Файл: Теория_игр_УП_ЭК_ЭлРесурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 701

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21

S

A

= | | p

1

,   p

2

,   . . . ,   p

m

| | ,  

S

B

= | | q

1

,   q

2

,   . . . ,   q

n

| | ,  

где

 p

i

 – 

вероятность

 

применения

 

игроком

 

А

 

чистой

 

стратегии

 

А

і

;  

p

i

i

m

1

1

q

j

 – 

вероятность

 

применения

 

игроком

 

В

 

чистой

 

стратегии

 

B

j

q

j

j

n

1

1

В

 

частном

 

случае

когда

 

все

 

вероятности

кроме

 

одной

равны

 

нулю

а

 

эта

 

одна

 – 

единице

смешанная

 

стратегия

 

превращается

 

в

 

чистую

Применение

 

смешанных

 

стратегий

 

осуществляется

например

таким

 

образом

игра

 

повторяется

 

много

 

раз

но

 

в

 

каждой

 

партии

 

игрок

 

применяет

 

различные

 

чистые

 

стратегии

 

с

 

относительными

 

частотами

 

их

 

применения

равными

 

p

i

 

и

 

q

j

Смешанные

 

стратегии

 

в

 

теории

 

игр

 

представляют

 

собой

 

модель

 

изменчивой

гибкой

 

тактики

когда

 

ни

 

один

 

из

 

игроков

 

не

 

знает

какую

 

чистую

 

стратегию

 

выберет

 

противник

 

в

 

данной

 

партии

.  

Если

 

игрок

 

А

 

применяет

 

смешанную

 

стратегию

  S

A

= | | p

1

,   p

2

,   . . . ,  

p

m

| | ,  

а

 

игрок

 

В

 

смешанную

 

стратегию

  S

B

= | | q

1

,   q

2

,   . . . ,   q

n

| | ,  

то

 

средний

 

выигрыш

  (

математическое

 

ожидание

игрока

 

А

 

определяется

 

соотношением

 

aijp q

j

n

i

j

i

m

1

1

. (2.6) 

Естественно

что

 

ожидаемый

 

проигрыш

 

игрока

 

В

 

равен

 

такой

 

же

 

величине

Итак

если

 

матричная

 

игра

 

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

то

 

игрок

 

должен

 

использовать

 

оптимальную

 

смешанную

 

стратегию

которая

 

обеспечит

 

максимальный

 

выигрыш

 

.

 

Естественно

 

возникает

 

вопрос

какими

 

соображениями

 

нужно

 

руководствоваться

 

при

 

выборе

 

смешанных

 

стратегий

Оказывается

 

принцип

 

максимина

 

сохраняет

 

свое

 

значение

 

и

 

в

 

этом

 

случае

Кроме

 

того

важное

 

значение

 

для

 

понимания

 

решения

 

игр

играют

 

основные

 

теоремы

 

теории

 

игр

2.4. 

Основные

 

теоремы

 

матричных

 

игр

 

Если

 

игрок

 

А

 

выбирает

 

смешанную

 

стратегию

  S

A

= | | p

1

,   p

2

,   . . . ,  

p

m

| | ,  

а

 

игрок

 

В

 

смешанную

 

стратегию

 S

B

= | | q

1

,   q

2

,   . . . ,   q

n

| | ,

то

 

средний

 

выигрыш

 

математическое

 

ожидание

 

выигрыша

 

игрока

 

А

  (

проигрыша

 

игрока

 

В

определится

 

суммой

 

aijp q

j

n

i

j

i

m

1

1

 , 

которая

 

может

 

рассматриваться

 

в

 

качестве

 

характеристики

 

выбранных

 S

А

 

и

 

S

B

Формируя

 

свою

 

стратегию

  S

А

 

в

 

антагонистической

 

игре

игрок

 

А

 

в

 

соответствии

 

с

 

принципом

 

максимина

 

должен

 

выбрать

 

такую

 

стратегию

при

 

которой

 

минимально

 

возможный

 

выигрыш

 

был

 

бы

 

максимален

т

.

