Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.
1. Существенное разделение понятий <человек>, <индивид>, <субъект деятельности>, <индивидуальность> (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и <личность>. Следовательно, нельзя сводить понятие <личности> к понятиям <человек>, <индивид>, <субъект>, <индивидуальность>, хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
2. Следует различать <расширительное> понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и <вершинное> понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).
4. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве.
Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.
БИЛЕТ 48.
БИЛЕТ 49. Этапы социального развития личности.
-
Первичная социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации
(появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции
(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
-
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; -
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации
охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации
рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
БИЛЕТ 50. Социальная установка.
Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.
Признаки социальной установки:
-
социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека; -
осознанность этих отношений и поведения; -
эмоциональный компонент этих отношений и поведения; -
регулятивная роль социальной установки.
Функции аттитюда:
-
автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; -
адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; -
защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности; -
когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту; -
регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения; -
ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям; -
стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.
Структура социальной установки:
-
когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; -
аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; -
поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Уровни установок:
-
просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; -
социальные установки; -
базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); -
инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). -
Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: -
смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида; -
целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца; -
операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.
Этапы формирования
социальных установок по Ж. Годфруа :
-
до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям; -
с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей; -
от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием; -
от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.