Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.
В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И НАБЛЮДЕНИИ
Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями.
Типы восприятия и наблюдения.
В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других.
Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предмет ное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.
Тема 4.
Л — 5
Психические процессы и свойства
личности: представление,память и мышление
1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.
2. Характеристика видов памяти.
3. Представления. Их классификация, свойства и функции.
4. Общая характеристика мышления. Операциональные компоненты мышления.
5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.
1. Память, ее характеристика и закономерности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ
Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.
Память — запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
Виды памяти
Наиболее широкая классификация памяти — на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, кот. определяет формирование организма, его структур)) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).
Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:
1) по х-ру псих. активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Виды памяти (дать схему)
Материальные основы памяти.
- Самая первая гипотеза рассматривала память как механический отпечаток.
- Ассоциативная теория памяти гласит, что основой памяти являются взаимосвязи между различными предметами и явлениями и личным человеческим опытом. Психологами было выделено несколько типов ассоциаций: — по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.
В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в "результате возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из
кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30
мин.
Согласованной теории следов памяти еще нет. Ее создание — задача будущего.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Запоминание.
Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление — прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы.
В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий.
Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необ-
ходимые для трудовой деятельности.
Заучивание — запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.
Виды и закономерности заучивания.
По отнощению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое.
По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.
Эти виды запоминания неразрывно между собою связаны в каждом акте заучивания.
Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методологии.
Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.
Закономерности запоминания.
1. Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек. Значимая эмоционально или практически цель способствует бо-
лее прочному запоминанию.
2. Зависимость запоминания от средства предъявления материала.
(Основным средством передачи знаний является язык: речь учителя, письменный текст учебника. В настоящее время в школе все большее распространение находит не только традиционная наглядность (дидактические картинки), но и современные средства массо-
вой коммуникации, используемые в целях обучения (кино, телевидение, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в передаче знаний).
3. Зависимость запоминания от логической структуры материала. Логическая организация материала является непременным залогом успеха при заучивании.
4. Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. (продуманная последовательность заучивания и pacпpeдeлeния зayчивaeмoгo мaтeриала во времени.
( При работе студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучи-
вание так, чтобы два сходных, предмета не учить один за другим.
Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее
возвратится к материалу через два — три часа, чем читать подряд
два-три раза.
При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом).
5. В запоминание следует включать все виды памяти.
(В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя).
6. Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Задача рассказать, выразить мысль в полных развернутых предложениях более сложна, чем задача воспроизвести про себя.
7. При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.
Сохранение.
Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны — сохранение и забывание.
Исследование хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следуют некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.
Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание.
Способствует прочному сохранению активное включение приобретённых знаний в деятельность.
Сохраняемое в долговременной памяти не стирается
, а становится неосознаваемым.
Память — процесс динамичный. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференциируются, перекодируются.
Воспроизведение.
Воспроизведение — воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения.
Узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие объекта.
(Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал одну-две минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения).
Собственно воспроизведение — воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании. (Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизведения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана).
С позиций кибернетики воспроизведение описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности.
Припоминание — воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.
2. Характеристика видов памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Эмоциональная память — это память на чувства.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого Человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.