е

такую

 

стратегию

которая

 

обеспечивает

 


background image

 

22

 

m

i

A

j

i

j

ij

j

i

v

q

p

a

n

1

1

.

min

max

 (2.7) 

Аналогичные

 

рассуждения

связанные

 

с

 

поиском

 

оптимальной

 

смешанной

 

стратегии

 

игрока

 

В

приводят

 

к

 

рекомендации

 

выбрать

 

такую

 

стратегию

 S

B

которая

 

обеспечивает

 

 

m

i

B

j

i

j

ij

i

j

v

q

p

a

n

1

1

max

min

. (2.8) 

Весьма

 

важным

 

для

 

теории

 

и

 

практики

 

является

 

вопрос

 

о

 

том

связаны

 

ли

 

между

 

собой

 

v

А

 

и

 

v

B

Ответ

 

на

 

него

 

дает

 

теорема

 

о

 

максимине

Теорема

 

о

 

максимине

В

 

конечной

 

игре

 

двух

 

игроков

  (

коалиций

с

 

нулевой

 

суммой

 (

матричной

 

игре

при

 

имеет

 

место

 

равенство

 

B

A

.  (2.9) 

Теорема

 

о

 

максимине

 

указывает

 

на

 

существование

 

равновесия

 

для

 

случая

 

v

А

=

v

B

,  

п р и

 

 

и

следовательно

существования

 

оптимальных

 

смешанных

 

стратегий

Поэтому

 

другая

 

формулировка

 

теоремы

 

о

 

максимине

называемая

 

основной

 

теоремой

 

матричных

 

игр

 

определяется

 

следующим

 

образом

Основная

 

теорема

 

матричных

 

игр

Любая

 

матричная

 

игра

 

имеет

по

 

крайней

 

мере

одно

 

оптимальное

 

решение

в

 

общем

 

случае

в

 

смешанных

 

стратегиях

 

и

 

соответствующую

 

цену

 

v .

 

Обе

 

эти

 

теоремы

 

эквивалентны

Из

 

этих

 

теорем

 

следует

что

 

любая

 

матричная

 

игра

 

имеет

 

цену

 

v

.  

Цена

 

игры

 

v   –  

средний

 

выигрыш

приходящийся

 

на

 

одну

 

партию

, – 

всегда

 

удовлетворяет

 

условию

 



, (2.10) 

т

.

е

лежит

 

между

 

нижней

 

 

и

 

верхней

 

 

ценами

 

игры

Оптимальное

 

решение

 

игры

 

в

 

смешанных

 

стратегиях

также

 

как

 

и

 

решение

 

в

 

чистых

 

стратегиях

обладает

 

тем

 

свойством

что

 

каждый

 

из

 

игроков

 

не

 

заинтересован

 

в

 

отходе

 

от

 

своей

 

оптимальной

 

смешанной

 

стратегии

если

 

его

 

противник

 

применяет

 

свою

 

оптимальную

 

смешанную

 

стратегию

так

 

как

 

это

 

ему

 

невыгодно

Эта

 

пара

 

стратегий

 

образует

 

в

 

игре

 

положение

 

равновесия

один

 

игрок

 

хочет

 

обратить

 

выигрыш

 

в

 

максимум

другой

 – 

в

 

минимум

каждый

 

тянет

” 

в

 

свою

 

сторону

 

и

при

 

оптимальном

 

поведение

 

обоих

устанавливается

 

равновесие

 

и

 

устойчивый

 

выигрыш

 

Определение

.

