Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 БИЛЕТ. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп.
Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Это– объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции.
Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность и т. д. – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Основные характеристики социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т. д., которые формируются с возникновением и развитием группы;
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
3) способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих.
Виды малых групп:
По роду деятельности: (промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения:
-
формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3–20 чел.) -
неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3–8 чел.). По степени развития межличностных отношений. От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида:
-
группы членства (все люди в группе) -
референтные группы (значимый для индивида круг общения)
БИЛЕТ 2. История зарубежных исследований малых групп.
- Первая экспериментальная проблема соц. Психологии возникла в 1898 году, когда Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность инд. действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы.
- в 20-х годах прошлого столетия усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бунт. Важным моментом для ПМГ в этот период можно назвать формирование Ф.Олпортом своеобразного понимания группы. Он не воспринимал группу как некий целостный организм. Свой отказ рассматривать группу как определённую реальность Ф.Олпорт мотивировал отсутствием адекватных методов исследования.
Тем не менее, со временем этот взгляд на группу был преодолён и представление о группе было как о некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих её индивидов.
- Следующих крупный этап развития ПМГ за рубежом (преимущественно в США) относится к периоду 30 - началу 40-х годов. Знаменуется:
1) рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществлённых в полевых и лабораторных условиях,
2) первыми серьёзными попытками разработки теории группового поведения.
-
Особый вклад в развитие ПМГ вносит К.Левин разработкой своего довольно крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика»
-
Оформляется социометрическое направление исследования МГ. -
Активно изучаются малые группы на промышленных предприятиях США и Западной Европы -
-
Шериф проводит лаб эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм -
Ньюком Т. изучает ту же проблему, но в полевых условиях
- Вторая мировая война явилась переломным моментом в исследованиях ПМГ за рубежом.
В послевоенный период интерес к исследованию малых групп увеличился. Остро встал вопрос о поиске закономерностей группового развития, поиске эффективных приёмов управления группами.
1 этап: середина 40 – середина 60-х.
Именно в этот период оформились основные направления исследования малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, экспериментальные исследования проводились на довольно высоком уровне.
2 этап:
с середины 60 до второй половины 70-х
- С одной стороны, происходит дальнейшее расширение круга изучаемых проблем и бурный рост экспериментальных исследований.
- С другой стороны, растёт критическое переосмысление достигнутого, снижается оптимизм относительно возможностей использования результатов исследований в функционировании реальных групп.
Согласно критике некоторых учёных, акцент делался на поведении отдельных личностей, а не группы как целостности.
3 этап: вторая половина 70 – конец 80.
В основном, продолжаются тенденции предыдущего периода:
-
в подходе к изучению группы – акцент на индивидуальном поведении в ней -
больший интерес к диадным взаимодействиям, нежели к выявлению собственно групповых характеристик
в сфере конкретной эмпирической работы – преобладание лабораторного эксперимента над полевыми исследованиями естественных групп. Тем не менее, наметился рост исследований естественных групп в полевых условиях, правда, пока преимущественно посредством наблюдения. Используются методы математического и компьютерного моделирования в исследовательской работе.
Намечается два основных взгляда на перспективу исследований малых групп:
-
Оптимистичный прогноз относительно будущего МГ. -
Осторожный прогноз, ссылающийся на то, что дальнейшие исследования МГ будут проводиться преимущественно за пределами психологического и социологического ведомств - в области бизнеса, образования, промышленного производства и семейной терапии.
4 этап: начало 90-х – по сегодняшний день.
Для этого периода характерно промежуточное состояние между двумя обозначенными прогнозами.
С одной стороны, зарубежная социальная психология доказала, что её собственных ресурсов вполне достаточно для дальнейших разработок исследований МГ именно как социально- психологических. В качестве одного из важнейших доказательств здесь можно отметить выход двух новых журналов по групповой проблематике: «Групповая динамика» и «Групповые процессы и межгрупповые отношения». Здесь также можно добавить в качестве доказательства увеличение научных публикаций по обсуждаемой проблематике.
С другой стороны, активная разработка проблематики МГ продолжилась за пределами социальной психологии – например, в сфере бизнеса (растущий интерес исследований менеджмента и организационной психологии к такому типу групп как команды, различным аспектам их формирования, функционирования и управления).
