Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

510
По состоянию на 31.01.2023 г. доля затрат на непродовольственные товары была ниже, чем по состоянию на 31.07.2022 г. и 31.01.2022 г. Спад доли затрат на непродовольственные товары в 2022 г. был вызван ростом цен на продукты питания и увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги в январе 2023 г., что привело к изменению пропорций структуры потребительских расходов.
Величина корзины услуг по состоянию на 31.01.2023 г. увеличилась по сравнению со значением на 31.01.2022 г. по всем демографическим группам населения. Изменения в стоимости корзины услуг обусловлены ростом тарифов на услуги ЖКХ.
Величина доли налогов в структуре потребительской корзины трудоспособного населения оставалась неизменной и составляла 11,50%.
Оценка степени структурных изменений потребительской корзины социально-демографических групп населения, проживающих в г. Донецк, за І полугодие 2022 г. представлена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка степени структурных изменений потребительской корзины социально- демографических групп населения, проживающих в г. Донецк, за І полугодие 2022 г.
Социально- демографические группы населения
Коэффициент К. Гатева
Коэффициент А. Салаи за ян в.
-фев
2022 г.
за фев
.- м
арт
2022 г.
за а
пр.
-м ай
2022 г.
за м
ай
-и ю
нь
2022 г.
за ян в.
-фев
2022 г.
за фев
.- м
арт
2022 г.
за а
пр.
-м ай
2022 г.
за м
ай
-и ю
нь
2022 г.
Трудоспособное население
0,019 0,037 0,012 0,006 0,0126 0,0268 0,0082 0,0061
Пенсионеры
0,019 0,035 0,016 0,012 0,0159 0,0311 0,0143 0,0123
Дети (от 0 до 6 лет) 0,014 0,067 0,005 0,007 0,0139 0,0696 0,0077 0,0070
Дети (от 6 до 18 лет)
0,014 0,051 0,006 0,006 0,0145 0,0591 0,0085 0,0075
Расчетные значения показателей свидетельствуют об изменении структурных различий: с тождественности структур за январь-февраль 2022 г. до весьма низкого уровня различий структур потребительских корзин социально-демографических групп населения в г. Донецк в феврале-марте 2022 г., а также с весьма низкого уровня различий структур за апрель-май 2022 г. до тождественности различий структур потребительских корзин социально- демографических групп населения в г. Донецк в мае-июне 2022 г.
Оценка степени структурных изменений потребительской корзины социально-демографических групп населения, проживающих в г. Донецк, за ІІ полугодие 2022 г. представлена в табл. 3.
Расчетные значения показателей свидетельствуют об изменении структурных различий: с тождественности структуры за июль-август 2022 г. до весьма низкого уровня различий структуры потребительской корзины

511 трудоспособного населения в г. Донецк в августе-сентябре 2022 г., а также о неизменности структурных различий потребительской корзины социально- демографических групп населения в г. Донецк в октябре-декабре 2022 г.
Таблица 3
Оценка степени структурных изменений потребительской корзины социально- демографических групп населения, проживающих в г. Донецк, за ІІ полугодие 2022 г.
Социально- демографические группы населения
Коэффициент К. Гатева
Коэффициент А. Салаи за и
ю ль
-а вг.
2022 г.
за а
вг.
-с ен т.
2022 г.
за ок т.
-н ояб.
2022 г.
за н
ояб.
-де к.
2022 г.
за и
ю ль
-а вг.
2022 г.
за а
вг.
-с ен т.
2022 г.
за ок т.
-н ояб.
2022 г.
за н
ояб.
-де к.
2022 г.
Трудоспособное население
0,002 0,017 0,037 0,029 0,0026 0,0108 0,0241 0,0191
Пенсионеры
0,014 0,016 0,027 0,027 0,0120 0,0128 0,0225 0,0222
Дети (от 0 до 6 лет) 0,005 0,009 0,026 0,021 0,0065 0,0081 0,0262 0,0205
Дети (от 6 до 18 лет)
0,004 0,006 0,024 0,020 0,0055 0,0066 0,0264 0,0219
В сфере потребительских расходов населения нарастают неблагополучные тенденции, которые связаны с ростом цен на социально значимые продукты питания, вызванным в т.ч. отменой действия
Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03 июня
2015 г. № 10-41 «Об утверждении Порядка регулирования и контроля цен
(тарифов) на территории Донецкой Народной Республики» [9].
Сложившаяся динамика цен – результат действия ряда факторов: сезонность, рост цен на оптовых базах, продолжающаяся специальная военная операция, изменение налогового законодательства, низкий уровень конкуренции. При этом часть роста цен во многом обусловлена стремлением продавцов компенсировать собственные доходы, вызванные в т.ч. сокращением численности наличного населения Республики.
Для решения проблемы с ростом цен на социально значимые продукты питания необходимо:
- принять нормативный правовой акт, в котором установить максимальную надбавку (наценку) к розничной цене товара;
- определить региональный орган исполнительной власти, который будет контролировать соблюдение уровня торговой надбавки / индикативов;
- выявить поставщиков, которые значительно завышают цены и направить материалы в ФАС и прокуратуру для принятия соответствующих мер реагирования;
- обеспечить контроль за соблюдением цен не только в крупных сетях, но и на рынках;


512
- обеспечить диверсификацию ретейла на рынке Республики с привлечением крупных российских торговых сетей в регион;
- разработать программу обеспечения продовольственной безопасности
Республики и довести уровень обеспеченности по основным позициям не менее
65-75%.
- обеспечить создание хранилищ для овощей, что позволит поддержать отечественных производителей овощей и создать запас продукции для сглаживания сезонных колебаний.
- проработать вопрос по созданию государственного оператора по торговле социально значимыми продовольственными товарами.
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69

Выводы. Таким образом, на основе анализа потребительских расходов социально-демографических групп населения определены факторы, влияющие на них, и разработаны рекомендации для регулирования ситуации на рынке товаров Республики.
Список литературы
1. Половян, А. В. Формирование и управление потребительскими расходами населения в
Донецкой Народной Республике [Текст] / А. В. Половян, Н. Н. Вертиль,
К. И. Синицына // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2021. – № 3 (38). –
С. 54–62.
2. Половян, А. В. Сравнение уровня жизни и величин потребительских расходов населения в г. Днепр и г. Ростов-на-дону [Текст] / А. В. Половян, Е. О. Кравец,
К. И. Синицына // Новое в экономической кибернетике. – 2022. – № 3. – С. 103–111.
3. Волгин, Н. А. Повышение минимальных гарантий по оплате труда – реальная задача
[Текст] / Н. А. Волгин, В. Н. Бобков, Е. И. Курильченко // Уровень жизни населения регионов России. – 2014. – № 2 (192). – С. 29–35.
4. Аткинсон, Э. Б. Что такое «неравенство», и можем ли мы его преодолеть? [Текст] /
Э. Б. Аткинсон // Экономическая социология. – 2017. – Т. 18. – № 2. – С. 41–73.
5. Рамазанов, Д. И. Инфляция и доходы: динамика взаимодействия, анализ номинальных и реальных показателей [Текст] / Д. И. Рамазанов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2016. – № 4 (48). – С. 58–62.
6. Meyer, B. D. Winning the War: Poverty from the Great Society to the Great Recession
[Теxt] / B.D. Meyer, J.X. Sullivan // Brookings Papers on Economic Activity (Fall). – 2012.
– P. 133–200.
7. Овчарова, Л. Н. Теоретико-методологические вопросы определения и измерения бедности [Текст] / Л. Н. Овчарова // SPERO. – 2012. – № 16. – С. 15–38.
8. Половян, А. В. Оценка влияния повышения прожиточного минимума на экономику
Донецкой Народной Республики [Текст] / А. В. Половян, К. И. Синицына // Вестник
Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2017. – № 2. –
С. 92–105.
9. Донецкая Народная Республика. Постановление Правительства. О приостановлении действия Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от
03 июня 2015 г. № 10-41 «Об утверждении Порядка регулирования и контроля цен
(тарифов) на территории Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс] :
Режим доступа : https://pravdnr.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-doneczkoj-narodnoj- respubliki-ot-15-dekabrya-2022-g-%E2%84%96-107-3-o-priostanovlenii-dejstviya- postanovleniya-soveta-ministrov-doneczkoj-narodnoj-respubliki-ot-03-iy/.

513
УДК 338.27
Тухканен Т.Н., Киросир Н.О.
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Tukhkanen T.N., Kirosir N.O.
Don State Technical University,
Rostov-on-Don, Russian Federation
ПРИМЕНЕНИЕ SWOT-АНАЛИЗА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И
ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
APPLICATION OF SWOT ANALYSIS IN THE DEVELOPMENT AND
ADOPTION OF MANAGEMENT DECISIONS
Аннотация. В статье рассматриваются понятие управленческого решения, процесс
принятия решений, а также произведен разбор такого метода стратегического
планирования, как SWOT-анализ. Показана возможность практического применения данного
метода при разработке и принятии управленческих решений в организации.
Ключевые слова: управленческое решение, SWOT-анализ, возможности, угрозы,
слабые и сильные стороны организации.
Abstract. The article discusses the concept of managerial decision-making, the decision-
making process, and analyzes such a method of strategic planning as SWOT analysis. The
possibility of practical application of this method in the development and adoption of managerial
decisions in the organization is shown.
Keywords: management decision, SWOT analysis, opportunities, threats, weaknesses and
strengths of the organization.
Постановка проблемы. В современных условиях неопределенности риск ошибиться при принятии важных управленческих решений значительно возрастает, именно поэтому необходимо своевременно отслеживать изменения рыночной конъюнктуры и потребительских предпочтений для составления руководителями организаций четкого плана действий, который позволит наиболее эффективно использовать сильные стороны и потенциал организации для ее успешного функционирования. В этой связи тема исследования является актуальной, своевременной и направленной на решение важных проблем в сфере управления хозяйствующими субъектами.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Научные проблемы управленческого характера получили системное решение в многочисленных трудах исследователей зарубежных школ классического и неоклассического менеджмента. Наиболее широкую известность получили работы Р. Акхофа,
И. Ансоффа, П. Друкера, Д. Клиланда, У. Кинга, Г. Минтцберга, М. Портера,
Г. Стейнера, А. Томпсона, р. Уотермена, А. Чандлера.
Однако, несмотря на довольно обширный перечень публикаций по исследуемой проблеме, вопросы, связанные с применением SWOT-анализа при


514 разработке и принятии управленческих решений в новых экономических условиях, становятся востребованными, что еще раз подчеркивает обоснованность выбора темы исследования.
По мнению авторов, разработка и принятие управленческих решений как необходимого элемента управления организацией должны осуществляться с применением SWOT-анализа, отражающего факторы, которые позволяют формировать стратегию организации.
Целью исследования является развитие теоретико-методологических основ разработки и принятия управленческих решений как основы управления организациями в современных условиях.
Основные результаты исследования. Управленческое решение можно рассматривать и как определенный этап процесса управления. Оно тесно связано с основными функциями управления, такими как: планирование, целеполагание, мотивация и контроль.
Управленческое решение – это волевое целенаправленное действие субъекта управления, осуществляемое на базе его знаний в рамках управляемой социально-экономической системы. Решение может быть направлено на устранение существующей в организации проблемы, на улучшение сформированных бизнес-процессов, на решение «насущных» вопросов.
Рассмотрим подробнее направление управленческих решений (рисунок 1) [1].
Рис. 1. Основные направления управленческих решений
Управленческое решение можно рассматривать как процесс и как явление.
Управленческое решение как явление – это комплекс мер, направленных на укрепление позиций организации на рынке или на решение конкретной

515 проблемы, закрепленной в письменной или поставленной в устной форме.
Управленческое решение как процесс – это последовательное выполнение основных процедур, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Обобщенный процесс принятия управленческого решения
Для реализации данного процесса на практике используют различные методы сбора и обработки информации. Довольно распространенным и действенным методом стратегического планирования является SWOT-анализ.
Впервые акроним SWOT был упомянут профессором Гарвардского университета Эндрюсом в 1963 году на конференции по проблемам бизнес- политики. Профессор предполагал использовать данный метод для анализа и структуризации информации в той или иной отрасли экономики. Но уже в 1965 году также в Гарварде профессорский состав выдвинул предложение об использовании SWOT-анализа для стратегического планирования отдельных организаций.
Верно принятое управленческое решение способно значительно повлиять на компанию, именно поэтому управленцы высшего звена при принятии решений должны использовать дополнительные возможности и современные технологии. Что же собой представляет SWOT-анализ?
Аббревиатура SWOT состоит их начальных букв четырех английских слов: strength, weakness, opportunities, threats, которые в русском переводе означают соответственно: сила, слабость, возможности и угрозы. Матрица
SWOT наглядно отражает те факторы, которые позволяют формировать стратегию организации, так как учитывает комбинацию потенциальных факторов развития организации и возможные опасности, которые могут возникнуть в процессе ее жизнедеятельности. Сильные и слабые стороны обычно оцениваются относительно конкурентов компании. Это необходимо


