Файл: Государственные финанс1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2021

Просмотров: 2277

Скачиваний: 174

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

 Функции страхования

Принципы бюджетной системы

Понятие и принципы организации государственных расходов

 Виды государственных расходов

Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

4.1.2. Виды государственных доходов

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Сущность и содержание бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Сущность и функции государственного кредита

Принципы и методы управления государственным долгом

Элементы налога и их характеристика

Классификация налогов

Система налогов и сборов РФ.  Полномочия органов власти различных уровней в вопросах налогообложения

Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности

Цели и задачи финансового контроля

13.2. Формы и методы финансового контроля

13.3. Органы государственного финансового контроля

13.4. Счетная палата как орган финансового контроля



 Функции страхования

Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.

  1. Содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.

  2. Назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм.

  3. Содержание сберегательной функции страхования заключается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

  4. Содержание контрольной функции страхования выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.



Страховщик  — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензии в установленном законодательством порядке.

Страхователь  — юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиками договоры страхования либо являющееся страхователем в силу закона.



Страховая премия (страховые взносы)  — плата за страхование, которую страхователь вносит страховщику за принятое им на себя обязательство осуществить страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая. Страховая премия по договору определяется как произведение страховой суммы на тарифную ставку.

Тарифная ставка в страховании, представляет собой денежную плату страхователя (ставку страхового взноса) с единицы страховой суммы или объекта страхования, либо процентную ставку от совокупной страховой суммы. Тарифная ставка в страховании — это цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Тарифная ставка в страховании, по которой заключается договор страхования, носит название брутто-ставки. В свою очередь брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Собственно нетто-ставка выражает цену страхового риска: пожара, наводнения, взрыва и т. д. Нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и проведению страхового дела, включает отчисления в запасные фонды, содержит элементы прибыли. К обязательному страхованию относятся следующие виды: 1.Социальное страхование: платежи в государственный Пенсионный фонд и в Фонд занятости, обязательное медицинское страхование. 2.Страхование пассажиров в пути (осуществляется на железнодорожном, водном, воздушном, автомобильном транспорте общего пользования; соответствующий страховой взнос взимается при продаже билетов, проездных и иных документов); 3.Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.д. Добровольное страхование возникает только на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком. Часто при заключении такого договора между сторонами участвует посредник в виде страхового брокера или страхового агента. Договор страхования удостоверяется страховым полисом. К добровольному страхованию относятся практически все существующие виды страхования. Страхование осуществляется не по предписанию закона, а по инициативе страхователя на основе договора между страхователем и страховщиком в соответствии с правилами добровольного страхования. Добровольное страхование не отменяет, а дополняет обязательное страхование.


  1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и  государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

  • государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;

  • бюджеты членов федерации (субъектов Российской Федерации — в России, штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии);

  • местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Бюджетное устройство — это определенная организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.

Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, принципы построения бюджетной системы и бюджетную классификацию.

В структуре бюджетной системы России можно выделить следующие уровни:

  1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды:

    • республиканские бюджеты;

    • бюджеты автономных областей;

    • областные бюджеты;

    • краевые бюджеты;

    • бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

  3. местные бюджеты:

    • бюджеты городских округов;

    • бюджеты муниципальных районов;

    • бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет — это основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну.

По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются основные параметры экономического развития страны (прогнозируемый объем ВВП, ожидаемый темп инфляции, сумма доходов и расходов).

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ. Они являются гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности отдельных субъектов — территорий, входящих в состав Российской Федерации.


Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории(за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики.



Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы;

  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы;

  • самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

  • полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированность бюджета;

  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;

  • общее покрытие расходов бюджетов;

  • прозрачность (открытость);

  • достоверность бюджета;

  • адресность и целевой характер бюджетных средств;

  • подведомственность расходов бюджета;

  • единство кассы.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через бюджетную, налоговую политику государства.


Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ; 

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении закона о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюджетов и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.


Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов;

  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органом власти;

  • стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ. 

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджета за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.



  1. Сущность и структура государственных расходов и государственных доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета.



Понятие и принципы организации государственных расходов

При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.