Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отноше­ниях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым.

К свойствам эмоций и чувств относится их полярность — это двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь — ненависть, обаяние — отвраще­ние).

Физиологические основы чувств и эмоций.

Эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.

Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме чело­века: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой дея­тельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение,

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека.

Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Специальные эксперименты обнаружили в головном мозге цент­ров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания". Открытие центров "наслажде­ния" и "страдания" показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.

Новейшие исследования функций сетевидной формации головного мозга вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сиг­нальная система. Переживания могут возникнуть не только при не­посредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны сло­вами.

Факторы возникновения эмоций по С.Шехтеру (схема)

- Физические факторы (воздействующие стимулы);

- Психологические факторы (память, оценка ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей);

- Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной систе­мы);

Переживание эмоций (на основе интеграции физичес­ких, физиологических и психологических факторов)

Значение эмоций и чувств.

Эмоции способствуют более глубокому незнанию человеком са­мого себя. Благодаря им человек познает свои возможности, спо­собности, достоинства и недостатки.

Положительные переживания воодушевляют человека в его твор­ческих поисках и смелых дерзаниях.


2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности

По содержанию различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные) и эстетичес­кие.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлече­ния.

Моральные чувства.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение лич­ности к поведению людей и своему собственному.

К ним относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности

и отчужденности, уважения и презрения, признательности и небла­годарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо сле­дует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма, чувс­тво долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением — системой взглядов и убеждений человека.

Моральные чувства порождаются системой человеческих отноше­ний и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Моральные чувства являются внутренними побудителями к сверше­нию поступков.

Интеллектуальные чувства.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельнос­ти, называются интеллектуальными чувствами. К ним относятся лю­бопытство, любознательность, удивление, чувство нового, побужда­ющее к поискам более глубоких знаний.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иро­нии, в которых выступает отношение человека к познанному и оце­ненному им объекту.

Эстетические чувства.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

Страсти и увлечения.

Чувства, могут быть классифицированы не только по их содер­жанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называются сильные, стойкие длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение цели или предмета страсти. Объектом страсти могут быть как различные области знания и деятельности человека, так и другой человек.

Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, че­рез которую страсть удовлетворяется и на основе которой она раз­вивается.

Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увле­чения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т. е. импульсивным, склонным к аффекта­ции.



Эмоциональные свойства личности.

В зависимости от особенностей проявления эмоций выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, хо­лодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко "воспламеняют­ся" под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект.

Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к со­зерцательности.

Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоцио­нально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Ки­пучая энергия, трата сил без остатка — их характерная особен­ность.

Но есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда —

"людьми холодного расчета". Это люди, у которых чувства, эмоцио­нальные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны понижен­ная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью.

3. Эмоциональные проявления и их разновидности

Все эмоциональные проявления по длительности протекания и интенсивности подразделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но ти­пичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопро­вождаются характерными для личности проявлениями.

Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние всегда имеет ка­кое-то завершение.

Аффект — интесивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. К аффектам относятся сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмо­циональная реакция полностью захватывает психику человека.

Аффект навязывает человеку необходимость выполнить какое-ли­бо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать то­го, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния ко­ры.


К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуж­дения и торможения. Чаще всего аффекты проявляются у людей не­воспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Легче предупредить его развитие.

Эмоции — это более длительные состояния. Они также предс­тавляют собой реакцию не только на текущие события, но и на ве­роятные и вспоминаемые.

К фундаментальным эмоциям относят следующие:

Радость — эмоция, связанная с возможностью полного удовлетво­рения актуальной потребности.

Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обсто­ятельства.

Страдание — отрицательная эмоция, связанная с полученной ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникно­вением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключи­тельно важной потребности.

Отвращение — отрицательная эмоция, вызываемая предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети-

ческими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Порождается рассогласованием жизненных пози ций, взглядов и поведения взаимодействующих людей.

Страх — отрицательная эмоция, появляющаяся при получении че­ловеком информации о реальной опасности.

Стыд — отрицательная эмоция. Возникает при осознании несоот­ветствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих, а также собственным представлениям о подобающем по­ведении и внешнем облике.

Настроение.

Настроение-это более или менее длительное и устойчивое эмо­циональное состояние, окрашивающее все другие переживания и дея­тельность человека.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здо­ровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье.

Стресс.

Стресс-это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, по­ведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. Длительные стрессы могут вести к психосоматическим болезням.


Стресс имеет следующие стадии:

- фаза тревоги (мобилизация защитных сил организма, повыша­ющая его устойчивость);

- фаза стабилизации (при наступлении адаптации);

- фаза истощения.

(Стресс кролика и стресс льва).

Фрустрация — крах надежд. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек мо­жет вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности. В большей мере фрустрации подвер­жены эмоциональные натуры, не закаленные в "битвах жизни", плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нерв­нопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобление могут разрядиться на со­вершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

4. ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Воля-это сознательное регулирование человеком своих дейс­твии, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Волевое поведение характеризуется сознательностью деятель­ности. Человек сознательно идет к поставленной цели.

Другим важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может служить отсутствие необ­ходимого инструмента для работы или противодействие других лю­дей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Физиологические основы воли.

В основе волевых действий лежит деятельность коры головного мозга.

На основе второсигнальных связей осуществляется вся созна­тельная регуляция человеческого поведения, происходит выбор мес­та, времени и характера, способа, интенсивности действия при ре­ализации полученной информации.

Огромное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. В них происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Пора­жение лобных долей приводит к апраксии (быстрой отвлекаемости, невозможностью сосредоточения в течении длительного времени на какой-либо деятельности). Абулия (болезненное безволие) развива­ется чаще после энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм).