Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.
Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.
Запоминание может быть измерено количеством повторений, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала.
По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом:
1. Быстрое запоминание — небыстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.
2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей процессов памяти.
4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.
Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также характеризуют особенности мнемической функции личности.
Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2.
Точность памяти — способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию.
Мобилизационная готовность памяти — умение припомнить нужный материал в данный момент.
(Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в
воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте).
Уверенность в правильности воспроизведения материала связана с уровнем развития наблюдательности.
Уверенность зависит от внушаемости.Внушаемый менее уверен в правйльности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведенша
В зависимости от того, какой материал, с какими целями запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания — воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности.
С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.
Мнемотехнические приемы, способствующие прочному запоминанию.
1. Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наименованиям и т.п.)
2. Метод ритма и рифмы (1,2,3,4757 — вышл зайчик погулять)
3) Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету)
4) Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п. )- сюрреалистический рисунок
5) Метод "мест". Использовали древнегреческие и древнеримские ораторы.
6) Метод парных ассоциаций.
Амнезии — нарушение памяти на события (ретроградная амнезия — забывание информации, предшествующей травме; антероградная
амнезия — нарушение запоминания после травмы или болезни).
3. Представления. Их классификация, свойства и функции.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Определение представлений.
Представление — образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Представления-вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти.
С физиологической точки зрения представления являются актуализацией следов ранее возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная часть анализатора. Нет проекции образа во вне. Этим представления отличаются от галлюцинаций.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.
Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия "представление", потому что в воображе нии мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были
Представления характеризуются наглядностью (возникают как образы), фрагментарностью (полны пробелов), неустойчивостью и непостоянством.
Функции представлений
1) Сигнальная (отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая которая несет сигнальное значение)
Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.
2) Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
3) Настроечная функция — проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на стройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обес-
печивает определенный тренирующий эффект двигательных Представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Виды представлений. (дать схему)
- по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др);
Представления — чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение. Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления. Формирование представлений о запахе, вкусе, тактильности и иных физических свойствах предметов происходит в жизни, закрепляется в начальной школе и на уроках химии, физики.
Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета, по представлению.
Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты выражаются в биотоках мышц.
Имеет практическое значение и так называемая идеомоторная тренировка. Представление движения вызывает напряжение мышц и поддерживает необходимый уровень их тренированности.
- по степени обобщения в образе объективной реальности различают: единичные, общие и схематизированные представления.
Единичные представления — представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства.
Как образы памяти, единичные представления являются основой узнавания. Единичные представления — основа формирования общих
представлений.
Общее представление — представление, об общих чертах группы сходных предметов.
Общие представления вплетены в обучение любому предмету. Схематизированные представления — отражение предмета в виде
условного графического изображения.
- по степени волевых усилий (непроизвольные и произвольные).
4. Общая характеристика мышления. Операциональные компоненты мышления.
ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ
Определение мышления.
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. И это обеспечивается мышлением
Мышление — есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношени-
ях.
Оно носит опосредствованный характер.
(Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности).
ОНО всегда строится на основе чувственного отражения мира. (т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления).
Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и
сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того,
что в них является общим.
Общая х-ка мышления как психического процесса (дать схему).
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное
и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преооразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.
Эти два вида мышления постоянно дополняют друг друга.
Наглядно-образное мышление — это мышление при непосредственной опорой на окружающую действительнось и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление — это мышление, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является,создание какого-либо материального продукта.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Содержательные компоненты мышления.
Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем.
Знания, полученные в результате чувственного познания, существуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек.
Знания же, полученные в мышления, существуют в виде понятий.
Отличительными особенностями понятия от представления является то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки.