Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 792

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


498
Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы приграничных регионов, могла бы быть снабжена необходимой информацией.
Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы оценки реализации межрегиональных программ социально- экономического сотрудничества на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия реализации программ, анализируемые процессы и результаты.
Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы межрегионального приграничного сотрудничества.
Принцип синергичности. Предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с внешней средой.
Принцип развития. Его суть – в необходимости совершенствования системы оценки реализации межрегиональных программ социально- экономического сотрудничества
(используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др.). Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему оценки реализации межрегиональных программ социально- экономического сотрудничества и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям информации на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.
Совокупность вышеприведенных принципов образует сложную систему логически связанных и взаимодополняющих элементов, в которых представлены различные аспекты разработки методики оценки состояния проектов межрегионального приграничного сотрудничества, чем в определенной мере объясняется весьма большое количество рассмотренных принципов. Применительно к хозяйственным системам приграничных регионов методика оценки состояния реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества имеет активный характер, поскольку ориентирована на создание информационной основы управления их развитием.
Активная роль разрабатываемой методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества


499 связана с тем, что на каждом этапе развития разных систем (экологических, социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые только выявить и классифицировать, как правило, бывает недостаточно. В процессе проведения системы оценки реализации межрегиональных программ сотрудничества появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и уже на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также помогут усилить действие благоприятных факторов и условий.
Методику оценки состояния реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества необходимо рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов. К ним следует отнести: процесс непрерывного наблюдения, исследование явлений и событий, формирование информационной базы управления, контроль за ходом и характером изменений объекта, оценку отклонений на основе системы критериев (эталонов).
Естественно, оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничного региона будет обусловлена дифференциацией социально-экономического состояния приграничных регионов, что предполагает при формировании предлагаемой системы показателей оценки введение как относительных, так и абсолютных показателей. Таким образом, вводимая методика оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничья должна учитывать следующие условия:
- доступность получения необходимой статистической информации;
- простота расчетов;
- возможность построения рейтинговых оценок;
- возможность сравнительных оценок.
Одним из сравнительно новых аспектов изучение территориальной тематики является проблематика, связанная с исследованием социально- экономических и экологических проблем взаимодействия приграничных регионов из разных государств. Анализу многочисленных вопросов развития и управления воспроизводственной системой приграничных регионов на постсоветском пространстве посвятили свои исследования следующие специалисты и ученые: А.А. Епифанов [2], В.М. Московкин [4], П.А. Черномаз
[10] и ряд других. Автор этих строк также занимался изучением данной проблематики [5].
Цель
исследования.
Целью исследования является изучение направлений и форм социально-экономических отношений в приграничных регионах разных государств, а также определение уровня развития экономики приграничных районов. Однако разновидностью приграничного социально- экономического взаимодействия является связь и зависимость приграничных


500 водных регионов, т.е. районов из разных стран, граница между которыми имела океанический, морской, озерный, речной характер и т.п. Изучение особенностей взаимодействия приграничных водных, в т.ч. прибрежных районов в экономической сфере по сравнению с исследованием другого типа приграничных регионов является изученным в гораздо меньшей степени. В связи с этим целью данного исследования является решение актуальной проблемы – определение факторов и особенностей функционирования воспроизводственной системы приграничных водных, в т.ч. прибрежных районов на основе использования методов системного анализа, экономико- статистических методов, методов выбора приоритетов и иных передовых методов научного исследования.
Основные результаты исследования. Развитие вопросов социально- экономического приграничного взаимодействия и сотрудничества в разных государствах осуществляется не только с учетом специфики воспроизводственных условий, но и с учетом политических особенностей и факторов, влияющих на функционирование этих стран в данный текущий момент. Так, очевидно, что в России в последние годы все более популярны и актуальны вопросы развития арктической части страны в связи с открытием крупных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов
(например, известное Штокманское месторождение природного газа и газоконденсата в Баренцевом море), поэтому очень важно для Российской
Федерации и ее союзников развитие прибрежных районов Арктики. Особенно данное утверждение будет справедливо, как считают многие специалисты [8], в обозримой перспективе, когда в мире все более будет сказываться ограниченность природных ресурсов. Данное утверждение справедливо также и потому, что на богатства Арктики кроме Российской Федерации претендуют такие государства, как США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция,
Исландия.
Более того, в последнее время к Мировой Арктике все больший интерес проявляют такие в географическом плане неарктические страны, как Китай,
Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур, Великобритания, Германия, Франция,
Италия, Испания, Швейцария и Польша. Очевидно, что в этих условиях острота экономических взаимоотношений приграничных арктических регионов России с аналогичными арктическими районами других государств, в основном недружественных по отношению к Российской Федерации, будет только возрастать в будущем.
Таким образом, для России значение исследования вопросов хозяйственного функционирования приграничных регионов, в том числе расположенных в крайне важной для определения перспектив страны в арктической зоне в обозримой перспективе будет усиливаться, хотя, учитывая размеры страны как самой большой страны мира и значительную протяженность ее границ, изучение вопросов взаимодействия приграничных, в том числе прибрежных регионов, и до этого было крайне актуальным. Понятно, что для крупных государств, окруженных достаточно большим числом


