стратегиях

Это

 – 

игры

 

с

 

полной

 

информацией

 

Теорема

 2.

 

Каждая

 

игра

 

с

 

полной

 

информацией

 

имеет

 

седловую

 

точку

а

 

следовательно

решается

 

в

 

чистых

 

стратегиях

т

.

е

имеется

 

пара

 

оптимальных

 

чистых

 

стратегий

дающая

 

устойчивый

 

выигрыш

равный

 

Если

 

такая

 

игра

 

состоит

 

только

 

из

 

личных

 

ходов

то

 

при

 

применении

 

каждым

 

игроком

 

своей

 

оптимальной

 

чистой

 

стратегии

 

она

 

должна

 

кончаться

 

выигрышем

равным

 

цене

 

игры

Скажем

шахматная

 

игра

как

 

игра

 

с

 

полной

 

информацией

либо

 

всегда

 

кончается

 

выигрышем

 

белых

либо

 

всегда

 – 

выигрышем

 

черных

либо

 

всегда

 – 

ничьей

  (

только

 

чем

 

именно

 – 

мы

 

пока

 

не

 

знаем

так

 

как

 

число

 

возможных

 

стратегий

 

в

 

шахматной

 

игре

 

огромно

). 

Если

 

матрица

 

игры

 

содержит

 

седловую

 

точку

то

 

ее

 

решение

 

сразу

 

находится

 

по

 

принципу

 

максимина

Возникает

 

вопрос

как

 

найти

 

решение

 

игры

платежная

 

матрица

 

которой

 

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

Применение

 

максиминного

 

принципа

 

каждым

 

из

 

игроков

 

обеспечивает

 

игроку

 

А

 

выигрыш

 

не

 

менее

 

игроку

 – 

проигрыш

 

не

 

больше

 

Учитывая

 

что

 



естественно

 

для

 

игрока

 

А

 

желание

 

увеличить

 

выигрыш

а

 

для

 

игрока

 

В

 – 

уменьшить

 

проигрыш

Поиск

 

такого

 

решения

 

производит

 

к

 

необходимости

 

применять

 

смешанные

 

стратегии

чередовать

 

чистые

 

стратегии

 

с

 

какими

-

то

 

частотами

Определение

.

 

Случайная

 

величина

значениями

 

которой

 

являются

 

чистые

 

стратегии

 

игрока

называется

 

его

 

смешанной

 

стратегией

Таким

 

образом

задание

 

смешанной

 

стратегии

 

игрока

 

состоит

 

в

 

указании

 

тех

 

вероятностей

с

 

которыми

 

выбираются

 

его

 

чистые

 

стратегии

Будем

 

обозначать

 

смешанные

 

стратегии

 

игроков

 

А

 

и

 

В

 

соответственно