 

Те

 

из

 

чистых

 

стратегий

 

игроков

 

А

 

и

 

В

которые

 

входят

 

в

 

их

 

оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

 

с

 

вероятностями

не

 

равными

 

нулю

называются

 

активными

 

стратегиями

Существует

 

теорема

 

об

 

активных

 

стратегиях

применение

 

которой

 

позволяет

 

упрощать

 

решение

 

некоторых

 

матричных

 

игр

Теорема

 

об

 

активных

 

стратегиях

Если

 

один

 

из

 

участников

 

матричной

 

игры

 

G

 (

m

x

n

), 

придерживается

 

своей

 

оптимальной

 

смешанной

 

стратегии

то

 

это

 

обеспечивает

 

ему

 

максимальный

 

средний

 

выигрыш

равный

 

цене

 

игры

 

независимо

 

от

 

того

какие

 

действия

 

предпринимает

 

другой

 

игрок

если

 

только

 

он

 

не

 

выходит

 

за

 

пределы

 

своих

 

активных

 

стратегий

 (

т

.

е

пользуется

 

любой

 

из

 

них

 

в

 

чистом

 

виде

 

или

 

смешивает

 

их

 

в

 


background image

 

23

любых

 

пропорциях

), 

причем

 

число

 

активных

 

стратегий

 

каждого

 

игрока

входящих

 

в

 

их

 

оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

не

 

превосходит

 L, 

где

 

L = min(m, n). 

Использование

 

данной

 

теоремы

 

позволяет

 

в

 

частности

упрощать

 

решение

 

матричных

 

игр

 

2

x

n

 

и

 

m

x

2

ТЕСТЫ

 

(

В

 – 

Верно

Н

 – 

Неверно

1. 

В

 

антагонистической

 

игре

 

пара

 

стратегий

  (

A

i

B

j

называется

 

равновесной

 

или

 

устойчивой

если

 

ни

 

одному

 

из

 

игроков

 

не

 

выгодно

 

отходить

 

от

 

своей

 

стратегии

2. 

Стратегии

соответствующие

 

седловой

 

точке

 

платежной

 

матрицы

не

 

обладают

 

свойством

 

равновесия

 (

устойчивости

). 

3. 

Игра

 

решается

 

в

 

чистых

 

стратегиях

 

если

 

платежная

 

матрица

 

имеет

 

седловую

 

точку

4. 

Игра

 

решается

 

в

 

чистых

 

стратегиях

если

 

нижняя

 

цена

 

платежной

 

матрицы

 

равна

 

верхней

5. 

Игры

 

с

 

полной

 

информацией

 

всегда

 

имеют

 

седловую

 

точку

6. 

Случайная

 

величина

значениями

 

которой

 

являются

 

чистые

 

стратегии

 

игрока

называется

 

его

 

смешанной

 

стратегией

7. 

Если

 

игрок

 

А

 

применяет

 

смешанную

 

стратегию

  S

A

=||p

1

, p

2

, ..., p

m

||, 

а

 

игрок

 

В

 

смешанную

 

стратегию

  S

B

=||q

1

, q

2

, ..., q

n

||, 

то

 

средний

 

выигрыш

 

игрока

 

А

 

определяется

 

соотношением

 

.

1

m

i

i

p

ij

a

 

8. 

Если

 

матричная

 

игра

 

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

то

 

игроки

 

должны

 

использовать

 

оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

9. 

Оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

 

в

 

отличие

 

от

 

оптимальных

 

чистых

 

стратегий

 

не

 

обладают

 

свойством

 

равновесия

 (

устойчивости

). 

10. 

Те

 

из

 

чистых

 

стратегий

 

игроков

которые

 

входят

 

в

 

их

 

оптимальные

 

смешанные

 

стратегии

 

с

 

вероятностями

не

 

равными

 

нулю

называются

 

активными

 

стратегиями

11. 

Любая

матричная

 

игра

 

имеет

 

по

 

крайней

 

мере

одно

 

оптимальное

 

решение

в

 

общем

 

случае

в

 

смешанных

 

стратегиях

 

и

 

соответствующую

 

цену

 

12. 

