Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса.
Операционные компоненты мышления.
Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.
Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.
С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.
Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.
Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.
Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.
Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.
Процесс решения мыслительной задачи.
Нахождение задачи и ее формулирование.
Мышление начинается только там и тогда, когда человек начинает что-то анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. А так человек действует в том случае, когда перед ним возникает ка-
кой-то вопрос. Такие вопросы появляются в условиях проблемной
ситуации.
1) Процесс решения задачи начинается с формулирования вопроса в проблемной ситуации.
Чем больше опыт в той или иной области, тем легче и полнее человек видит нерешенные задачи, тем чаще перед ним возникают вопросы, требующие своего разрешения.
2) На втором этапе осуществляется выдвижение и анализ гипотез.
3) Решение мыслительной задачи и проверка гипотез.
Решение мыслительной задачи может протекать по-разному. Возможны случаи, когда человек действует методом проб и ошибок.
Решение может быть основано на пассивном использовании алгоритма.
Более творческим подходом к решению мыслительной задачи будет активное использование алгоритма, которое может найти свое выражение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в
трансформации задачи.
Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной степени инертности мышления и построение новой стратегии решения.
Однако отдельные этапы этой предшествующей работы человеком не всегда полностью осознаются и поэтому создается впечатление, что такое решение приходит внезапно, как озарение, инсайт-решение. В этом случае говорят об интуитивном решении задачи.
4) Проверка решения задачи.
Стратегии мышления
При решении задач возможно применение трех стратегий, различающихся по эффективности и сложности.
1) Случайный перебор (формулирование гипотезы случайным образом и движение к ней методом проб и ошибок;). Чаще используют дети. Часто не приводит к решению задачи или может привести к плачевным результатом (например, при случайном распознавании ядовитых грибов);
2) Рациональный перебор ( выбирают центральное или наименее рискованное предположение, ведущее к решению, а затем изменяя по одному элементу идут к правильному решению).
3) Систематический перебор (охватывание всех гипотез и их анализ). Используется в научном исследовании.
5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.
Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо в том, как действует человек в проблемной ситуации.
В психологии описываются четыре типа выдвижения и проверки гипотез человеком.
Первый тип характеризуется тем, что с самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет
и исключает ложные.
Второй тип характеризуется тем, что формулируется лишь одна гипотеза и затем проверяется. Если она оказывается ложной, то выдвигается вторая гипотеза и также до конца проверяется.
Третий тип — это тот случай, когда гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на
верное решение.
Четвертый тип характеризуется бессистемностью действий: выдвинув одну гипотезу и не до конца ее проверив, человек берется за проверку другой гипотезы или одновременно начинает проверять различные, подчас взаимоисключающие гипотезы.
Сложную и противоречивую роль в процессе решения задачи играют чувства человека, которые либо способствуют, либо мешают решению мыслительной задачи.
Качества ума.
В психологии обычно рассматривают такие качества ума, как его глубина, широта, гибкость, критичность, самостоятельность.
Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущность явлений, а широта — возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.
Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи. Противоположным качеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.
Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки
Глубокое и обоснованное критическое отношение к действительности является одним из проявлений самостоятельности ума человека.
Своеобразное сочетание различных качеств ума, их проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека.
Тема 5
Л — 6
Психические процессы и свойства личности: язык и речь
1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
2. Классификация видов речи.
3. Речевые свойства личности.
4. Воображение и его виды.
5. Приемы творческого воображения.
1. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.
Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали,что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.
Понятие о языке и речи.
Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.
Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.
Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.
Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь.
Отличие языка и речи следующие:
Язык-объективное явление жизни общества,он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.
Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка.
(Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).
Этапы развития речи
Развитие речи шло по линии:
- комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому назад) — передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не дифференцируются друг от друга;
- ручная кинетическая речь (язык жестов) — более дифференцирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);
- звуковая речь (более 100 000 л. назад) — в виде отдельных слов;
- создание письменности.
В свою очередь, этапы развития письменности следующие:
- рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)
- рассказ в картинках;
- идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, китайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой — "удобный случай";
- собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).
Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.
Физиологические основы речи.
Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.
К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим
- голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха.
Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.
Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.
В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).
Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.