Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Классификация видов речи.

Классификация видов речи (схема)

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутрен­нюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и мо­нологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Особенности диалога.

Во-первых, диалог-речь поддерживаемая.

Во-вторых, диалог ведется при непосредственном контакте го­ворящих. (Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом).

В-третьих, в диалоге обсуждается наличная ситуация. (Пред­мет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности).

Тематически направленный диалог называется беседой.

Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздейс­твие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие.

Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности:

- он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим);

- он должен быть последователен и доказателен;

- в нем должна правильно употребляться грамматика.

В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.

Виды монолога:

- устный рассказ (Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передает в описательной форме виденное, слышанное или познанное им, неиз­вестное для слушателей).

- лекция. (в ней дается не только описание явлений, но и ведется доказательство тех или иных научных положений).

- доклад и речь (выступление). (Доклад-продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фак­тического материала и его обобщении. Например, доклад директора школы об" итогах учебного года, доклад о результатах проведенно­го научного эксперимента и т. д. Задача речи иная — она должна пробуждать определенную, мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Это, например, речь директора школы в связи с началом учебного года, речь при открытии памятника).

Развитие таких средств массовой коммуникации
, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи

- выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь.

Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и органи-

зующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей.

Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.

Внутренняя речь.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются

действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизно-

симость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее

проговорившие и собственно внутреннюю речь.

Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения.

Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестези­ческий, слуховой или зрительный образ.

В отличие от собственно внутренней речи внутреннее прогова­ривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Функции речи.

- выражение (отношение к тому, о чем говорится);

- воздействие (побуждение других людей к определенному действию (приказ, призыв, убеждение));

- сообщения (обмен мыслями и информацией при помощи слов)

- обозначение (название предмета, действия, состояния) — эта функция отличает речь человека от животных;

- обобщение (слово обозначает не только данный предмет, но и и группу сходных преметов и то общее, что присуще им). Если функция обозначения устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой, существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

(Результат речи зависит от того, как это было сказано. Так, в древности одному правителю приснился сон: один за другим у не­го выпали зубы. Он призвал толкователя сновидений. Тот сказал, "Я должен сообщить тебе дурную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Правитель разгневался и пригласил другого толкователя. Тот сказал "У меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить долго, дольше, чем все другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Правитель наградил толкователя. Дело не только в том, чтобы понять и сказать, но и удобным образом представить содержание).



3. Речевые свойства личности.

Направленность личности и стиль речи.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности опре­деляет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

Для характеристики культурного уровня человека используется понятие стиль речи.

Самым низшим стилем является неорганизованный разговорный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и вы­ражения, много междометий и слов-сорняков.

На основе разговорной диалогической речи возникает образ­но-эмоциональный стиль. Для него характерны чистота языка, об­разность выражений, точная передача мысли и слова без использо­вания научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в процессе научного об­щения. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выраже­ниями. Для него характерно включение большого количества научной терминологии.

Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная де-

ятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),

характере сравнений, образов.

Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь.

В речи проявляются морально-волевые качества личности. В ней также проявляются уверенность, убежденность, робость,

почтительность, наглость, уважение. В содержании высказываний человека проявляются черты характера.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи.

На речь влияют чувства человека.

Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой воз­будительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психоло­гами за показатель темперамента.

Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фа­раджем в 13 в., даются советы, как распознать человека по речи:

"Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомен­но, чем-то глубоко опечален; кто всегда говорит слабым голосом — робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза".

4. Воображение и его виды.

Воображение — это психический процесс создания новых обра­зов путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочета­ние.


Воображение базируется на прежнем опыте человека. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Для решения повседневных задач не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.

В воображении и фантазии человек выходит за пределы реаль­ного мира во времени и пространстве.

Гипотезы, объясняющие воображение.

1) Гипотеза случайных находок. По ней, все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством.

2) Гипотеза рекомбинации. Воображение направлено на перета­совывание, перестановку ощущений, представлений, принципов, пра­вил путем проб и ошибок.

Воображение обусловлено активностью головного мозга. Об­разование новых образов из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.

Воображение влияет на самочувствие человека. Так, создавае­мая воображением картина опасности вызывает учащение пульса, из­менение дыхания. Известны факты внушения признаков некоторых бо­лезней (студенты медицинских вузов на младших курсах находят в себе многие болезни, хотя в действительности их нет).

Если человек представляет движение какой-либо части собс­твенного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты.

В клинической практике нередки случаи болезненного изменения воображения. Наиболее

показательным является галлюцинация, при которой больной "восп­ринимает" несуществующий объект.

4. Воображение и его виды.

По степени произвольности, различают произвольное (направ­ленное на решение какой-либо задачи в бодрствовании) и непроиз­вольное воображение (сон);

Произвольное воображение имеет три формы:

- воссоздающее воображение (проявляется тогда, когда чело­веку необходимо воссоздать представление объекта, как можно бо­лее полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями). Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение.


- Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово "новый" имеет двоякое значе­ние: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое

- идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое-новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом эле­менты, "кирпичики", из которых строится образ, занимают иное по­ложение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ра­нее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

- мечта (создание образа желаемого будущего. В мечтах нахо­дит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немед­ленно и непосредственно объективного продукта в виде художест­венного произведения, научного открытия, технического изобрете­ния и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направлен­ное на желаемое будущее. Чаще всего человек строит планы в отно­шении будущего и в своей мечте определяет пути достижения заду­манного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве за­мещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов.

Нереальную мечту существует в двух вариантах. Первый: чело-

век верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. Он

искренне верит в достижимость мечты. В этом случае он переоцени­вает, свои объективные возможности. Усилия, которые прилагаются для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Это тот случай, который принято.обозначать как "разбитые мечты".

Второй вариант нереальной мечты характеризуется тем, что с самого начала человек осознает ее таковой, но все-таки отается во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда ста­новится главным смыслом жизни.