Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства.
Психология социального класса - форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.
Основу образования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс.
Структура психологии класса
• во-первых, всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), включающего наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников).
• Во-вторых, отмечается существование класса буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой менеджеров.
• В-третьих, выделяют средние социальные слои, включающие в себя мелкую буржуазию в промышленности и сельском хозяйстве и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания.
Многочисленную социальную общность во многих странах мира составляют представители маргинальных слоев . Многие исследователи ведущим классообразующим признаком считают уровень дохода.
БИЛЕТ 34. Психологические особенности этнических групп.
Психологические особенности этнических групп – это особенности группы людей, связанных между собой этнической или культурной принадлежностью, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Главной особенностью этноса является сознание своего единства и отличия от других народов.
Национальная психология существует в национальном характере, интересах, традициях, привычках.
Национальный характер – это устойчивые психологические черты, определяющие привычную манеру поведения и образ действий представителя той или иной нации.
Национальные интересы являются общественно-психологическим и социальным явлением, являются движущей силой поведения и деятельности людей. Что касается национальных традиций, то в их основе лежит опыт нации, укоренившийся в жизнь. Появляются национальные традиции в поступках, делах, одежде, стиле общения, в жестах и движениях.
Выделяются следующие национально-психологические особенности:
-
мотивационно-фоновые, проявляющиеся в работоспособности, деловитости, осмотрительности; -
интеллектуальные – в характере организации мыслительной деятельности, степени изобретательности, гибкости, степени логичности и др.; -
познавательные особенности – проявляющиеся в яркости воображения, концентрации внимания, активности восприятия и др.; -
эмоциональные особенности – особенности выражения эмоций, чувств; -
волевые особенности их длительность и устойчивость; -
коммуникативные особенности, связанные с характером взаимодействия между людьми, сплоченности или отчужденности.
На смену понятию «национальный характер» для обозначения психологических особенностей этносов, пришло понятие «менталитет» – уровень коллективного и индивидуального сознания.
Менталитет включает бессознательную совокупность людей воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в процессе исторического развития народа и определяет национальный характер, модель экономического и социального поведения.
БИЛЕТ 35.
С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В обычные же стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном обыденном уровне.
С другой стороны, массовое сознание рассматривается как сознание вполне определенного социального носителя -
«массы». Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание каких-то обстоятельств, общих для членов разных социальных групп. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.
В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга).
Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает:
-
во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. -
Во-вторых, массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.
Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.
БИЛЕТ 36. Общие механизмы стихийного поведения.
БИЛЕТ 37. Основные субъекты стихийного поведения.
Публика - кратковременное собрание людей по определенному поводу, всегда ради общей и конкретной цели. Примерами публики могут служить собрание людей в зрительном зале для прослушивания лекции. Как правило, в закрытых помещениях публику называют аудиторией.
Публика, как стихийная группа отличается наименее выраженным характером стихийности. Публика считается наиболее управляемой стихийной группой, которая склонна соблюдать установленные нормы и правила. Однако, появление того или иного инцидента может сделать публику неуправляемой массой людей.
Масса - собрание людей, которые сознательно объединились по поводу волнующей их темы. Например, это могут быть демонстрации и митинги. Масса, как стихийная группа характеризуется своей стабильностью и отсутствием четких границ. Она может быть достаточно организованной и не всегда образовываться спонтанно.
Следует отметить, что важную роль здесь играют организаторы. Обычно они известны заранее, перед началом действий. В основе своих действий массы имеют определенную тактику, они направлены на достижение конкретной поставленной цели. Также для них характерна неустойчивость, так как в массах могут сталкиваться различные интересы.
Толпа может образоваться спонтанно по самым разным причинам. К примеру, на улице может собраться толпа, чтобы посмотреть на результат дорожно-транспортного происшествия.