Теорема

 

о

 

максимине

 

утверждает

что

  

maxmin

min max

i

j

ij

j

i

j

j

i

ij

j

i

j

i

i

a p q

a p q

v

n

n

m

m

 

 

1

1

1

1

13. 

При

 

оптимальных

 

смешанных

 

стратегиях

 

цена

 

игры

 

 

удовлетворяет

 

условию

   



14. 

Теорема

 

об

 

активных

 

стратегиях

 

утверждает

что

 

если

 

игрок

 

придерживается

 

свой

 

оптимальной

 

смешанной

 

стратегии

то

 

это

 

обеспечивает

 

ему

 

максимальный

 

средний

 

выигрыш

независимо

 

от

 

того

какие

 

действия

 

предпринимает

 

другой

 

игрок

если

 

только

 

тот

 

не

 

выходит

 

за

 

пределы

 

своих

 

активных

 

стратегий

(

Ответы

: 1-

В

; 2-

Н

; 3-

В

; 4-

В

; 5-

В

; 6-

В

; 7-

Н

; 8-

В

; 9-

Н

; 10-

В

; 11-

В

; 12-

В

; 13-

В

; 14-

В

). 


background image

 

24

2.5. 

Решение

 

матричной

 

игры

 (2

х

2) 

Пусть

 

матричная

 

игра

 G (2x2) 

имеет

 

платежную

 

матрицу

 

 

B

j

 

 

A

i

 

 

B

1

 

 

B

2

 

A

1

 

a

11

 

a

12

 

A

2

 

a

21

 

a

22

 

 

Предположим

что

 

игра

 

не

 

имеет

 

седловой

 

точки

т

.

е



При

 

наличии

 

седловой

 

точки

 

решение

 

очевидно

.  

В

 

соответствии

 

с

 

основной

 

теоремой

 

игра

 

имеет

 

оптимальное

 

решение

 

в

 

смешанных

 

стратегиях

: S

A

= | | p

1

,   p

2

| |  

и

  S

B

= | | q

1

,   q

2

| | ,  

где

 

вероятности

 

применения

  (

относительные

 

частоты

 

применения

чистых

 

стратегий

 

удовлетворяют

 

соотношениям

 

1

2

1

p

p

;  (2.11) 

1

2

1

q

q

.  (2.12) 

В

 

соответствии

 

с

 

теоремой

 

об

 

активных

 

стратегиях

оптимальная

 

смешанная

 

стратегия

 

обладает

 

тем

 

свойством

что

 

обеспечивает

 

игроку

 

максимальный

 

средний

 

выигрыш

равный

 

цене

 

игры

 

независимо

 

от

 

того

какие

 

действия

 

предпринимает

 

другой

 

игрок

если

 

тот

 

не

 

выходит

 

за

 

пределы

 

своих

 

активных

 

стратегий

В

 

частности

если

 

игрок

 

А

 

использует

 

свою

 

оптимальную

 

смешанную

 

стратегию

а

 

игрок

 

В

 – 

свою

 

чистую

 

активную

 

стратегию

 

В

1

то

 

цена

 

игры

 

 

равна

 

2

21

1

11

p

a

p

a

,  (2.13) 

а

 

при

 

использовании

 

игроком

 

В

 

чистой

 

активной

 

стратегии

 

В

2

выигрыш

 

будет

 

равен

 

2

22

1

12

p

a

p

a

.  (2.14) 

Уравнения

 (2.11), (2.13) 

и

 (2.14) 

образуют

 

систему

 

трех

 

линейных

 

алгебраических

 

уравнений

 

с

 

тремя

 

неизвестным

:    

р

1

,  

р

2

 

и

 

.  

Решая

 

ее

легко

 

находим

что

 

12

21

22

11

21

22

1

a

a

a

a

a

a

p

. (2.15) 

p

a

a

a

a

a

a

2

11

12

11

22

21

12

. (2.16) 

 

a a

a a

a

a

a

a

11 22

12 21

11

22

21

12

. (2.17) 

Если

 

игрок

 

В

 

использует

 

свою

 

оптимальную

 

смешанную

 

стартегию

а

 

игрок

 

А

 – 

свою

 

чистую

 

активную

 

стратегию

 

А

1

то

 

цена

 

игры

 

 

равна

 

2

12

1

11

q

a

q

a

,  (2.18) 

а

 

при

 

использовании

 

игроком

 

А

 

чистой

 

активной

 

стратегии

 

А

2

,  

выигрыш

 

будет

 

равен

 

2

22

1

21

q

a

q

a

.  (2.19) 


background image

 

25

Уравнения

 (2.12), (2.18) 

и

 (2.19) 

образует

 

систему

 

трех

 

линейных

 

алгебраических

 

уравнений

 

с

 

тремя

 

неизвестными

: q

1

;   q

2

 

и

 

.  

Решая

  

ее

легко

 

находим

что

  

q

a

a

a

a

a

a

1

22

12

11

22

21

12

. (2.20) 

q

a

a

a

a

a

a

2

11

21

11

22

21

12

. (2.21) 

a a

a a

a

a

a

a

11 22

12 21

11

22

21

12

. (2.22) 

Естественно

что

 

в

 

обоих

 

случаях

 

цена

 

игры

  (

выражения

 (2.17) 

и

 

(2.22)) 

получилась

 

одна

 

и

 

та

 

же

Чтобы

 

соотношения

 (2.15), (2.16), (2.17), (2.20), (2.21), (2.22) 

имели

 

смысл

необходимо

 

потребовать

чтобы

 

 



,

0

;

0

;

0

;

0

21

11

12

22

12

11

21

22

a

a

a

a

a

a

a

a

              

или

          



.

0

;

0

;

0

;

0

21

11

12

22

12

11

21

22

a

a

a

a

a

a

a

a

 

 

Тогда

  0<p

1

<1;  0<p

2

<1;  0<q

1

<1;  0<q

2

<1. 

Нетрудно

 

заметить

что

 

в

 

этих

 

неравенствах

 

отражено

 

предположение

 

об

 

отсутствии

 

в

  

рассматриваемой

 

игре

 

седловой

 

точки

Действительно

ни

 

один

 

из

 

четырех

 

выигрышей

 

а

11

а

12

а

21

а

22

 

не

 

может

 

удовлетворить

 

этим

 

неравенствам

будучи

 

минимальным

 

в

 

своей

 

строке

 

и

 

максимальным

 

в

 

своем

 

столбце

Решения

 

системы

 

уравнений

 (2.15), (2.16), (2.17) 

и

 (2.20), (2.21), 

(2.22), 

полученные

 

алгебраическим

 

методом

удобно

 

получать

 

и

 

графическим

 

методом

  (

рис

. 2.4). 

Для

 

нахождения

 

вероятностей

 

р

1

р

2

 

и

 

цены

 

игры

 

v

 

в

 

прямоугольной

 

системе

 

координат

 

по

 

оси

 

абсцисс

 

откладывается

 

вероятность

 

р

1

[0,1], 

а

 

по

 

оси

 

ординат

 – 

соответствующие

 

этой

 

вероятности

 – 

выигрыши

 

игрока

 

А

При

 

р

1

=0, 

игрок

 

А

 

применяет

 

чистую

 

стратегию

 

А

2

Если

 

при

 

этом

 

игрок

 

В

 

применяет

 

чистую

 

стратегию

 

В

1

то

 

выигрыш

 

игрока

 

А

 

равен

 

а

21

 

(

уравнение

 (2.13)), 

а

 

если

 

игрок

 

В

 

применяет

 

чистую

 

стратегию

 

В

2

то

 

выигрыш

 

игрока

 

А

 

равен

 

а

22 

[

уравнение

 (2.14)]. 

При

 

р

1

=1, 

игрок

 

А

 

применяет

 

чистую

 

стратегию

 

А

1