Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

503
В этой системе в особую группу следует выделить показатели, характеризующие межрегиональную торговлю между приграничными территориями. Целесообразно использовать показатели экспорта и импорта, измеряемые как в стоимостной, так и в натуральной форме между приграничными территориями двух сопредельных государств, а также показатели удельных весов, долей объемов их экспорта и импорта из одного приграничного региона в другой в общем суммарном объеме экспорта и импорта каждого из анализируемых приграничных регионов.
Правда, в этой связи может возникнуть путаница из-за того, что многие регионы, особенно относящиеся к пограничным, непосредственно торгуют с другими государствами и поэтому в этих случаях более правильным было бы, если под региональным импортом и экспортом понимать соответственно ввоз в регион и вывоз товаров и услуг из данного региона за границу, а для обозначения результатов собственно межрегиональной торговли использовать показатели межрегионального ввоза и межрегионального вывоза. Такое разграничение понятий позволит осуществлять более точный учет торговых отношений определенного региона как с иными регионами страны, так и с другими государствами. Если же мы хотим получить общее представление о торговых отношениях определенного региона (т.е. вне зависимости от того, с каким субъектом хозяйствования осуществляются торговые операции - со страной или с другим регионом), то целесообразно, на наш взгляд, использовать показатели совокупного ввоза в данный регион и совокупного вывоза из региона.
Предложенный подход позволяет учитывать в статистике особенности торговых отношений региона в зависимости от специфики его торгового партнера (т.е. иного региона той же самой страны или другого государства).
Таким образом, в соответствии с нашим подходом применительно к конкретному региону под региональным экспортом понимаются товары или услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других странах. Под региональным импортом понимаются приобретенные в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под межрегиональным вывозом понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же самого государства. Под межрегиональным ввозом понимаются приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под совокупным вывозом из региона понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям как в других странах, так и в других регионах того же самого государства. Поэтому совокупный вывоз из региона равен сумме между региональным экспортом и межрегиональным вывозом. Под совокупным ввозом в регион понимаются приобретенные как в других регионах страны, так и в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Поэтому совокупный ввоз в регион равен сумме между региональным импортом и межрегиональным ввозом. В связи с необходимостью учета экологической составляющей в каждом из этих


504 показателей следует выделить ту часть, которая приходится на экологически чистую продукцию (т.е. в статистическом учете следует использовать и такие показатели, как региональный экспорт и импорт экологически чистой продукции, межрегиональный ввоз и вывоз экологически чистой продукции, показатели объемов экологически грязных ингредиентов, движущихся из одного региона в другой, в том числе и объемы выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду и т.д. – этими вопросами должна заниматься межрегиональная экология, в том числе приграничная экология).
Учитывая все вышесказанное, для каждого приграничного региона обоих соседних государств важно также определить удельный вес (в процентах) объемов его экспорта и импорта в приграничный регион другой страны в общих показателях не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и удельный вес, долю в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и в совокупном ввозе соответственно. Это расширение используемых показателей позволит получить более полную и точную картину хозяйственных взаимодействий между двумя приграничными регионами различных государств.
В том же случае, если какой-то приграничный регион одной страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства, то тогда кроме всей вышеперечисленной группы показателей целесообразно использовать также еще и суммарный показатель экспорта и импорта из приграничного региона во все эти несколько приграничных территорий другой страны, с которыми он граничит.
Целесообразно также, на наш взгляд, определить удельный вес суммарных показателей объемов экспорта и импорта из приграничного региона одной страны во все эти несколько приграничных регионов другого государства в общих объемах не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и удельный вес в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и совокупном ввозе соответственно.
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69

Выводы. Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические отношения и хозяйственные связи между приграничными территориями должна включать различные блоки, группы показателей: показатели межрегиональной торговли, миграции населения, межтерриториального перемещения капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств, информации. В особую группу следует выделить сводные показатели, дающие комплексную оценку динамики межрегиональных экономических отношений - сюда следует отнести показатели платежного баланса приграничных регионов, торгового баланса и пр. В каждой из этих групп показателей следует выделить те показатели, которые характеризуют природоохранную деятельность.
Здесь проблема о разработке системы показателей, характеризующих межтерриториальные социально-экономические и экологические отношения