БИЛЕТ 3. История отечественных исследований малых групп.
1. РАННИЕ ЭТАПЫ
Решающая роль в становлении изучения группового поведения людей в нашей стране принадлежит Бехтереву В. М., который в 1910 году первым сформулировал предмет и задачи социальной психологии.
Бехтерев В.М. первым в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования, в которых решалась проблема соотношения индивидуального и группового решения задач. В это время за рубежом ту же проблему рассматривали Ф. Олпорт, который использовал для исследований лабораторные группы, тогда как Бехтерев и его сотрудники включали в экспериментальную ситуацию естественные человеческие объединения (группы учащейся молодёжи), что повышало активность участников эксперимента.
Он предлагал повышение мотивации коллективной трудовой деятельности путём, в частности, введения в неё соревновательного момента. Он полагал также, что взаимодействие и единство индивидов есть важнейшая характеристика социальной группы.
Работы Бехтерева имели большой общественный резонанс, который проявлялся практически во всех работах по коллективу в период 20-30-х гг. Это был значительный этап развития в нашей стране социальной психологии вообще и психологии малых групп в частности.
К наиболее интересным теоретическим и эмпирическим разработкам тех лет можно отнести работы В. В. Беляева, А.С. Залужного, Д.Б. Эльконина.
В. В. Беляев спланировал и провёл оригинальное исследование групповой структуры, показав, что обладание средствами решения групповой задачи делает члена группы более властным, инициативным, настойчивым, т. е. усиливает его влияние в группе.
В работах А.С. Залужного большое внимание уделяется проблеме лидерства.
-
Он предложил типологию вожаков (ситуативные и постоянные) -
проанализировал основную функцию вожачества (организация и сплочение коллектива) -
выделил важнейшие качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития) -
описал один из механизмов выдвижения вожака (благодаря обладанию значимыми в среде сверстников умениями) -
показал зависимость характера вожачества от уровня развития группы
К заслугам Д.Б. Эльконина можно отнести:
-
изучение проблемы вожачества; -
разработку теоретических положений о природе коллектива -
рассмотрение коллектива как социальной группы с описанием его существенных признаков -
определение коллективизма как фактора, разрешающего проблемы личности.
Важный вклад в развитие исследования малых групп в 30–40 гг. внёс А.С. Макаренко. В его работах реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы, а именно:
-
принцип деятельности (деятельность – фундамент для строительства коллектива, который является субъектом деятельности, управления, воспитания); -
принцип системности (коллектив как «социальный живой организм»); -
принцип развития (очерчена динамика становления коллектива, выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива).
Главный вклад А. С. Макаренко в развитие исследований малых групп состоит в том, что он не просто наблюдал и описывал явления и процессы жизни социальной группы, но активно вмешивался в них, управлял ими.
2. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Первый этап: (60-е годы). Основные тенденции:
- Активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп.
- Переосмысление отечественно опыта исследования групп и коллективов, накопленного в предыдущие десятилетия.
- Формирование социально-психологических центров, ориентированных на разработку проблематики малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.
Второй этап: (70-е годы). Основные тенденции:
-
оформление нескольких крупных исследовательских подходов (стратометрическая Петровского и параметрическая Уманского); -
активное включение в концептуальный аппарат отечественной социальной психологии категории деятельности, -
реализация принципов системности и развития в разрабатываемых концепциях коллектива -
расширение проблематики отечественных исследований малых групп – исследование управленческой деятельности, межгрупповых отношений, экологии группы, социально- психологического тренинга, групповой сплочённости, эффективности и психотерапии -
направленность на решение задач сугубо прикладного характера
Третий этап: 80-е годы. Усиливаются и продолжают развиваться тенденции прошлых лет. Дальнейшая разработка методологических вопросов групповой психологии, укрепление и расширение её теоретического фундамента.
Появляются итоговые монографические публикации по отдельным проблемам психологии:
-
Руководству и лидерству -
Групповой интеграции -
Социально-психологическому тренингу -
Психологическому климату -
Внутригрупповым и межгрупповым отношениям -
Сфера школьной жизни -
Сфера спортивной деятельности