ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1390
Скачиваний: 7
Социальная структура – характеристика персонала предприятия как совокупности групп, выделенных по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования, доходам и т. п.
Ролевая структура – наличие творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками.
Персоналу предприятия можно дать качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика персонала основывается на профессиональной и квалификационной пригодности работников для выполнения определенных видов работ на предприятии. Под профессией понимается вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, практических навыков. В зависимости от дополнительных знаний происходит детализация профессий на специальности. Квалификация – мера овладения работниками данной профессией или специальностью. Квалификация работника отражается в квалификационных разрядах, категориях. То есть, таким образом отражается уровень сложности работ, которые способен выполнить конкретный работник. По уровню квалификации рабочих можно разделить на: неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных, высококвалифицированных. Специалистов делят по категориям: 1-я, 2-я, 3-я категории и без категории. Руководители подразделяются на линейных и функциональных, а также по звеньям управления они делятся на высших, средних и низших.
Количественная характеристика персонала предприятия включает расчет следующих показателей: списочная, явочная, среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников фирмы – это численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших на этот день работников.
Явочная численность работников – расчетное число работников списочного состава, которые являются на работу для выполнения производственного задания.
Среднесписочная численность работников - число работников за определенный период времени (месяц, квартал, год), вышедшее на работу для выполнения производственных заданий.
4.2. Планирование численности работников предприятия
На предприятии важно определить потребность в персонале, т. е. рассчитать количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения предприятием своей функции, решения поставленных перед предприятием задач.
При определении потребности в персонале должны быть учтены следующие обстоятельства: какие задачи будет решать персонал, условия производства и сбыта продукции, ситуация на рынке труда, текучесть кадров и т. д.
Основными методами расчета численности работников предприятия являются: по трудоемкости, по нормам выработки, по рабочим местам.
Расчет численности работников по трудоемкости производственной программы осуществляется следующим образом:
где
Няв – явочная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретного объема работы;
Тпл – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-часы;
Фн – нормативный фонд рабочего времени одного рабочего в год, ч.;
Квн – коэффициент выполнения норм рабочим.
Другой вариант расчета явочной численности по трудоемкости производственной программы осуществляется по следующей формуле
, |
где
Тсм – длительность смены, нормо-часы;
Nсм – число рабочих смен;
D - число суток работы предприятия в плановом периоде;
Квн – коэффициент выполнения норм.
Расчет численности работников по нормам выработки:
где
ОПпл – плановый объем продукции за определенный период времени;
Нвыр – плановая норма выработки за тот же период времени.
Расчет численности работников по рабочим местам:
где
М – число рабочих мест;
С – количество рабочих смен;
Ксп – коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную.
Среднесписочное число рабочих рассчитывается по коэффициенту среднесписочного состава:
где
Нсп – среднесписочная численность работников;
Ксп – коэффициент среднесписочного состава работников. Он рассчитывается так:
, |
где
Тпл – плановый фонд рабочего времени (число календарных рабочих дней);
Тфакт – фактический фонд рабочего времени одного рабочего (планируемое число рабочих дней).
Коэффициент выбытия кадров определяется отношением числа работников, уволенных по разным причинам, к среднесписочному числу работников:
,
где
Нув – численность уволенных работников;
Нсп – среднесписочная численность работников.
4.3. Производительность труда и ее показатели
Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии характеризуется производительностью труда. Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на производство единицы продукции.
Производительность труда измеряют показателем выработки продукции и трудоемкости продукции.
Выработка продукции определяется следующим образом:
,
где
Q – количество произведенной продукции;
Т – затраты рабочего времени на производство этой продукции.
В зависимости от того, в каких единицах выражены затраты рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни, средняя численность промышленно-производственного персонала), различают показатели почасовой, дневной и выработки на одного работника.
В зависимости от единиц измерения произведенной продукции различают натуральный и стоимостной методы определения выработки.
Натуральный метод состоит в измерении продукции в натуральных единицах (штуки, метры, тонны и т. п.). Достоинствами этого подхода является возможность группировки произведенной продукции по видам, сортам и т. п.; а также возможность непосредственно сравнить показатели производительности труда по отдельным видам продукции.
Стоимостной метод отличается измерением продукции в денежных единицах. В этом случае может быть использована валовая продукция, нормативная чистая и чистая продукция, стоимость обработки.
Трудоемкость продукции представляет собой отношение трудоемкости продукции на произведенную продукцию на данном предприятии:
. |
В зависимости от характера и назначения затрат различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.
По объему исчисления различают трудоемкость операции, детали, изделия, товарной и валовой продукции.
По месту приложения труда выделяют трудоемкость рабочего места, бригады, участка, цеха, предприятия.
4.4. Факторы роста производительности труда
На предприятии факторами повышения производительности труда выступают следующие движущие силы:
-
региональные (природно-климатические, сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов региона);
-
экономико-географические (степень освоения месторождения, наличие местных строительных материалов, расстояние до коммуникаций и т. п.);
-
структурные сдвиги (доля покупных полуфабрикатов и комплектующих, масштабы своего производства);
-
научно-технический прогресс (состояние материально-технической базы предприятия);
-
организация производства (совершенствование управления и организации производства, стимулирование труда);
-
социальные (условия труда, степень монотонности, тяжести труда).
Наряду с факторами роста производительности труда выделяют резервы, которые еще не использованы на данном предприятии. В свою очередь, резервы могут быть классифицированы в зависимости от времени, места их выявления и использования. По времени различают текущие и перспективные резервы. По месту выявления и использования – отраслевые, внутрипроизводственные.
