ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Можно выделить следующие достоинства:
1. Модели практичны, они всегда строятся так, чтобы были проще и удобнее для исследований, чем исходные объекты. На моделях можно ставить такие эксперименты, проведение которых на реальных объектах либо слишком дорого, либо опасно для персонала и окружающей среды.
Например, на моделях системы управления авиационным двигателем можно изучать ее свойства на различных скоростях и высотах полета ЛА вместо изучения этих свойств на дорогостоящих стендах, на моделях экономических систем выяснять последствия принятия тех или иных решений экономи- ческого характера (повышение/понижение ставок налогов, процентных ставок рефинансирования и т.д.)
2. Некоторые явления можно изучать только на их моделях. Например, ядерные взрывы, траектории космических аппаратов, электрические разряды молнии, полет самолета при развитии критической ситуации на борту в результате отказов отдельных функциональных подсистем и т.п.
3. Модели воспроизводят лишь основные, наиболее важные для данного
исследования свойства изучаемой системы. Отсюда же следует, что у изучаемой системы (объекта) могут быть несколько (много) моделей, каждая из которых воспроизводит (имитирует) определенный набор свойств и характеристик. Так, например, проектируя новое техническое устройство, можно построить и использовать модель, описывающую динамические
(упрощенно, скоростные) свойства и характеристики. В то же время для определения прочностных характеристик, изгибно-крутильных свойств потребуется совершенно другая модель.
4. Модели позволяют выявить механизм формирования исследуемых свойств системы, научиться прогнозировать эти свойства и целенаправленно их изменять в желаемую сторону.
5. При моделировании систем могут возникнуть и побочные эффекты.
Например, модель может воспроизводить такие свойства системы, которые адекватны реальным, но данная модель не была предназначена для этого.
Этот эффект следует рассматривать как исключение, а не как закономерность, хотя в истории науки есть случаи, когда подобным образом делались открытия в области тонких физических явлений.
Достоинства моделирования делают его наиболее эффективным мето- дом, как научных исследований, так и практической деятельности человека.
13
1.4. Классификация моделей
Проблема классификации моделей, как и любых достаточно сложных явлений и процессов, сложна и многогранна. Объективная причина этого состоит в том, что исследователя интересует лишь какое-то одно свойство
(или несколько свойств) системы (объекта, процесса, явления), для отображения которого и создана модель. Поэтому в основу классификации можно положить множество различных классификационных признаков: способ описания, функциональное назначение, степень детализации, структурные свойства, область применения и т.д.
Рассмотрим некоторые наиболее часто используемые классы (виды) моделей (табл.1.4.1).
Таблица 1.4.1
Признак классификации
Виды моделей
Сущность модели
- материальные (физические)
- идеальные (воображаемые)
- информационные (теоретические, абстрактные)
Характеристика объекта моделирования
- модель внешнего вида
- модель структуры
- модель поведения
Степень формализации
- неформализованные
- частично формализованные
- формализованные
Назначение модели
- исследовательские:
⋅ дескрипторные
⋅ когнитивные
⋅ концептуальные
⋅ формальные
- учебные
- рабочие:
⋅ оптимизационные
⋅ управленческие
Роль в управлении объектом моделирования
- регистрирующие
- эталонные
- прогностические
- имитационные
- оптимизационные
Фактор времени
- статические
- динамические
14
Дадим краткие пояснения видам моделей, представленных в табл.1.4.1.
Материальные(физические, реальные) модели – модели, построенные средствами материального мира для отражения его объектов, процессов.
Идеальные (воображаемые) модели – модели, построенные средствами мышления на базе нашего сознания.
Информационные (абстрактные, теоретические) модели – модели, построенные на одном из языков (знаковых систем) кодирования информации.
Материальные модели представляют собой реальные, вещественные конструкции, служащие для замены оригинала в определенном отношении.
Основным требованием к построению данного класса моделей является тре- бование сходства (подобия, аналогии) между моделью и оригиналом.
