Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четвертый этап: 90-е годы. Этап оказался малоплодотворным для отечественных исследователей малых групп. За этот период было опубликовано только три монографии, специально посвящённых проблематике малых групп и содержащих значительный объём новых исследовательских данных.
Тематика исследований малых групп в данный период:
-
Педагогическое руководство -
Различные аспекты межличностных отношений в спортивных и ученических коллективах -
Коммуникативные процессы в малых экспериментальных группах -
Лидерство в детских группах -
Подбор и формирование управленческих команд -
Расширение направления работ прикладного характера с тренинговыми и психотерапевтическими группами.
БИЛЕТ 4. Основные теоретические подходы к исследованию групп.
-
Деятельностный подход.
В основе лежит фундаментальный принцип отечественной психологии – принцип деятельности. Результатом использования этого принципа являются несколько теорий группового поведения (стратометрическая концепция А.В. Петровского и программно-ролевой подход к изучению научного коллектива Ярошевского М.Г.).
Этот принцип используется, также, в изучении отдельных феноменов соц. группы: её интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе.
-
Социометрическое направление.
В основе – использование специалистами в конкретной эмпирической работе тех или иных вариантов социометрического теста. Измеряет структуру эмоциональных отношений в группе. По мнению зарубежных специалистов, его влияние на развитие теории малых групп минимально.
-
Параметрическая концепция. Создатель этого направления – Уманский Л.И.
Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию её важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования в рамках этого подхода касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
-
Организационно-управленческий подход.
В основу положены представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к этому направлению исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своём ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
-
Теория поля. К.Левин
Подход лёг в основу ряда мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики:
-
групповой атмосферы -
сплочённости -
социальной власти, соперничеству-сотрудничеству, образованию группы -
внутригрупповому давлению и конфликтам, групповым притязаниям
-
Теория подкрепления.
Весьма влиятельное за рубежом исследование. Базируется на идеях оперантного обусловливания Б.Скиннера. Суть: поведение индивидов в группе есть функция двух переменных:
-
вознаграждений (положительного подкрепления) -
и расходов или наказаний (отрицательное подкрепление).
-
Интеракционистская концепция.
Согласно этому подходу, группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.
БИЛЕТ 5. Методологические принципы исследования групп
Принцип деятельности:
-- деятельность понимается как совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;
-- предполагается обязательное рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве основного объекта исследования не лабораторных, а реальных социальных групп: только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений;
-- проводится идея понимания группы как коллективного или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих атрибутов последнего — групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т. д., выявление и описание целостных характеристик группового процесса;
Принцип системности:
Социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.
Принцип развития. С позиции этого принципа:
-- развитие социальной группы трактуется как обусловленное развитием совместной деятельности ее членов
-- учитывается неравномерность развития основных сфер жизнедеятельности группы в связи со спецификой решаемых ею задач и с особенностями организации ее членов
-- идет поиск и изучение механизмов группового развития
-- движение группы в широком временном диапазоне рассматривается, прежде всего, в отношении к будущему
-- выявляются возможные регрессивные тенденции на разных этапах жизни группы
БИЛЕТ 6. Образование и развитие малой группы
Образование и развитие малой группы включает несколько стадий:
1 –я стадия – осуществляется процесс знакомства ее членов (формируются начальные представление людей друг о друге, происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами сотрудничества, правилами взаимодействия)
2-я стадия – период первичного взаимосближения членов группы, образование основы системы мло, формирование групповых норм, возникновение группового самосознания, выработка правил поведения, групповых ценностей. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.
3-я стадия – отношения между членами малой группы постепенно нормализуются; начинает формироваться ее актив; взаимодействие становиться более конструктивным; формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности; появляются групповое мнение, общее настроение, совместные переживания.
4-я стадия – группа становиться общностью с ярко выраженным «Мы»; наблюдается единство установок, интересов; социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствуют совместной деятельности; возникающие противоречия в группе разрешаются внутренними силами (силами самой группы). Эта стадия характерна для высшего уровня развития малой группы – коллектива.
Конфликты, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, могут привести к следующим последствиям (М.А. Робер, Ф. Тильман):
-
1. Образование подгрупп.
Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство).
2. Удаление инакомыслящих членов.
Вынужденное или стихийное удаление одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами.
3. Выбор «козла отпущения».
Явление может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека или меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием «козла отпущения».
4. Организационные изменения в группе: В результате напряжения в группе происходят:
-
изменения групповой цели или фиксация общей цели. -
изменения в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели. -
реформы структур группы (например, централизация или децентрализация).
5. Появление или смена руководителя.
Сюда также относится изменение способа управления. Ослабление напряжения в группе может происходить при переходе от авторитарного управления к демократическому и наоборот.
6. Распад группы.
БИЛЕТ 7. Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского и Л.И. Уманского.
Два критерия построения типологии групп:
1. Степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности.
2. Общественная значимость последней, т. е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.
Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).
В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
Параметрическая концепция Л. И. Уманского
В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива.
1. Содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации.
2. Организационное единство группы.
3. Групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности.
4. Психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
БИЛЕТ 8. Двухмерные модели развития группы (Б.Такмен).
Выделил две сферы, или измерения, групповой активности:
-
Деловая сфера (решение групповой задачи). -
Межличностная сфера (развитие групповой структуры)
Стадии в сфере межличностной активности:
1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
2. Стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
3. Стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
4. Стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».
В сфере деловой активности Такмен выделяет:
1. Стадию «ориентировки в задаче», т. е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
2. Стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;