Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ 41. Психология моды
Возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.
По А. Гофману, мода — явление социальное и психологический механизм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. Создавая теоретическую модель, то есть представляя ее в виде структуры, ученый выделяет следующие элементы моды.
Первый, самый очевидный и устойчивый — это модный стандарт. Он реализуется с помощью модных объектов. Стандарты и объекты становятся модными только тогда, когда они имеют модное значение, указывают на какие-то ценности, выступающие как модные. Поведение, ориентированное на стандарты, объекты и ценности моды — последний элемент моды.
Структуру моды можно представить тремя ценностными уровням:
1) ценностный аспект стандартов и объектов;
2) уровень атрибутивных («внутренних») ценностей;
3) уровень денотативных («внешних») ценностей.
А. Гофман отмечает, что сфера действия моды безгранична и распространяется на самые разнообразные стороны социальной жизни, культуры и поведения человека.
А. Гофман выделяет семь социальных функций моды:
-
Создание и поддержка однообразия и разнообразия в культурных образцах. -
Инновационная. -
Коммуникативная. -
Социальной дифференциации и нивелирования. -
Социализации. -
Престижа. -
Психофизиологической разрядки.
Мода как социальное явление может рассматриваться в разных аспектах — социально-философском, социологическом, социально-психологическом, эстетическом, культурологическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как преимущество, что считается массовой, групповой сознанием в определенный период времени со своеобразными формами жизнедеятельности (манера одеваться, причёски, типы и формы жилья, общения и поведение и т.д.).
БИЛЕТ 42. Психология слухов и сплетен
Массовые психологические явления возникают вследствие того, что какая-то важная информация становится массовой или же у людей возникает иллюзия обладания такой информацией.
Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы “по секрету”, и функционирующая исключительно в звуковой форме. Подчеркнем: слухи и сплетни — это всегда искаженная, не
вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация.
Сплетни – ложная или истинная, проверенная или неподдающаяся проверки, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах, которые могут рассматриваться как личные, но имеют широкий социальный резонанс потому, что касаются закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп.
Обратим внимание на некоторые существенные различия между слухом и сплетней. Слухи обычно касаются всех, сплетни касаются немногих, однако это именно те немногие, которые интересуют многих. Как и слухи, сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако это не потребность в жизненно важной информации. Это потребность как бы в дополнительной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей. Соответственно, сплетни более информативны, обычно конкретны и значительно более детализированы по сравнению со слухами, однако они всегда значительно менее эмоциональны.
БИЛЕТ 43. Психология массовых коммуникаций
Прикладная область социальной психологии, изучающая социально-психологические закономерности функционирования массовых коммуникаций. Особенности массовых коммуникаций как вида общения. Массовые коммуникации — это общение масс, т.е. больших групп людей, объединенных общими интересами или переживаниями.
БИЛЕТ 44. Психология рекламы и PR - воздействия.
С социально-психологической точки зрения, реклама — это особый механизм формирования значительных масс потребителей, эмоционально зараженных желанием овладеть чем-то, выступающим в качестве рекламируемого объекта. В отличие от большинства других данный подход ставит во главу угла основную функцию рекламы и позволяет детально анализировать психологию ее воздействия на массы.
Исторически реклама — производное от развития массового производства, которое требовало массового потребления производимого. В свою очередь, это требовало формирования массовых стандартов потребления. Соответственно, реклама развивалась как эффективное средство формирования массовых потребностей, массового потребителя и потребительских масс в целом. На это направлены ее основные функции: извещать, заражать, убеждать, внушать и напоминать.
Люди поддаются влиянию рекламы тогда, когда осознанно или неосознанно готовы поддаться такому влиянию. Базовые потребности в конформизме, в идентификации себя с большой общностью, основанные на надежде отрегулировать таким образом свои эмоциональные проблемы — платформа такой готовности.
Собственно психологический механизм воздействия рекламы складывается из возбуждения желания через внушение такого желания и заражение им. В результате возникает массовое подражание, на котором и основано потребление стандартных, массово производимых товаров и услуг.
БИЛЕТ 45. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У.Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.
В концепции этноцентризма У.Самнера (1906) преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса над другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению к представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп. У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма во взаимоотношениях между этническими группами посвящено значительное число эмпирических исследований (И.Амир, С.Бочнер, Р.Браун, Г.Трианидис, см. 9).
Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодействия в формировании межгрупповых отношений, концепция М.Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М. Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.
Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп:
Социальная категоризация — когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.
Социальная идентификация — процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.
БИЛЕТ 46.
БИЛЕТ 47. Понимание личности в социальной психологии.
Личность — это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве <Я>, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.