Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Василенко Ж.А., Слепушкина И.С. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ
ВЛИЯНИЯ
НА
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ....................................................... 463
Васильева Е.Р. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ............... 467
Емельяненко А.В. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ
В
НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ ................................................................... 471
Кобзева Е.В., Еременко М.С. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ
KANBAN В УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ ...................................................... 479
Кочура И.В., Кочура К.В. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА ................... 482
Медведева
Л.С.
РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ............ 486
Олешко А.С., Лысков А.В., Якимов Р.А. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ В НЕЖИЛОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ .......................................... 491
Павлов
К.В.
ФОРМЫ
РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ ........................................................................ 495
Половян А.В., Синицына К.И. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ
НАСЕЛЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ......................... 506
Тухканен Т.Н., Киросир Н.О. ПРИМЕНЕНИЕ SWOT-АНАЛИЗА
ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ...... 513
Фетюхина О.Н., Баранова И.В., Фетюхин В.И. РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ........................................... 519

12
УЧАСТНИКАМ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: РЕАЛИИ
НАСТОЯЩЕГО И ВОЗМОЖНОСТИ БУДУЩЕГО»
Уважаемые друзья!
От имени Общероссийской организации «Офицеры
России» от себя лично приветствую участников и организаторов II Международной научно-практической конференции «Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего», которая организована усилиями двух вузов Донецкой Народной Республики – ГОУ ВПО
«Донецкий национальный технический университет» и
ГБОУ ВО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище».
В это непростое для Донецкой Народной Республики время Ваша Конференция собрала ведущих учѐных и экспертов, представителей органов власти, общественных и политических организаций и объединила научные интересы представителей Российской
Федерации, Болгарии, Узбекистана и Беларуси с целью обсудить широкий круг проблем, связанных с проблемами управления персоналом в настоящем и определении возможностей в будущем
Уникальность конференции «Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего», видится в том, что она задумана, как интеграция научной мысли в области управления персоналом, как в гражданской, так и в военной сфере.
Несмотря на различный состав и принципы организации научной деятельности данных образовательных организаций, единой тенденцией в настоящее время является интеграция всех сфер общественной жизни: науки, экономики, военно-политической сферы, сферы материального производства, духовной жизни. И это в полной мере отображено в заявленной Программе Конференции.
При этом данный подход выражен не в объединении различных, зачастую разноведомственных структур, а в организации эффективной и слаженной кооперации при решении конкретных задач в области управления персоналом, определения ключевых траекторий развития и формирования новых направлений исследований, которые позволят экономической науке отвечать на современные вызовы, стоящие перед ней, государством и обществом.
Уверен, что актуальная проблематика и высокий представительский уровень обеспечат II Международной научно-практической конференции «Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего» широкий международный резонанс и станут залогом продолжения, как научной дискуссии, так и укреплению сотрудничества между нашими государствами во всех сферах деятельности.
Желаю плодотворной работы и достижения поставленных целей.
Руководитель Центрального исполкома организации, генерал-лейтенант полиции
А.Г. Михайлов


13
СЕКЦИЯ 1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ И
ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ
УДК 331.108:330.322:330.34
Бецан Д.О., Пономаренко А.С.
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет
имени Владимира Даля»,
Алчевск, Российская Федерация,
Betsan D.O., Ponomarenko A.S.
Luhansk State University named after Vladimir Dal,
Alchevsk, Russian Federation
ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК
ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
INVESTING IN HUMAN CAPITAL AS A BASIS FOR THE
DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
Аннотация. В статье определена сущность человеческого капитала, раскрыты
особенности и необходимость инвестирования в человеческий капитал. Для оценки уровня
человеческого капитала использован индекс человеческого развития, измеряющий среднюю
величину достижений в трех основных измерениях человеческого развития: здоровье и
долголетие, знания и достойный уровень жизни. Проанализирован рейтинг стран по индексу
человеческого развития по результатам Доклада о состоянии человеческого развития,
разработанном Программой развития ООН. Раскрыто значение человеческого капитала
для развития национальной экономики.
Ключевые слова:человеческий капитал; инвестиции; индекс человеческого развития;
национальная экономика.
Abstract. The article defines the essence of human capital, reveals the features and necessity
of investing in human capital. To assess the level of human capital, the human development index
was used, which measures the average value of achievements in three main dimensions of human
development: health and longevity, knowledge and a decent standard of living. The ranking of
countries on the Human Development Index is analyzed based on the results of the Report on the
State of Human Development developed by the United Nations Development Program. The
importance of human capital for the development of the national economy is revealed.
Keywords: human capital; investments; human development index; national economy.
Постановка проблемы. В современных условиях развития общества новые требования к качеству человеческого капитала обуславливают и значительные затраты.
Ученые-экономисты в своих исследованиях акцентируют внимание на том, что самым перспективным направлением инвестирования является человеческий капитал. Это позволяет в будущем получить наибольший по размеру и долговременный по срокам социально-


