Файл: Теория_игр_УП_ЭК_ЭлРесурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 684

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

v

A

a

22

v

opt

a

21

0

p

1opt

1

B

2

B

1

N

a

11

a

12

p

1

p

2

=1-p

1

v

A

 

Рис

. 2.4. 

Если

 

при

 

этом

 

игрок

 

В

 

применяет

 

чистую

 

стратегию

 

В

1

то

 

выигрыш

 

игрока

 

А

 

равен

 

а

11

а

 

при

 

применении

 

чистой

 

стратегии

 

В

2 – 

а

12

Так

 

как

 

значения

 

р

1

 

лежат

 

в

 

пределах

 [0,1], 

то

 

соединяя

 

крайние

 

точки

 

для

 

стратегий

 

В

1

 

и

 

В

2

  (

строя

 

графики

 

функций

 

v

А

=(a

11

-a

21

)p

1

+a

22

 

и

 

v

А

=(a

12

-

a

22

)p

1

+a

22

), 

получаем

 

значения

 

выигрышей

 

игрока

 

А

 

для

 

всех

 

промежуточных

 

значений

 

р

1

В

 

соответствии

 

с

 

принципом

 

максимина

игрок

 

А

 

должен

 

выбрать

 

такую

 

смешанную

 

стратегию

при

 

которой

 

его

 

минимальный

 

выигрыш

 

максимален

Точка

 

N

 

пересечения

 

отрезков

 

прямых

 (

рис

. 2.4) 

и

 

определяет

 

как

 

оптимальную

 

цену

 

игры

 

v

opt

так

 

и

 

оптимальные

 

вероятности

 

p

1opt

 

и

 

p

2opt

=1-

p

1opt

соответствующие

 

оптимальной

 

смешанной

 

стратегии

 

игрока

 

А

т

.

е

дает

 

решения

 

системы

 

уравнений

 (2.11), (2.13), (2.14). 

Для

 

графического

 

решения

 

системы

 

уравнений

 (2.12), (2.18), (2.19) 

отложим

 

по

 

оси

 

абсцисс

 

вероятность

  q

1

[0,1], 

а

 

по

 

оси

 

ординат

 

соответствующие

 

этой

 

вероятности

 

выигрыши

 

игрока

 

В

v

В

=(a

11

-a

12

)q

1

+a

12

; (2.23) 

v

В

=(a

21

-a

22

)q

1

+a

22

. (2.24) 

 

v

B

v

B

a

22

v

opt

a

12

0

q

1opt

1

A

2

A

1

M

a

11

a

21

q

1

 

Рис

. 2.5. 


background image

 

27

Решением

 

являются

 

координат

 

точки

 

М

 

пересечения

 

прямых

описываемых

 

уравнений

 (2.23) 

и

 (2.24): 

q

1opt

;q

2 opt

=1-q

1opt  

 

и

  

v

o pt

Это

 

же

 

следует

 

и

 

из

 

принципа

 

максимина

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

игрок

 

В

 

должен

 

выбрать

 

такую

 

смешанную

 

стратегию

при

 

которой

 

его

 

максимальный

 

проигрыш

 

будет

 

минимальным

Для

 

игры

 G(2

х

2) 

с

 

седловой

 

точкой

 

геометрическая

 

интерпретация

 

решения

 

быть

 

представлена

например

следующим

 

образом

 (

рис

. 2.6). 

a

22

a

12

0

1

В

2

В

1

N

a

11

a

21

p

1

v

A

v

A

 

Рис

. 2.6. 

Стратегия

 

В

2

 

игрока

 

В

 

является

 

для

 

него

 

явно

 

невыгодной

так

 

как

применяя

 

ее

он

 

в

 

любой

 

случае

 

проигрывает

 

больше

чем

 

при

 

применении

 

стратегии

 

В

1

В

 

данной

 

игре

 

р

1 o p t

=1;

р

2 o p t

=0; 

v

o p t

=

а

1 1

т

.

е

игра

 

имеет

 

седловую

 

точку

 

N

 

и

 

решается

 

в

 

чистых

 

стратегиях

Игрок

 

А

 

должен

 

применять

 

стратегию

 

А

1

а

 

игрок

 

В

 – 

стратегию

 

В

1

На

 

рис

. 2.7 

показан

 

случай

в

 

котором

 

решением

 

игры

 

для

 

игрока

 

А

 

является

 

чистая

 

стратегия

 

А

2

а

 

для

 

игрока

 

В

 – 

стратегия

 

В

1

Игра

 

имеет

 

седловую

 

точку

 N. 

Пример

Найти

 

алгебраическим

 

и

 

геометрическим

 

методами

 

решение

 

игры

платежная

 

матрица

 

которой

 

имеет

 

вид

 

 

B

j

 

 
A

i

 

 

B

1

 

 

B

2

 

 

i

 

A

1

 4 -2 -2 

A

2

 1 3 1 

j

 

3  

 


background image

 

28

a

22

a

12

0

1

В

2

В

1

N

a

11

a

21

v

A

v

A

p

1

 

Рис

. 2.7. 

В

 

данной

 

игре

 

нижняя

 

цена

 

игры

 

=1 

не

 

равна

 

верхней

 

цены

 

игры

 

=3, 

поэтому

 

игра

 

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

 

и

в

 

соответствии

 

с

 

основной

 

теоремой

 

матричных

 

игр

имеет

 

оптимальное

 

решение

 

в

 

смешанных

 

стратегиях

Для

 

игрока

 

А

в

 

соответствии

 

с

 

формулами

 (2.15) 

и

 (2.16), 

оптимальные

 

вероятности

 

применения

 

стратегий

 

А

1

 

и

 

А

2

 

равны

4

1

8

2

2

1

3

4

1

3

12

21

22

11

21

22

1

a

a

a

a

a

a

p

p

a

a

a

a

a

a

2

11

12

11

22

21

12

4 2

4 3 1 2

3
4

  

 

Для

 

игрока

 

В

в

 

соответствии

 

с

 

формулами

 (2.20) 

и

 (2.21), 

оптимальные

 

вероятности

 

применения

 

стратегий

 

В

1

 

и

 

В

2

 

равны

q

a

a

a

a

a

a

1

22

12

11

22

21

12

3 2

4 3 1 2

5

8

  

q

a

a

a

a

a

a

2

22

12

11

22

21

12

4 1

8

3
8

 

Таким

 

образом

оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

 

игроков

 

4

3

;

4

1

A

S

S

B

5

8

1
8

;

а

 

цена

 

игры

 

в

 

соответствии

 

с

 

формулой

 (2.22) 

равна

 

   

  

a a

a a

a

a

a

a

11

22

12

21

11

22

21

12

4 3

2 1

4 3 1 2

7
4

( )

Так

 

как

 



то

 

игра

 

выгодна

 

для

 

игрока

 

А

Графическое

 

изображение

 

игры

 

для

 

игрока

 

А

 

показана

 

на

 

рис

. 2.8. 

 


background image

 

29

1,0

2,0

3,0

4,0

4,0

3,0

2,0

1,0

0

0.2

0.4 0.5 0.6

0.8

v

A

v

A

1

N

v

=

1.75

B

2

B

1

0.1

0.3

0.7

0,9

-1,0

-2,0

p

1opt

=0

.25

C

D

p

1

 

Рис

. 2.8. 

Нижняя

 

граница

 

выигрыша

 

игрока

 

А

 

определяется

 

ломаной

 CND. 

Оптимальное

 

решение

определяется

 

точкой

 N, 

естественно

дает

 

тоже

 

решение

что

 

и

 

алгебраический

 

метод

S

v

A

0 25 0 75

175

. ; .

,

.

Геометрическое

 

изображение

 

игры

 

для

 

игрока

 

В

 

показано

 

на

 

рис

. 2.9. 

 

1,0

2,0

3,0

4,0

4,0

3,0

2,0

1,0

0

0.2

0.4

0.6

0.8

v

B

v

B

1

М

А

2

А

1

0.1

-1,0

-2,0

C

D

-1,0

-2,0

q

1

 

Рис

. 2.9. 

Оптимальное

 

решение

определяемое

 

точкой

 

М

дает

 

решение

 

S

v

B

0 625 0 375

175

.

; .

,

.

ЗАДАЧИ

 

Определите

 

алгебраическим

 

и

 

геометрическим

 

методами

 

оптимальные

 

решения

 

следующих

 

игр

 

2

х

2

 

1.   B

1

  B

2

   2.   B

1

  B

2

 3.  B

1

B

2

  A

1

 5  2   

 A

1

 -3 -6  

A

1

6 9 

  A

2

 -1  0   

 A

2

 -4 -5  

A

2

7 8 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

4.   B

1

  B

2

   5.   B

1

  B

2

 6.  B

1

B

2

  A

1

 0  7   

 A

1

 8  6   

A

1

0 -1

  A

2

 10  4   

 A

2

 4  7   

A

2

-3 0 


background image

 

30

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

7.   B

1

  B

2

   8.   B

1

  B

2

 9.  B

1

B

2

  A

1

 -10 -16   

 A

1

 7  9   

A

1

1 2 

  A

2

 -12 -14   

 A

2

 13 11  

A

2

4 3 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

10.   B

1

  B

2

  11.   B

1

  B

2

 12.   B

1

B

2

  A

1

 -3 -2   

 A

1

 0  2   

A

1

-1 1 

  A

2

 0 -2   

 A

2

 3  1   

A

2

2 0 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

13.   B

1

  B

2

  14.   B

1

  B

2

 15.   B

1

B

2

  A

1

 6 -2   

 A

1

 4 -5  

A

1

5 6 

  A

2

 -2  6   

 A

2

 -5  4   

A

2

6 5 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

16.   B

1

  B

2

  17.   B

1

  B

2

 18.   B

1

B

2

  A

1

 4  7   

 A

1

 4 -5  

A

1

8 -1

  A

2

 5  4   

 A

2

 -4  5   

A

2

1 9 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

19.   B

1

  B

2

  20.   B

1

  B

2

 21.   B

1

B

2

  A

1

 6  9   

 A

1

 1 -3  

A

1

4 -2

  A

2

 13 11   

 A

2

 -8  5   

A

2

-3 5 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

22.   B

1

  B

2

  23.   B

1

  B

2

 24.   B

1

B

2

  A

1

 5  8   

 A

1

 6  9   

A

1

2 5 

  A

2

 7  6   

 A

2

 8  7   

A

2

3 4 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

25.   B

1

  B

2

  26.   B

1

  B

2

 27.   B

1

B

2

  A

1

 0 -3   

 A

1

 12  3   

A

1

4 -5

  A

2

 -1  0   

 A

2

 9  7   

A

2

1 -1

 

2.6. 

Упрощение

 

матричных

 

игр

 

Решение

 

матричных

 

игр

 

тем

 

сложнее

чем

 

больше

 

размерность

 

платежной

 

матрицы

Поэтому

 

для

 

игр

 

с

 

платежными

 

матрицами

 

большой

 

размерности

 

отыскание

 

оптимального

 

решения

 

можно

 

упростить

если

 

уменьшить

 

их

 

размерность

 

путем

 

исключения

 

дублирующих

 

и

 

заведомо

 

невыгодных

 (

доминируемых

стратегий

Определение

 1.

 

Если

 

в

 

платежной

 

матрице

 

игры

 

все

 

элементы

 

строки

 

(

столбца

равны

 

соответствующим

 

элементам

 

другой

 

строки

 (

столбца

), 

то

 

соответствующее

 

этим

 

строкам

  (

столбцам

стратегии

 

называются

 

дублирующими

Определение

 2.

 

Если

 

в

 

платежной

 

матрице

 

игры

 

все

 

элементы

 

некоторой

 

строки

определяющей

 

стратегию

 

А

i

 

игрока

 

А

не

 

больше

 

(

меньше

 

или

 

некоторые

 

равны

соответствующих

 

элементов

 

другой

 

строки

то

 

стратегия

 

А

i

 

называется

 

доминируемой

 (

заведомо

 

невыгодной

). 

Определение

 3.

 

Если

 

в

 

платежной

 

матрице

 

игры

 

все

 

элементы

 

некоторого

 

столбца

определяющего

 

стратегию

 

В

i  

игрока

 

В

 

не

 

меньше