В основе формирования толпы могут лежать различные цели. Например, поглазеть, протестовать против чего-нибудь, выдвинуть определенные требования. Длительность действий зависит от значимости произошедшей ситуации. Так толпа может быстро разойтись, если объект внимания исчезнет. Однако, если идет речь о недовольстве тем или иным социальным явлением, то здесь толпа с течением времени может всё больше возбуждаться и в итоге перейти к определенным действиям. Эмоциональный накал толпы не стабилен. Он может выражать такие эмоции, как страх, радость, гнев, враждебность. В толпе может спонтанно появиться лидер. Однако, из-за свой нестабильности толпа может легко его сместить. Управлять толпой чрезвычайно сложно.
Зачастую толпа может принимать агрессивные формы. Лебон называл толпу «социальным животным, сорвавшимся с цепи» и применял к ней такие качества как неосознанность, иррациональность, консерватизм, нетерпимость.
Следует отметить, что для толпы свойственны специфические формы коммуникации. В ее основе лежит совокупность различных средств поступления информации, таких как общественное мнение, средства массовой информации и слухи. Стоит выделить роль слухов и сплетен, так как они дают объяснения непонятным для людей событиям, что является подготовкой толпы к действиям. Здесь исчезает необходимость в обработке информации, так как возникает групповое стимулирование действий.
БИЛЕТ 38. Основные формы стихийного поведения (массовая паника и агрессия).
К наиболее ярким видам массового поведения относятся паника и агрессия. Они имеют достаточно схожие условия и предпосылки возникновения.
Основные различия между ними связаны с тем, что паника — это эмоциональная реакция на пугающий стимул, связанная прежде всего со страхом и желанием избежать столкновения с источником страха.
В отличие от паники, агрессия — это действенная реакция на эмоциональное переживание непреодолимости каких-то барьеров, мешающих достижению цели.
Если паника — способ пассивной самозащиты, то агрессия, напротив, представляет собой средство нападения.
Паническая толпа озабочена прежде всего самоуспокоением.
Агрессивная толпа озабочена достижением своих целей и «наказанием» тех, кто стоит, по ее мнению, на пути их достижения. Часто одни и те же внешние обстоятельства могут порождать как паническое, так и агрессивное поведение. Это определяется особенностями психологического состояния, в котором находятся в данный момент люди.
БИЛЕТ 39. Массовые настроения.
Массовые настроения — особые психические состояния, охватывающие значительные общности людей. Это состояния, переходные от непосредственных эмоций к осознанным мнениям, предшествующие массовым действиям. Это особые переживания переходного типа, вырастающие из повседневных эмоций, но рационализированные условиями социальной жизни — ее разнообразными политическими, социальными, экономическими, духовными устоями. Это общий настрой массы по отношению к тем или иным аспектам жизни.
Охватывая значительные количества людей, массовые настроения оказываются именно тем механизмом, который обеспечивает социально-психологическую интеграцию, формирование масс и как бы включает, инициирует, а затем регулирует то или иное политическое поведение.
БИЛЕТ 40. Психология религии
Психология религии – это применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к разным религиозным традициям, формам духовности, религиозным и нерелигиозным индивидуумам.
Для религиозного сознания характерна специфика содержания, единство которому придает его содержательная и функциональная сторона. Содержательная сторона формирует конкретные ценности верующих и их потребности, взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность. В психику верующих целенаправленно внедряются определенные идеи, образы, представления, чувства. Что касается функциональной стороны религиозного сознания, то она формирует определенное морально-психологическое состояние и эффективно воздействует на психику, придавая нужную направленность религиозной идеологии и психологии.
Для религиозного сознания характерны свои особенности – это контроль над психикой, сознанием и поведением верующих со стороны религиозных институтов. А во-вторых, это продуманность внедрения идеологии и психологических механизмов в сознание верующих.
Содержательная и функциональная стороны религиозного сознания объединяются религиозной верой, которая представляет собой особое психологическое состояние уверенности в достижении цели. Это вера в истинность религиозных догматов, текстов, превращений, вера в религиозные авторитеты – отцов, святых, пророков, церковных иерархов, служителей культа и др.