-
Понятия «трудовые ресурсы предприятия», «персонал», «кадры» позволяют дать системную характеристику структуры работников, формирующих трудовые отношения на предприятии.
-
Основными характеристиками персонала предприятия являются структура и численность. На предприятии работа с персоналом строится на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), действующим с 1 января 1996 г.
-
Показателем эффективности использования потенциала персонала предприятия выступает производительность труда. Она рассчитывается в виде двух показателей: \выработка на одного работника и трудоемкость единицы продукции.
-
Дайте определение понятиям: «трудовые ресурсы предприятия», «персонал предприятия», «кадры предприятия».
-
Назовите основные категории структуры персонала предприятия.
-
Дайте определение понятия «производительность труда». Какие показатели используются для ее измерения?
-
Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
-
Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
-
Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.
-
Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.
-
Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2001.
-
Экономика труда: Учебник/ Под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Конина. – М.:Юристъ, 2002.
Раздел
2. Формирование имущества
и использование
основных факторов производства
Цель, задачи: Эффективное использование персонала предприятия тесно связано с использованием экономически обоснованной формы и системы оплаты труда, мотивацией работников и повышением его заинтересованности в результатах трудовой деятельности. В теме рассматриваются вопросы путей повышения заинтересованности работника в результатах трудовой деятельности, а также формы и системы оплаты его труда. |
Раздел 1. Характеристика предприятий 1
Тема 1. Введение в дисциплину 1
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5
Раздел 1. Характеристика предприятий 10
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 13
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 15
2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18
Раздел 1. Характеристика предприятий 25
Тема 3. Организация производства на предприятии 25
3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28
3.2. Типы организации производства и их основные черты 29
3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31
3.4. Инфраструктура предприятия 32
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34
Тема 1. Имущество предприятия 34
1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38
1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40
1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43
ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43
2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49
2.3. Анализ использования основных фондов 51
2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55
Тема 3. Оборотные активы предприятия 55
3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58
3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60
3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66
ТЕМА 4. Персонал предприятия 66
4.1. Состав и структура персонала предприятия 69
4.2. Планирование численности работников предприятия 70
4.3. Производительность труда и ее показатели 72
4.4. Факторы роста производительности труда 73
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75
Тема 5. Системы оплаты труда 75
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 79
5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80
5.3. Определение фонда оплаты труда 81
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83
Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83
1.1. Понятие издержек и их виды 86
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87
1.3. Смета и калькуляция затрат 88
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 91
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 94
Тема 2. Ценообразование на предприятии 94
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 97
2.3. Методы ценообразования 100
2.4. Стратегии ценообразования 100
2.5. Анализ влияния цены на прибыль 100
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 102
Тема 1. Механизм управления предприятием 102
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 106
1.2. Типы организационных структур управления предприятием 107
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 108
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 112
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 112
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 115
2.2. Виды планов. Методы планирования 116
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 117
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 119
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 119
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 122
Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 122
3.1. Понятие инноваций и их классификация 125
3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 127
3.3. Понятие и виды инвестиций 130
3.4. Принципы инвестирования 131
3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 131
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 134
Тема 4. Качество и конкурентоспособность 134
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 137
4.3. Методы управления качеством 139
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 140
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 142
Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 142
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 145
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 147
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 150
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала
Важным условием эффективного использования персонала предприятия является его мотивация. Она представляет процесс побуждения работников к деятельности по достижению целей предприятия путем удовлетворения потребностей самих работников. В основе этого процесса лежит совокупность мотивов, включающих материальные, моральные, социально-психологические, духовные, творческие и т. д. Существуют разные подходы к классификации видов мотивации.
В одном случае выделяют мотивацию прямую, властную (принудительную), опосредованную (стимулирование). Прямая мотивация представляет собой непосредственное влияние на личность работника и его систему ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и т. д. Властная (принудительная) мотивация основана на угрозе ухудшения удовлетворения определенных потребностей работника при невыполнении им установленных заданий. Стимулирование предполагает право выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами.
Другой подход к мотивации, основанный на психологии, включает внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация основывается на интересе к деятельности работника, осознание значимости, выполняемых трудовых заданий, свободой выбора действий, возможностью самореализации в трудовом процессе. Внешняя мотивация включает условия оплаты труда, социальные гарантии, возможности продвижения по служебной лестнице, похвалу и наказания руководителя и т. д. Сочетание внешней и внутренней мотивации делает процесс мотивирования более эффективным.
Другим важным инструментом повышения отдачи от труда работника является нормирование труда. Это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Нормирование труда на предприятии позволяет:
-
определить плановую трудоемкость изготовления деталей, изделий;
-
рассчитать численность работников для выполнения производственной программы;
-
оценить результаты труда, определить фонд оплаты и меры материального поощрения.
В процессе нормирования труда используют нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.
При установлении норм применяют хронометраж, фотографию рабочего дня, фотохронометраж.
Оплата труда выступает основным средством материального стимулирования труда работника. Заработная плата для наемных работников выступает в форме факторного дохода в обмен за предоставляемые работодателю свои способности к труду. Заработная плата выполняет ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую, социальную, учетную. Воспроизводственная функция состоит в создании условий для воспроизводства способностей к труду, стимулирующая – повышает интерес работника в более полном выполнении заданий, социальная – способствует осуществлению принципа социальной справедливости, учетная – позволяет определить меру участия живого труда в образовании цены продукта, долю его в издержках производства.