505 между приграничными регионами соседних государств, по существу рассмотрена лишь в постановочной форме - только дальнейшие исследования позволят создать комплексную систему показателей, характеризующих все многообразие форм и направлений межтерриториальных хозяйственных связей.
Тем не менее, уже сейчас ясно, что разработка такого рода системы показателей является одной из актуальных задач экономической и экологической статистики.
Список литературы
1. European
Neighbourhood
&
Partnership
Instrument
URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country/enpi_cross-border_cooperation_strategy_paper_ en.pdf (дата обращения: 07.11.2020).
2. Епифанов, А.А. О проблемах приграничного экономического сотрудничества северо- восточных областей Украины/ А.А. Епифанов. // - Экономическая теория и методология управления. – 2004. №2 (11). – С. 21-27.
3. Межевич, Н.М. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и
Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития. / Н.М. Межевич, Ш. Радвилавичюс // URL: http://www.norden.org (дата обращения: 05.09.2019).
4. Московкин, В.М. Сравнительный анализ экономической динамики Харьковской и
Белгородской областей /В.М. Московкин, И.И. Савченко// БИЗНЕС ИНФОРМ. - 2009.
№1. – С. 11-17.
5. Павлов, К.В. Приграничная экономика: теория и практика. Монография /К.В. Павлов.
– Ижевск: Изд-во «Шелест», 2017. – 162 с.
6. Российская и Мировая Арктика: население, экономика, расселение / Отв. ред. профессор В.В. Фаузер. – коллективная монография. - М.: Политическая энциклопедия, 2022. – 215с.
7. Сапрыка, В.А. Принципы методики изучения управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона/ В.А. Сапрыка//Материалы международной конференции
«Украина в системе мировых экономических процессов». Харьков: МСУ, 2009.
С. 160-162.
8. Северный экономический район: Проблемы, тенденции, перспективы развития / под ред. Г.П. Лузина. – СПб: Наука, 1992. 256 с.
9. Сологубова,
Г.С. Составляющее цифровой трансформации: монография /
Г.С. Сологубова. – М.: из-во «Юрайт», 2019. - 147с.
10. Черномаз, П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: этапы формирования и перспективы развития / П.А. Черномаз. // Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура. Материалы международной научно- практической конференции. Курск, 19-20 сентября 2011г. – Курск: Изд-во VIP, 2011. –
С. 160-165.


506
УДК 338.001.36
Половян А.В.,
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,
Синицына К.И.
ГБУ «Институт экономических исследований»,
Донецк, Российская Федерация
Polovyan A.V.,
Donetsk National University,
Sinitsina K.I.
Institute of Economic Research,
Donetsk, Russian Federation
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
CONSUMER SPENDING OF THE POPULATION IN THE DONETSK
PEOPLE'S REPUBLIC
Аннотация. Проведѐн анализ структуры потребительских расходов социально-
демографических групп населения за 2022-2023 гг. Определены факторы, которые повлияли
на изменение структуры потребительских расходов социально-демографических групп
населения. Проведена оценка структурных изменений потребительской корзины социально-
демографических групп населения за 2022 г. Представлены рекомендации для решения
проблемы с ростом цен на социально значимые продукты питания.
Ключевые слова: потребительские расходы, потребительская корзина, социально-
демографические группы населения, цены, продукты питания.
Abstract
The analysis of the structure of consumer spending of socio-demographic groups of
the population for 2022-2023 is carried out. The factors that influenced the change in the structure
of consumer spending of socio-demographic groups of the population are determined. The
assessment of structural changes in the consumer basket of socio-demographic groups of the
population for 2022 was carried out. Recommendations for solving the problem of rising prices for
socially significant food products are presented.
Keywords: consumer spending, consumer basket, socio-demographic groups of the
population, prices, food.
Постановка проблемы. Одним из главных факторов устойчивого развития является эффективная социальная политика, которая заключается в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения [1, с. 54]. В условиях нестабильной ситуации на территории Донецкой Народной Республики, часть населения временно мигрирует. Одним из ожиданий является то, что уровень потребительских расходов на другой территории будет меньше, чем в г.
Донецк, а уровень жизни выше. Проведение соответствующих расчетов и сопоставление ряда показателей позволит оценить уровень жизни в Донецкой
Народной Республике по сравнению с другими регионами [2, с. 104].

507
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Изучению проблем, связанных с формированием доходов населения и прожиточного минимума, а также разработке соответствующего методического обеспечения решаемых в этой области задач, посвящены труды таких ученых как Волгин Н.А. [3],
Аткинсон Э.Б.
[4], Рамзанов Д.И. [5], Meyer B.D. [6], Овчарова Л.Н. [7] и других.
Целью исследования является разработка рекомендаций для регулирования ситуации на рынке товаров Республики на основе анализа потребительских расходов населения.
Основные результаты исследования. Под потребительскими расходами населения понимается величина потребительской корзиной социально- демографических групп населения, т.е. необходимый набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека.
Расчет величины потребительской корзины социально-демографических групп населения, проживающих в г. Донецк, был осуществлен на основе разработанной методики (табл. 1) [8, с. 92-105].
Таблица 1
Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения в г. Донецк за 2022-2023 гг., в руб./месяц
Социально- демографические группы населения
Продов оль ст ве нн ая корз ин а
Не продоволь ст ве нн ые това ры
Услуги
На логова я сос та вляющая
Потреби те ль ск ая корз ин а по состоянию на 31.01.2022г.
На душу населения
5489,33 1772,32 1919,41 319,08 9500,14
Трудоспособное население
5251,08 1797,95 2768,71 1276,31 11094,05
Пенсионеры
4488,20 1499,77 1811,46
-
7799,43
Дети (от 0 до 6 лет)
5182,87 1893,36 1367,21
-
8443,44
Дети (от 6 до 18 лет)
7035,16 1898,18 1730,29
-
10663,63 по состоянию на 31.07.2022 г.
На душу населения
6293,53 1897,75 2080,81 358,76 10630,84
Трудоспособное население
6025,00 1901,63 3112,01 1435,02 12473,66
Пенсионеры
4816,81 1604,23 1940,01
-
8361,05
Дети (от 0 до 6 лет)
6115,79 2014,74 1408,04
-
9538,57
Дети (от 6 до 18 лет)
8216,50 2070,37 1863,21
-
12150,07 по состоянию на 31.01.2023 г.
На душу населения
6672,43 1967,74 2368,31 378,57 11387,06
Трудоспособное население
6226,77 1943,29 3478,27 1514,28 13162,61
Пенсионеры
4995,39 1651,93 2195,19
-
8842,51
Дети (от 0 до 6 лет)
6641,59 2131,05 1655,89
-
10428,53
Дети (от 6 до 18 лет)
8826,00 2144,68 2143,89
-
13114,57


508
В г. Донецк величина потребительских расходов, рассчитанная по состоянию на конец января 2023 г., составила: на душу населения – 11387,06 руб., что на 1 886,92 руб. или 19,9% больше по сравнению с январем 2022 г. (9500,14 руб.), и на 756,22 руб. или 7,1% больше по сравнению с июлем 2022 г. (10630,84 руб.); для трудоспособного населения – 13 162,61 руб., что на 2 068,56 руб. или
18,6% больше по сравнению с январем 2022 г. (11094,05 руб.), и на 688,95 руб. или 5,5% больше по сравнению с июлем 2022 г. (12473,66 руб.); для пенсионеров – 8 842,51 руб., что на 1043,09 руб. или 13,4% больше по сравнению со значением на конец января 2022 г. (7 799,43 руб.), и на 481,46 руб. или 5,8% больше по сравнению со значением на конец июля 2022 г.
(8361,05 руб.); для детей (от 0 до 6 лет) – 10 428,53 руб., что на 1985,08 руб. или 23,5% больше по сравнению со значением на конец января 2022 г. (8 443,44 руб.), и на
889,95 руб. или 9,3% больше по сравнению со значением на конец июля 2022 г.
(9538,57 руб.); для детей (от 6 до 18 лет) – 13 114,57 руб., что на 2 450,95 руб. или 23,0% больше по сравнению со значением на конец января 2022 г. (10 663,63 руб.), и на 964,50 руб. или 7,9% больше по сравнению со значением на конец июля 2022 г. (12150,07 руб.).
На рис. 1 представлен сравнительный анализ величин потребительских расходов в г. Донецк по социально-демографическим группам населения.
Рис.1. Динамика величины потребительских расходов социально- демографических групп населения в г. Донецк, в руб.
Анализ величины потребительских расходов социально-демографических групп населения в г. Донецк за период с нач. 2022 г. – сер. 2022 г. показал, что ее размер на душу населения возрос на 1 130,70 руб. или 11,9%; для трудоспособного населения увеличился на 1 379,62 руб. или 12,4%; для пенсионеров увеличился на 561,62 руб. или 7,2%; для детей (от 0 до 6 лет)
На душу населения
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети (от 0 до 6 лет)
Дети (от 6 до 18 лет) ру б.
31.01.2022 г.
31.07.2022 г.
31.01.2023 г.

509 возрос на 1095,13 руб. или 13,0%; для детей (от 6 до 18 лет) также возрос на
1 486,45 руб. или 13,9%.
На рис. 2. представлено изменение структуры потребительских расходов социально-демографических групп населения в г. Донецк.
Рис.2. Изменение структуры потребительских расходов социально- демографических групп населения в г. Донецк, %
Разрыв между показателями структуры потребительских расходов социально-демографических групп населения в г. Донецк отчасти связано с тем, что при расчете использовались не среднегодовые цены, а цены на товары или услуги по состоянию на конкретную дату, а также из-за инфляции, сезонности и отмены государственного регулирования цен на социально значимые продукты питания.
Величина продовольственной корзины по состоянию на 31.01.2023 г. больше по сравнению со значением на 31.01.2022 г. и соответственно доля затрат на продовольственные товары по всем демографических группам населения увеличилась в среднем на 1-1,5%.
57,78%
47,33%
57,55%
61,38%
65,97%
59,20%
48,30%
57,61%
64,12%
67,63%
58,60%
47,31%
56,49%
63,69%
67,30%
18,66%
16,21%
19,23%
22,42%
17,80%
17,85%
15,25%
19,19%
21,12%
17,04%
17,28%
14,76%
18,68%
20,43%
16,35%
20,20%
24,96%
23,23%
16,19%
16,23%
19,57%
24,95%
23,20%
14,76%
15,33%
20,80%
26,43%
24,83%
15,88%
16,35%
3,36%
11,50%
3,37%
11,50%
3,32%
11,50%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
На душу населения
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети (от 0 до 6 лет)
Дети (от 6 до 18 лет) по состоянию на 31.01.2022 г.
На душу населения
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети (от 0 до 6 лет)
Дети (от 6 до 18 лет) по состоянию на 31.07.2022 г.
На душу населения
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети (от 0 до 6 лет)
Дети (от 6 до 18 лет) по состоянию на 31.01.2023 г.
Продовольственная корзина Непродовольственные товары Услуги
Налог