Различают несколько типов подобия – геометрическое, физическое, аналогию и др.
Геометрическое подобие является основным требованием к построению геометрических моделей, которые представляют собой объект, геометрически подобный своему прототипу и служащий для демонстрационных целей. Две геометрические фигуры подобны, если отношение всех соответствующих длин и углов одинаковы. Если известен коэффициент подобия – масштаб, то простым умножением размеров одной фигуры на величину масштаба определяются размеры другой фигуры. В общем случае такая модель демонстрирует принцип действия, взаимное расположение частей, процесс сборки и разборки, компоновку объекта и предназначена для изучения свойств, которые инвариантны (независимы) от абсолютных величин линейных размеров объекта. Примерами геометрических моделей являются: макеты машин, манекены, скульптуры, протезы, глобусы и т.д. Они изображают прототип не во всем многообразии его свойств, не в любых качественных границах, а в границах чисто пространственных. Здесь имеет место сходство (подобие) не вообще между вещами, а между особыми типами вещей – телами. В этом ограниченность данного класса моделей.
Отметим, что здесь реализуется прямое подобие.
Физическое подобие относится к модели и оригиналу одинаковой физической природы и отражает их сходство в одинаковости отношений одноименных физических переменных в соответствующих пространственно- временных точках. Два явления физически подобны, если по заданным
15
характеристикам одного можно получить характеристики другого простым пересчетом, который аналогичен переходу от одной системы единиц измерения к другой. Геометрическое подобие является частным случаем физического подобия. При физическом подобии модель и оригинал могут находиться в более сложных геометрических отношениях, чем линейная пропорциональность, так как физические свойства оригинала не пропорциональны его геометрическим размерам. Здесь важно, чтобы пространство физических переменных модели было подобно пространству физических переменных оригинала. При этом физическая модель по отношению к оригиналу является аналогией типа изоморфизма (взаимно однозначного соответствия). Центральной проблемой является проблема корректного пересчета результатов модельного эксперимента на результаты испытания оригинала в реальных условиях. Сходство основано на соблюдении некоторых физических критериев.
Идеальные (воображаемые) модели – это идеальные конструкции в нашем сознании в виде образов или представлений о тех или иных физических явлениях, процессах, объектах, системах (геометрическая точка, бесконечность и т.д.).
Абстрактные(теоретические, информационные) модели – модели, представляющие объекты моделирования в образной или знаковой форме.
Примерами абстрактных моделей могут служить какая-либо гипотеза
1
о свойствах материи, предположения о поведении сложной системы в условиях неопределенности или новая теория о строении сложных систем.
На абстрактных моделях и на умозрительной аналогии (сходстве) между моделью М и оригиналом S строится абстрактное (теоретическое) моде- лирование.
Ярким представителем абстрактного и знакового моделирования является математическая модель.
Математическая модель – это совокупность математических формул,
уравнений, соотношений, описывающая интересующие исследователя
свойства объекта моделирования.
Субъекта моделирования (человека) в процессе моделирования могут интересовать
1
Гипотеза – (от греч. hypothesis – основание, предположение) – определенные предсказания, предположительные суждения о причинно-следственных связях явлений.
16
- внешний вид объекта моделирования;
- структура объекта моделирования;
- поведение объекта моделирования;
- всевозможные комбинации вида, структуры, поведения объекта моделирования.
Для исследования каждого аспекта моделирования (вид, структура, поведение) или их комбинации могут использоваться соответствующие модели: модели внешнего вида, модели структуры, модели поведения.
Модель внешнего вида чаще всего сводится к перечислению внешних признаков объекта моделирования и предназначена для идентификации
(распознавания) объекта.
Модель структуры представляет собой перечень составных элементов объекта моделирования с указанием связей между этими элементами и предназначена для наглядного отображения, изучения свойств, выявления значимых связей, исследования стабильности объекта моделирования.
