Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий <человек>, <индивид>, <субъект деятельности>, <индивидуальность> (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и <личность>. Следовательно, нельзя сводить понятие <личности> к понятиям <человек>, <индивид>, <субъект>, <индивидуальность>, хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать <расширительное> понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и <вершинное> понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).

4. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве.

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

БИЛЕТ 48.


БИЛЕТ 49. Этапы социального развития личности.

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации

(от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации

(появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к обще­ственным нормам поведения). В подростковом возрасте ста­дия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак­теризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабаты­ваются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции

(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима­ются группой, обществом. Если не принимаются, возмож­ны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людь­ми и обществом;

  • - изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации

охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой деятель­ности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия че­ловека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации

рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

БИЛЕТ 50. Социальная установка.

Социальная установка (аттитюд) –  это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

  • социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

  • осознанность этих отношений и поведения;

  • эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

  • регулятивная роль социальной установки.


Функции аттитюда:

  • автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

  • адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

  • защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

  • когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

  • регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

  • ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

  • стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

  • когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

  • аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

  • поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

  • просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

  • социальные установки;

  • базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

  • инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

  • Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

  • смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

  • целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

  • операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования
 социальных установок по Ж. Годфруа :

  • до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

  • с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

  • от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

  • от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.