Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Приемы творческого воображения.

Приемами воображения являются

- агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — бе­рутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединя­ются, "склеиваются" так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова — верхняя часть человечес­кого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

- аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область зна­ния и инженерного дела — бионика.

- Творческие образы создаются также при помощи акцентирова­ния и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преуве­личения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Ес­ли акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, об­нажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию ("Гулливер у лилипутов", "Гулливер у великанов", "Белоснежка и семь гномов". Этот прием широко ис­пользован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском).

- типизация (выражение общего в типичном. Художники, писа­тели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.

Тот или иной прием создания творческих образов использует­ся в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобрази­тельной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде-типизация.

Непреднамеренное и преднамеренное воображение. Преднамеренное воображение характеризуется неучастием или

крайне незначительным включением в процесс создания образов це­леполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображе-

ния считается сновидение.

В бодрствующем состоянии у человека можно отметить непред­намеренную фантазию и грезы.

У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.


Преднамеренное воображение.

Для него характерно наличие задачи на создание образа и во­левое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество существует как синтез познавательной, эмоцио­нальной и волевой сфер человеческого сознания.

В творчестве особое место занимает воображение. Полет фан­тазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. Творчество ведет к открыти­ям. изобретениям.

Творчество — это высший уровень познания. Для его возникно­вения необходимо богатое воображение, подкрепленное знаниями, способностями и целеустремленностью. Оно не может совершаться без предварйтельного накопления знаний.

Этапы творческого процесса.

1-й этап. Зарождение идеи.

2-й этап. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материа­лом, озарения.

4-й этап. Проверка и доработка.

Различают следующие виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное; отдельно выделяется изобретатель­ность.

Вдохновение.

Вдохновение — творческий подъем.

В состоянии вдохновения человек может найти решение пробле­мы, над которой работал длительное время. Для него характерны эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения

Состояние вдохновения непродолжительно (от нескольких часов до нескольких дней), но это результат постоянной напряженной ра­боты.

Оно не приходит в безделии. По словам И. Е. Репина, вдохно­вение-"награда за каторжный труд".

ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

Черты личности и особенности процесса воображения.

Воображение проявляется в

- одухотворенности личности (поднятие над будничностью).

- Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной, мечты и высоких идеалов, в прикованности интересов и потребнос­тей к повседневным мелочам жизни.

- романтичности,

- фантазерстве.

Воображение и другие проявления личности.

Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям.

Самооценка складывается под влиянием оценки других людей. Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невоз-



можны без воображения.

Сочувствие (способность представить, понять и сопережить настроения и чувства другого человека) также связано с воображе-

нием.

В силе и яркости образов воображения проявляются особеннос­ти высшей нервной деятельности человека. И. П. Павлов в зависи­мости от воображения относил людей к художественному или мысли­тельному типу. Художник имеет дело преимущественно с образами (зрительными, слуховыми, двигательными и др.). Это говорит о большой роли в его деятельности первой сигнальной системы, об­разного отражения мира. Первосигнальные образы ученого более обобщены и строятся на другом материале.

Тема 6


Психические процессы и свойства личности: эмоции и воля

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности

3. Эмоциональные проявления и их разновидности

4. Воля и волевые свойства личности

Литература

Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972.

Изард Е. Эмоции человека. — М., 1980.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

Эмоции — это отношение человека к значимым для него явлени­ям.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности. Они же способствуют удовлетворению потребностей через активацию.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада-это разно­образные чувства и эмоции. Они-одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Своеобразие эмоций определяется потребностями,

мотивами,

стремлениями человека,

особенностями его воли и характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отно­шение к предмету потребности. В этом проявляется личностное от­ношение человека к действительности.

Эмоциям присущ субъективизм оценки. В связи с этим еще в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: "Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сде­лать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".

Основные функции чувств и эмоций.

Им присущи три основные функции:

- сигнальная. Она выражается в том, что переживания возни­кают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружаю­щей среде или в организме человека. И это является сигналом для тех или иных действий (например, избегание опасности, продолже­ние рода и т.п.);

- оценочная. Человек оценивает события с положительным или отрицательным знаком (радость, печаль, гнев);

- регуляторная. Эта функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают деятельности, блокиру­ют ее.

Знания, информированность личности, снимают эмоции.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными дви­жениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

Выразительные движения эмоций и чувств дополняют пережива­ния, делают их более яркими и легко доступными восприятию других


людей. (Не все чувства одинаково легко распознать; так, легче

всего распознается ужас (57% испытуемых), затем — отвращение

(48%) и удивление — 34%).

Голос и мимика настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных, контактов. Так улыбка может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сар­донической, искренней и т. д.

Не всегда можно по внешним признакам человека определенно судить о переживаниях. Человек очень искусно умеет управлять своими переживаниями и проявлениями.

Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, расте­рянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности.

Взаимоотношения чувств и эмоций.

Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако на эмо­ции человека наложили свой отпечаток социальный образ его жизни. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только воз­никает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

Для существования животных достаточно удовлетворение одних лишь органических побуждений. Человек же нередко не только под­чиняет, но сознательно ущемляет органические потребности ради специфически человеческих, духовных, идейных потребностей.

Отношения человека к другим людям, к выполняемой деятельнос­ти, к предметному миру, удовлетворение потребностей, возникших в процессе истории человечества, сформировали его чувства.

К чувствам относятся такие разновидности эмоциональных проявлений, как чувство патриотизма и коллективизма, чувство но­вого, чувства стыда и совести; любознательности, сомнения и мно­гие другие, которые называют высшими чувствами.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разреше­нии.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматри­ваться как положительные, отрицательные и неопределенные.

Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удов­летворение, то возникают положительные эмоциональные пережива­ния.

Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается от­рицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.