Модель поведения представляет собой описание изменений внешнего вида и структуры объекта моделирования с течением времени и в результате взаимодействия с другими объектами. Назначение моделей поведения – прогнозирование будущих состояний объекта моделирования, управление объектов, установление связей с другими объектами, внешними по отношению к объекту моделирования.
Объективно уровни наших представлений, уровни наших знаний о различных явлениях, процессах, системах различны. Это отражается в способах представления рассматриваемых явлений.
К неформализованным моделям можно отнести отображения (образы), полученные с использованием различных форм мышления: эмоции, интуиции, образного мышления, подсознания, эвристики как совокупности логических приемов и правил отыскания истины. При неформализованном моделировании модель не формулируется, а вместо нее используется некоторое нечеткое мысленное отражение (образ) реальности, служащее основой для принятия решения.
Примером неопределенных (интуитивных) представлений об объекте может служить нечеткое описание ситуации, основанное на опыте и на ин- туиции.
К формализованным моделям можно отнести образные модели, когда
17
модели строятся из каких-либо наглядных элементов (упругие шары, потоки жидкости, траектории движения тел и т.д.).
К формализуемым абстрактным моделям относятся знаковые модели, в том числе математические конструкции, языки программирования, естест- венные языки вместе с правилами их преобразования и интерпретации.
По своему назначению модели призваны решать множество задач:
•
исследовательские (дескрипторные, когнитивные, концептуальные, формальные) модели предназначены для генерации знаний путем изучения свойств объекта;
•
учебные модели предназначены для передачи знаний об изучаемом объекте;
•
рабочие (оптимизационные, управленческие) модели предназначены для генерации правильных действий в процессе достижения цели.
К исследовательским моделям относятся полунатурные стенды, физические модели, математические модели. Отметим, что исследова- тельские модели могут выступать в качестве учебных, если они пред- назначены для передачи знаний о свойствах объекта. Примерами рабочих моделей могут служить: робот; автопилот; математическая модель объекта, встроенная в систему управления или контроля; искусственное сердце и т.д.
При этом исследовательские и учебные модели должны приближаться к реальности, а рабочие модели должны отражать эту реальность. Четкой границы между этими моделями не существует. Так, например, исследовательская модель, адекватно отражающая свойства объекта, может быть использована в качестве рабочей.
Исследовательские модели являются носителями новых знаний, учебные модели соединяют старые знания с новыми.
Рабочие модели идеализируют накопленные знания в форме идеальных действий по выполнению тех или иных функций, которые желательно было бы осуществить.
Дескрипторные модели – описательные модели, предназначены для установления законов изменения параметров этих процессов и являются реализациями описательных и объяснительных содержательных моделей на формальном уровне моделирования.
В качестве примера такой модели можно привести модель движения материальной точки под действием приложенных сил, использующую второй
18 закон Ньютона. Задавая положение и скорость точки в начальный момент времени (входные величины), массу точки (параметр модели) и закон изменения прикладываемых сил (внешние воздействия), можно определить скорость и координаты точки в любой последующий момент времени
(выходные величины).
Когнитивные(мысленные, познавательные) модели– модели, представляющие собой некий мысленный образ объекта, его идеальная модель в голове исследователя, полученная в результате наблюдения за объектом-оригиналом.
Формируя такую модель, исследователь, как правило, стремится ответить на конкретные вопросы, поэтому от бесконечно сложного устройства объекта отсекается все ненужное с целью получения его более компактного и лаконичного описания.
Когнитивные модели субъективны, так как формируются умозрительно на основе всех предыдущих знаний и опыта исследователя. Получить представление о когнитивной модели можно только описав ее в знаковой форме. Представление когнитивной модели на естественном языке на- зывается содержательной моделью.
Когнитивные и содержательные модели не эквивалентны, поскольку первые могут содержать элементы, которые исследователь не сможет или не хочет сформулировать.
Концептуальной моделью принято называть содержательную модель, при формулировке которой используются понятия и представления предметных областей знания, занимающихся изучением объекта моделирования.
