Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Приемы творческого воображения.
Приемами воображения являются
- агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, "склеиваются" так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова — верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
- аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика.
- Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию ("Гулливер у лилипутов", "Гулливер у великанов", "Белоснежка и семь гномов". Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском).
- типизация (выражение общего в типичном. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.
Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде-типизация.
Непреднамеренное и преднамеренное воображение. Преднамеренное воображение характеризуется неучастием или
крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображе-
ния считается сновидение.
В бодрствующем состоянии у человека можно отметить непреднамеренную фантазию и грезы.
У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Преднамеренное воображение.
Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение.
ТВОРЧЕСТВО
Творчество существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.
В творчестве особое место занимает воображение. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. Творчество ведет к открытиям. изобретениям.
Творчество — это высший уровень познания. Для его возникновения необходимо богатое воображение, подкрепленное знаниями, способностями и целеустремленностью. Оно не может совершаться без предварйтельного накопления знаний.
Этапы творческого процесса.
1-й этап. Зарождение идеи.
2-й этап. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, озарения.
4-й этап. Проверка и доработка.
Различают следующие виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное; отдельно выделяется изобретательность.
Вдохновение.
Вдохновение — творческий подъем.
В состоянии вдохновения человек может найти решение проблемы, над которой работал длительное время. Для него характерны эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения
Состояние вдохновения непродолжительно (от нескольких часов до нескольких дней), но это результат постоянной напряженной работы.
Оно не приходит в безделии. По словам И. Е. Репина, вдохновение-"награда за каторжный труд".
ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
Черты личности и особенности процесса воображения.
Воображение проявляется в
- одухотворенности личности (поднятие над будничностью).
- Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной, мечты и высоких идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни.
- романтичности,
- фантазерстве.
Воображение и другие проявления личности.
Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям.
Самооценка складывается под влиянием оценки других людей. Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невоз-
можны без воображения.
Сочувствие (способность представить, понять и сопережить настроения и чувства другого человека) также связано с воображе-
нием.
В силе и яркости образов воображения проявляются особенности высшей нервной деятельности человека. И. П. Павлов в зависимости от воображения относил людей к художественному или мыслительному типу. Художник имеет дело преимущественно с образами (зрительными, слуховыми, двигательными и др.). Это говорит о большой роли в его деятельности первой сигнальной системы, образного отражения мира. Первосигнальные образы ученого более обобщены и строятся на другом материале.
Тема 6
Психические процессы и свойства личности: эмоции и воля
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности
3. Эмоциональные проявления и их разновидности
4. Воля и волевые свойства личности
Литература
Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972.
Изард Е. Эмоции человека. — М., 1980.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ
Эмоции — это отношение человека к значимым для него явлениям.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности. Они же способствуют удовлетворению потребностей через активацию.
Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада-это разнообразные чувства и эмоции. Они-одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
Своеобразие эмоций определяется потребностями,
мотивами,
стремлениями человека,
особенностями его воли и характера.
С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Эмоциям присущ субъективизм оценки. В связи с этим еще в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: "Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".
Основные функции чувств и эмоций.
Им присущи три основные функции:
- сигнальная. Она выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. И это является сигналом для тех или иных действий (например, избегание опасности, продолжение рода и т.п.);
- оценочная. Человек оценивает события с положительным или отрицательным знаком (радость, печаль, гнев);
- регуляторная. Эта функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают деятельности, блокируют ее.
Знания, информированность личности, снимают эмоции.
Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).
Выразительные движения эмоций и чувств дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других
людей. (Не все чувства одинаково легко распознать; так, легче
всего распознается ужас (57% испытуемых), затем — отвращение
(48%) и удивление — 34%).
Голос и мимика настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных, контактов. Так улыбка может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.
Не всегда можно по внешним признакам человека определенно судить о переживаниях. Человек очень искусно умеет управлять своими переживаниями и проявлениями.
Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.
В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности.
Взаимоотношения чувств и эмоций.
Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако на эмоции человека наложили свой отпечаток социальный образ его жизни. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.
Для существования животных достаточно удовлетворение одних лишь органических побуждений. Человек же нередко не только подчиняет, но сознательно ущемляет органические потребности ради специфически человеческих, духовных, идейных потребностей.
Отношения человека к другим людям, к выполняемой деятельности, к предметному миру, удовлетворение потребностей, возникших в процессе истории человечества, сформировали его чувства.
К чувствам относятся такие разновидности эмоциональных проявлений, как чувство патриотизма и коллективизма, чувство нового, чувства стыда и совести; любознательности, сомнения и многие другие, которые называют высшими чувствами.
Основные качества эмоций и чувств.
Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении.
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные и неопределенные.
Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания.
Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.