516 для ответа на вопрос: в чем у организации преимущество, а какие слабости можно исправить или же вовсе устранить? Для стратегического планирования это очень важно, так как для дальнейшего роста на рынке организации необходимо объективно оценивать свое место по имеющимся данным, а также на основе данной информации составлять актуальный прогноз дальнейшего стратегического развития.
Также SWOT-анализ позволяет оценить возможности для расширения сфер и сегментов деятельности и оценить угрозы, которые могут исходить от внешней среды, связанных с ситуацией на рынке, политическим вопросами, социально-экономическими и другими факторами. Рассмотрим наглядно матрицу SWOT (рисунок 3).
Рис. 3. Матрица SWOT-анализа
Основная задача SWOT-анализа при принятии управленческих решений состоит в структурном описании ситуации, требующей решения.
При проведении SWOT-анализа следует понимать, что «сильные и слабые стороны» отражают то, что компания имеет на сегодняшний день, а
«возможности» и «угрозы» - то, что может произойти в будущем. Разберемся подробнее в данных элементах анализа. Сильные стороны компании – это те уникальные ресурсы, технологии, знания, которые отличают компанию от ее конкурентов, дают ей преимущество на ее рынке. Соответственно, слабые стороны – это то, что препятствует занятию компанией лидирующих позиций на рынке, например, отставание в использовании инноваций, слабый кадровый потенциал и тому подобное. «Возможности» можно рассматривать как положительные сценарии, при прошествии которых компания может преуспеть на рынке, например, внедрение новой технологии или оборудования, переподготовка кадров. Соответственно, «угрозы» – это потенциально возможные негативные сценарии развития жизнедеятельности организации. В большинстве случаев они связаны с внешней средой: низкий спрос на

517 продукцию организации, появление товаров-заменителей или новых крупных конкурентов в отрасли, увеличение налогов и тому подобное [2].
SWOT-анализ при принятии того или иного решения позволяет учитывать все эти компоненты для увеличения эффективности принятия данного решения. Для этого можно использовать различные комбинации элементов анализа, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Комбинации элементов SWOT-анализа
Возможности
Угрозы
Сильные стороны
СИВ
СИУ
Слабые стороны
СЛВ
СЛУ
«СИВ» позволяет понять какие сильные стороны могут быть использованы организацией для максимальной отдачи от управленческого решения во внешней среде.
«СИУ» показывает, какие имеющиеся ресурсы организация может использовать для преодоления потенциальных угроз.
«СЛВ» позволяет понять за счет каких возможностей организация может устранить имеющиеся слабости.
«СЛУ» показывает, какие слабости нужно ликвидировать для снижения возможного возникновения угроз.
В качестве преимущества данного метода можно отметить наглядность и
«понятность» для лица, принимающего решение. Управленческое решение может быть преобразовано в последовательность действий или план. Модели принятия решений по управлению рисками выбираются на основе данных
SWOT-анализа. Именно поэтому данный метод может быть полезен при принятии управленческих решений для риск-менеджеров организации [3].
Рассмотрим применение данного метода на примере Публичного акционерного общества КБ «Центр-Инвест» (рисунок 4) [4].
Как данный анализ поможет управляющей верхушке банка при принятии важных управленческих решений? Выявив слабые стороны компании, можно скорректировать стратегию ее развития. Например, в ходе SWOT-анализа отмечаем неудобное мобильное приложение. Как устранить выявленную проблему? Можно предложить разработать проект обновления приложения в образовательных центрах, а победителю лучшего проекта предложить вознаграждение. Также, оценивая угрозы, видим, что необходимо укреплять свои позиции на рынке банковских услуг для того, чтобы противостоять конкурентам. Как этого можно добиться? Ответ – далее развивать программы сотрудничества «Мир скидок» с организациями, предлагать выгодные условия для клиентов банка, работать с общественностью.
Можно выделить следующие преимущества метода:
- эффективность и легкость проведения;
- выявление связей преимуществ и недостатков организации;