Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Образная память — это память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образ­ной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизво­дится затем в форме представлений.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образ­ную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процес­сов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

Запоминание может быть измерено количеством повторений, ко­торое необходимо для воспроизведения того или иного материала.

По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом:

1. Быстрое запоминание — небыстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.

2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание не­большими порциями.

3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удач­ное сочетание особенностей процессов памяти.

4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.

Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также ха­рактеризуют особенности мнемической функции личности.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, но­вые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2.

Точность памяти — способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти — умение припомнить нуж­ный материал в данный момент.

(Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в

воспроизведении запомненного материала в новом для него контекс­те).

Уверенность в правильности воспроизведения материала свя­зана с уровнем развития наблюдательности.

Уверенность зависит от внушаемости.Внушаемый менее уверен в правйльности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправ­ленное запоминание с установкой на долгое сохранение также спо­собствует уверенному воспроизведенша


В зависимости от того, какой материал, с какими целями за­поминает человек, у него формируется профессиональная память.

Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания — воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности.

С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.

Мнемотехнические приемы, способствующие прочному запомина­нию.

1. Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наи­менованиям и т.п.)

2. Метод ритма и рифмы (1,2,3,4757 — вышл зайчик погулять)

3) Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету)

4) Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п. )- сюр­реалистический рисунок

5) Метод "мест". Использовали древнегреческие и древнеримс­кие ораторы.

6) Метод парных ассоциаций.

Амнезии — нарушение памяти на события (ретроградная амне­зия — забывание информации, предшествующей травме; антероградная

амнезия — нарушение запоминания после травмы или болезни).

3. Представления. Их классификация, свойства и функции.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Определение представлений.

Представление — образ предмета или явления, не воздействующе­го в данный момент на органы чувств. Представления-вторичный об­раз предмета или явления, сохраненный в памяти.

С физиологической точки зрения представления являются ак­туализацией следов ранее возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная часть анализа­тора. Нет проекции образа во вне. Этим представления отличаются от галлюцинаций.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее мес­то в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия "представление", потому что в воображе нии мы отображаем то, че­го никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображе­ние не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были



Представления характеризуются наглядностью (возникают как образы), фрагментарностью (полны пробелов), неустойчивостью и непостоянством.

Функции представлений

1) Сигнальная (отражении в каждом конкретном случае не толь­ко образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая которая несет сигнальное значение)

Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

2) Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ре­гулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим ус­пехом решается поставленная задача.

3) Настроечная функция — проявляется в ориентации деятель­ности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движе­ний, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на стройку двигательного аппарата на выполнение со­ответствующих движений. Настроечная функция представлений обес-

печивает определенный тренирующий эффект двигательных Представ­лений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельнос­ти.

Виды представлений. (дать схему)

- по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др);

Представления — чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение. Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления. Формирование представлений о запахе, вку­се, тактильности и иных физических свойствах предметов происхо­дит в жизни, закрепляется в начальной школе и на уроках химии, физики.

Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета, по представлению.

Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты выража­ются в биотоках мышц.

Имеет практическое значение и так называемая идеомоторная тренировка. Представление движения вызывает напряжение мышц и поддерживает необходимый уровень их тренированности.


- по степени обобщения в образе объективной реальности разли­чают: единичные, общие и схематизированные представления.

Единичные представления — представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства.

Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания. Единичные представления — основа формирования общих

представлений.

Общее представление — представление, об общих чертах группы сходных предметов.

Общие представления вплетены в обучение любому предмету. Схематизированные представления — отражение предмета в виде

условного графического изображения.

- по степени волевых усилий (непроизвольные и произвольные).

4. Общая характеристика мышления. Операциональные компонен­ты мышления.

ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ

Определение мышления.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. И это обеспечива­ется мышлением

Мышление — есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношени-

ях.

Оно носит опосредствованный характер.

(Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действи­тельности).

ОНО всегда строится на основе чувственного отражения мира. (т. е. образы чувственного познания являются материалом, с по­мощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления).

Отражение действительности на уровне мышления опосредство­вано также и словом.

Отражение действительности на уровне мышления носит обоб­щенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и

сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того,

что в них является общим.

Общая х-ка мышления как психического процесса (дать схему).

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечи­вает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благода­ря мышлению, человек отражает не только то, что может быть не­посредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате ана­лиза, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.


Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практи­ческое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное

и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наг­лядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используют­ся определенные понятия.

При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обраща­емся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой ин­формации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслитель­ных задач соответствующие образы мысленно преооразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интере­сующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчест­ва.

Эти два вида мышления постоянно дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление — это мышление при непосредствен­ной опорой на окружающую действительнось и без этого осущест­вляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дейс­твительности, а необходимые образы представлены в кратковремен­ной и опера тивной памяти. Данная форма мышления является доми­нирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осу­ществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко

представлен у людей, занятых производственным трудом, результа­том которого является,создание какого-либо материального продук­та.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматри­ваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление счита­ется более совершенным, чем практическое, а понятийное представ­ляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Содержательные компоненты мышления.

Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем.

Знания, полученные в результате чувственного познания, су­ществуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек.

Знания же, полученные в мышления, существуют в виде понятий.

Отличительными особенностями понятия от представления яв­ляется то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существен­ные признаки.