501 соседних стран, значение развития приграничной экономики будет весьма актуальным.
Иначе говоря, экономическая, социальная и экологическая системы приграничных регионов являются важной составной частью общественного воспроизводства многих государств. Особенно это справедливо для крупных стран, обладающих большой территорией и имеющих протяжѐнною границу
(обычно эти два фактора – площадь территории и длина границы связаны между собой). Сказанное справедливо прежде всего для таких стран, как
Российская Федерация, Франция, Украина, Китай, Казахстан и т.п. Более того, нередки случаи, когда какой-то район страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства (к примеру, Белгородская область России граничила до проведения специальной военной операции сразу с тремя областями Украины). Однако и для сравнительно небольших государств исследование системы воспроизводства в приграничных регионах может иметь существенное значение. В связи с этим, среди наименее исследованных вопросов теории региональной, в т.ч. межрегиональной экономики как в теоретическом, так и в практическом аспекте, являются проблемы анализа социально-экономических и экологических межрегиональных взаимосвязей и взаимодействий между приграничными районами разных стран. Учитывая актуальность создания предпосылок и условий для эффективного взаимодействия между приграничными территориальными структурами и образованиями различных государств, нами в данной работе анализируются разнообразные аспекты функционирования приграничной экономики, т.е., иначе говоря, вопросы эффективного развития приграничных территорий.
Заметим, что данные проблемы исследуются в специальных разделах регионалистики, точнее, межрегиональной экономики и экологии, названных нами приграничной экономикой и приграничной экологией. Иначе говоря, в данной работе исследуется широкий спектр актуальных вопросов функционирования и развития межрегиональных и приграничных социально- экономических и экологических систем в условиях формирования развитых рыночных отношений.
Особенно большое значение развитие приграничной экономики и приграничной экологии имеет для Российской Федерации – самого большого по территории государства мира, имеющего и очень протяженную границу. Из разнообразных вопросов приграничной экономики и приграничной экологии для России особенно актуальными и недостаточно изученными являются проблемы приграничного характера в арктических районах страны. В этой связи достаточно вспомнить возникшую недавно конфликтную ситуацию с
Норвегией на острове Шпицберген. Изучение вопросов взаимодействия и взаимосвязи приграничных регионов осуществляется в рамках такого важного раздела теории региональной экономики, каковым является межрегиональная экономика и межрегиональная экология, когда акцентируется внимание на существование особой группы проблем выявления общего и особенного в реализации воспроизводственных процессов в разных районах, что


502 существенно влияет на общую социально-экономическую эффективность системы общественного воспроизводства в целом. Создание условий для оптимального взаимодействия между приграничными районами разных государств требует системного подхода и полного учета многообразия форм и направлений в межтерриториальных хозяйственных отношениях и связях.
Таким образом, выделение приграничной экономики (т.е. экономики приграничных регионов) как важного и перспективного направления регионолистики определяется актуальностью осуществления интенсивного изучения функционирования приграничных районов, при этом это актуально не только для России, но и для многих других стран, таких как Казахстан, Китай,
Беларусь и многие другие.
Иначе говоря, межрегиональные приграничные социально-экономические
(в том числе и эколого-экономические) отношения представляют собой один из наименее изученных аспектов теории региональной экономики. В частности, в настоящее время не приходится говорить о существовании достаточно полной системы показателей, на основе которой можно получить всестороннюю комплексную информацию о состоянии и динамике межрегиональных приграничных хозяйственных взаимодействий и связей. Во многом именно с этим обстоятельством связано отсутствие полной и достаточно достоверной статистической информации об эколого-экономических отношениях между разными приграничными регионами. В связи с этим весьма актуально рассмотрение проблемы о системе показателей, характеризующих различные направления и формы межтерриториальных приграничных хозяйственных взаимосвязей.
В начальном разделе системы показателей, отражающих современное состояние и динамику системы приграничного экономического сотрудничества соседних государств, необходимо сначала указать общее число приграничных регионов в данной стране, определить их удельный вес в общем числе регионов в стране, указать общее число соседних, граничащих со страной государств, количество приграничных регионов с каждой из соседних стран, а также среднее число приграничных регионов на одно соседнее государство и в среднем на 1000 км границы анализируемой страны. Важно также определить количество внешних приграничных регионов окружающих стран.
Кроме этого, следует отметить общую площадь, занимаемую приграничными регионами в целом, а также ее удельный вес в общей площади, занимаемой анализируемым государством. Важно также оценить суммарный
ВРП приграничных регионов и его долю в ВВП страны, а также удельный вес этой группы регионов в экспорте и импорте страны. Следует учесть также эмиграцию и иммиграцию населения (в том числе, в трудоспособном возрасте) из приграничных регионов и их долю в общем числе эмигрантов и иммигрантов. По аналогии следует отследить, на наш взгляд, экспорт и импорт капитала из приграничных регионов исследуемого государства, а также определить их долю в общем экспорте и импорте капитала этого государства.