14 экономический эффект. Поэтому в условиях усиления глобализационных процессов проблема инвестирования в человеческий капитал и эффективное его использование становится все более актуальной.
Анализ
предыдущих
исследований
и
публикаций.
Вопрос человеческого развития имеет особую актуальность, т.к. является ключевым фактором обеспечения конкурентных преимуществ страны, основной производительной силой экономики и определяет содержание и характер общественного прогресса. Проблематика человеческого капитала отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых: У. Боуэн, Л. Туроу, Ф. Махлуп,
Р. Дорнбуш, С. Фишер, А. Смит, Д. Рикардо, Г. Беккер, С. Брю, К. Макконнелл,
Т. Стоуньер, В.П. Антонюк, Б.М. Генкин, Р.И. Капелюшников, Т. Дэвенпорт,
Т. Шульц, О.Н. Головинов, Д.П. Мельничук, О.И. Давыдова, С.И. Вовканич,
Н.В. Голикова, С.Г. Ерохин, Н.Л. Гавкалова, А.А. Ткаченко, М.М. Критский,
И.В. Ильинский, Л.Г. Симкина, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова,
Н.В. Ушенко.
Цель исследования. Цель исследования заключается в определении сущности человеческого капитала, необходимости инвестирования в человеческий капитал, оценке человеческого развития для национальной экономики.
Основные результаты исследования. В условиях глобализации ключевым фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики является человек с его уникальными способностями и возможностями, который становится движущей силой в развитии новой модели инновационной экономики.
Под человеческим капиталом понимают совокупность имеющихся у человека умственных, физических, интеллектуальных способностей, его способность к обучению и трудовой деятельности. Совокупность знаний, умений, навыков, опыта превращается в капитал, когда человек начинает их применять в своей трудовой деятельности и получать доход [2, 4, 6].
Человеческий капитал оказывает влияние на уровень и качество жизни.
Постоянное обучение, накопление знаний приводят к постепенному улучшению уровня жизни и повышению доходов. Повышая доходы, у предприятий появляется возможность инвестировать в человеческий капитал, а именно в образование и квалификационную подготовку. Опыт развитых стран доказывает, что инвестирование в развитие человека, образование, позволяет развивать национальную экономику и улучшать качество жизни.
Анализ литературных источников [1, 7] позволяет считать, что инвестирование в человеческий капитал – это все целенаправленные затраты на формирование и развитие человека (образование, профессиональная подготовка, повышение квалификации, здравоохранение и т.д.), которые способствуют совершенствованию интеллектуального и профессионального роста человека, развитию креативности, повышению производительных способностей, и в будущем обеспечат доход как индивиду, так и обществу в целом.


15
Инвестирование в человека имеет длительную и накопительную перспективу. Для предприятия такие инвестиции приведут к повышению производительности труда и увеличению доходов. Положительный эффект наблюдается также для государства и лично для субъекта инвестирования
(рис. 1).
Рис. 1. Уровни инвестирования в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал характеризуются определенными признаками, отличными от обычных инвестиций, а именно: формирование человеческого капитала требует значительных затрат не только индивида, семьи, но и государства, предприятия в целом; инвестиционный период значительно больше, чем у физического капитала – примерно 12–20 лет; ожидаемые результаты от инвестирования в человека зависят от периода активного труда человека; инвестиции в человеческий капитал считаются наиболее выгодными как для индивида, так и для общества по сравнению с затратами в другие виды капитала;
•расходы, связанные с рождением и воспитанием детей;
•расходы на здоровье, физическую культуру и спорт;
•расходы на поиск важной информации;
•инвестирование в образование, профессиональные знания и опыт;
•расходы на миграцию;
•расходы на культуру и досуг.
Личностный уровень (расходы человека и семьи)
•расходы на профессиональное образование;
•расходы на повышение квалификации сотрудников;
•расходы на охрану труда и здоровье человеческого капитала;
•инвестиции адаптации;
•инвестиции внутренней мобильности работника, получение дополнительных компетенций.
Микроуровень (уровень предприятия)
•расходы на экономическое и социальное развитие человеческого капитала определенной территории;
•расходы на создание региональных программ развития человеческого капитала.
Мезоуровень (уровень отрасли и регионов)
•расходы из государственного бюджета на образование (общее и высшее);
•расходы на профессиональное обучение;
•расходы на здравоохранение;
•отчисления на образовательные и медицинские программы;
•расходы на науку и инновационное развитие;
•расходы на физическое и духовное развитие человека;
•социальные трансферты.
Макроуровень (уровень государства)
•расходы ТНК на повышение корпоративной социальной ответственности и уровня компетентности работника;
•расходы на развитие творческой активности и профессионализма человека;
•расходы на повышение роли мотивации к инновационному труду.
Глобализационный уровень (уровень транснациональных корпораций)


16 инвестиции в человека дают в будущем интегральный экономический и социальный эффекты; инвестиции в формирование и развитие человеческого капитала связаны с риском, так как период, после которого начинается отдача от них, может достигать двадцати и более лет; виды инвестиций в развитие человека, их характер и масштабы обусловлены национальными, историческими, культурными особенностями и традициями общества.
Структура инвестиций в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: расходы на образование (общее и специальное); расходы на воспитание человека; расходы на здравоохранение; поиск экономически значимой информации; расходы на мобильность; мотивация экономической деятельности;
НИОКР, интеллектуальные новации; экология и здоровый образ жизни; культура, духовность, досуг и т.д.
Уровень человеческого капитала характеризует индекс человеческого развития. Это показатель, рассчитываемый ежегодно для всех стран, основываясь на уровне жизни, грамотности и долголетия. Фундаментальными показателями такового для расчета индекса являются: ВВП на душу населения; средняя продолжительность жизни; продолжительность обучения. Каждый из трех компонентов рассчитывается в форме индекса и измеряется от 0 до 1 (чем ближе значение индекса к 1, тем лучше ситуация в данной области). Ключевой смысл каждого из компонентов – сравнение текущей ситуации с максимальными (желаемыми показателями) и минимальными значениями [3].
Рейтинг стран по индексу человеческого развития составляется
Программой развития ООН и результаты публикуются в Докладе о состоянии человеческого развития (табл. 1) [5].
Позиция России с 2014 г. по настоящий момент в Индексе человеческого развития относительно стабильна и относится к категории очень высокого индекса человеческого развития (рис. 2).
Оценивая развитие человека, обращают внимание не только на сам показатель индекса, но и на позицию страны в рейтинге. В течение периода
1990-2021 гг. позиции России в рейтинге относительно стабильны: в частности, в 2014 году она занимала 50-е место из 188 стран мира, в 2018-м – 49-е место, в
2021-м – 52-е место из 191 имеющейся страны мира.
В докладе ООН о человеческом развитии за 2021/2022 гг.
«Неопределенные времена, неустроенные жизни: определяя наше будущее в меняющемся мире» указано, что различные проблемы накапливаются, наслаиваются и переплетаются и самым негативным образом сказываются на жизни людей [5].