В более широком смысле под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точке зрения.
Формальная модель является представлением концептуальной модели с помощью одного или нескольких формальных языков (например, языков математических теорий, универсального языка моделирования или алгоритмических языков).
В гуманитарных науках процесс моделирования во многих случаях заканчивается созданием концептуальной модели объекта.
19
В естественно-научных и технических дисциплинах, как правило, удается построить формальную модель.
Таким образом, когнитивные, содержательные и формальные модели составляют три взаимосвязанных уровня моделирования.
Оптимизационные модели – модели,предназначенные для определения оптимальных (наилучших) с точки зрения некоторого критерия параметров моделируемого объекта или же для поиска оптимального (наилучшего) режима управления некоторым процессом.
Как правило, такие модели строятся с использованием одной или нескольких дескриптивных моделей и включают некоторый критерий, позволяющий сравнивать различные варианты наборов значений выходных величин между собой с целью выбора наилучшего. На область значений входных параметров могут быть наложены ограничения в виде равенств и неравенств, связанные с особенностями рассматриваемого объекта или процесса.
Примером оптимизационной модели может служить моделирование процесса запуска ракеты с поверхности Земли с целью подъема ее на заданную высоту за минимальное время при ограничениях на величину импульса двигателя, время его работы, начальную и конечную массу ракеты.
Математические соотношения дескриптивной модели движения ракеты выступают в данном случае в виде ограничений типа равенств.
Отметим, что для большинства реальных процессов, конструкций требуется определение оптимальных параметров сразу по нескольким критериям, т.е. мы имеем дело с так называемыми многокритериальными задачами оптимизации.
Управленческие модели – модели, используемые для принятия эффективных управленческих решений в различных областях целенаправлен- ной деятельности человека.
В общем случае принятие решений является процессом, по своей сложности сравнимым с процессом мышления в целом. Однако на практике под принятием решений обычно понимается выбор некоторых альтернатив из заданного их множества, а общий процесс принятия решений представляется как последовательность таких выборов альтернатив.
В отличие от оптимизационных моделей, где критерий выбора считается определенным и искомое решение устанавливается из условий его
20 экстремальности, в управленческих моделях необходимо введение специфических критериев оптимальности, которые позволяют сравнивать альтернативы при различных неопределенностях задачи. Вид критерия оп- тимальности в управленческих моделях заранее не фиксируется. Именно в этом состоит основная особенность данных моделей.
Регистрирующие модели представляют собой модели, предназначенные для регистрации интересующих исследователя свойств и качеств, недоступных для непосредственной регистрации на объекте моделирования.
При решении задач управления сложными динамическими объектами используются эталонные и прогностические модели, которые представляют собой формализованное отображение желаемых характеристик объекта управления для целей текущего или будущего управления объектом.
Эталонная модель – это модель, описывающая в той или иной форме желаемые
(идеализированные) свойства объекта моделирования
(управления).
Прогностические модели – модели, предназначенные для определения
будущих состояний (будущего поведения) объекта моделирования.
Имитационные модели – это совокупность описания элементов системы, взаимосвязей элементов друг с другом, внешних воздействий, алгоритмов функционирования системы (или правил изменения состояний) под влиянием внешних и внутренних возмущений.
Имитационные модели создаются и используются тогда, когда создание единой модели сложной системы невозможно или сопряжено с очень большими трудностями, имеющиеся математические методы не позволяют получить удовлетворительных аналитических или численных решений рассматриваемых задач. Но наличие описаний элементов и алгоритмов функционирования позволяет имитировать процесс функционирования системы и производить измерения интересующих характеристик.
Можно также отметить, что имитационные модели могут быть созданы для гораздо более широкого класса объектов и процессов, чем аналитические и численные модели. Кроме того, поскольку для реализации используются, как правило, вычислительные средства (компьютеры и другие средства) средствами формализованного описания имитационных моделей служат универсальные или специальные алгоритмические языки.
Имитационное моделирование при изучении больших (сложных) систем