ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1386
Скачиваний: 7
Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, экспериментальных работ и т. п. Фактическая себестоимость единицы изделий определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции.
Попередельный метод учета и калькулирования себестоимости применяется в химической, металлургической промышленности, в ряде отраслей лесной и пищевой промышленности. Калькулирование по этому методу осуществляется по каждому переделу с учетом переходящих затрат по стоимости сырья и материалов с предыдущего передела.
Под доходами предприятия понимается экономическая выгода в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящая к увеличению капитала.
Доходы предприятия подразделяются:
-
на доходы от основной деятельности;
-
на операционные;
-
на внереализационные;
-
на чрезвычайные.
Доходы от основной деятельности выступают в форме выручки от реализации готовой продукции.
Операционные доходы включают:
-
плату за временное пользование активами предприятия;
-
плату за права и патенты на изобретения, образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
-
поступления в уставный капитал новых участников предприятия;
-
прибыль, полученная предприятием от совместной деятельности;
-
поступления от продажи основных средств и иных активов;
-
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных
-
средств предприятия.
Внереализационные доходы формируются:
-
из штрафов, пени, неустойки за нарушение условий договора;
-
из активов, полученных безвозмездно;
-
из поступлений в возмещение причиненных предприятию убытков;
-
из прибыли прошлых лет;
-
из сумм кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
-
из курсовой разницы;
-
из сумм дооценки активов;
-
из прочих внереализационных доходов.
Чрезвычайные доходы складываются от поступлений, возникающих по причине чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, аварии и т. п.) в форме страховок за имущество и другие активы предприятия.
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение.
Прибыль представляет конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Количественно она равна разнице между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разнице между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.
Валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли. После отчисления налогов формируется чистая прибыль. Она распределяется на следующие цели: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль, прибыль к распределению между учредителями.
В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного рычага.
Метод прямого счета основан на расчете прибыли по каждому виду выпускаемой продукции, т. е. имеет место поассортиментный расчет.
Аналитический метод используется, когда ассортимент товарной продукции практически не изменяется. В основе этого метода лежит сравнение фактических затрат на производство данной продукции с условиями базового периода. Ожидаемая рентабельность рассчитывается как отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости товарной продукции базисного года.
Метод, основанный на эффекте производственного рычага состоит в расчете порога окупаемости затрат, после которого это предприятие будет получать прибыль. В основе расчета лежит определение точки безубыточности или критического объема производства.
-
Осуществление хозяйственной деятельности предприятия связано с затратами. Эти затраты подразделяются на связанные с производством продукции и извлечением прибыли и не связанные с текущими потребностями производства.
-
Классификация затрат является важным условием управления финансовыми результатами деятельности предприятия.
-
Калькулькулирование как способ постатейного учета затрат на производство единицы продукции выступает важным инструментом управления затратами предприятия.
-
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить общий объем потребляемых предприятием материальных ресурсов.
-
Под доходами предприятия понимается экономическая выгода в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящая к увеличению капитала. Доходы предприятия складываются из выручки от реализации продукции; из операционных доходов; внереализационных и чрезвычайных.
-
Конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности выступает прибыль. Различают валовую, налогооблагаемую, чистую прибыль. Чистая прибыль служит источником формирования фонда накопления, фонда потребления, фонда социальной сферы, прибыли к распределению между учредителями.
-
В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия?
-
По каким критериям можно классифицировать затраты предприятия?
-
В чем состоит назначение группировки затрат по экономическим элементам?
-
Из каких затрат складывается себестоимость продукции?
-
Что такое калькуляция и калькулирование затрат?
-
Назовите виды доходов предприятия и раскройте их содержание.
-
Дайте определение прибыли.
-
Какие методы планирования прибыли используются в хозяйственной практике?
-
Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
-
Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
-
Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.
-
Скляренко В. К., Прудников В. М., Акуленко Н. Б., Кучеренко А. И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие /Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова.- М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 191.
-
Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия
Тема 2. Ценообразование на предприятии
Цель, задачи: Важную роль в экономическом механизме хозяйственной политики предприятия играет цена. Она оказывает непосредственное воздействие на все стороны экономической деятельности предприятия. В этой главе дается определение цены, ее функций, раскрывается механизм ценообразования и дается характеристика системы цен. |
Раздел 1. Характеристика предприятий 1
Тема 1. Введение в дисциплину 1
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5
Раздел 1. Характеристика предприятий 10
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 13
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 15
2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18
Раздел 1. Характеристика предприятий 25
Тема 3. Организация производства на предприятии 25
3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28
3.2. Типы организации производства и их основные черты 29
3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31
3.4. Инфраструктура предприятия 32
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34
Тема 1. Имущество предприятия 34
1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38
1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40
1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43
ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43
2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49
2.3. Анализ использования основных фондов 51
2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55
Тема 3. Оборотные активы предприятия 55
3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58
3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60
3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66
ТЕМА 4. Персонал предприятия 66
4.1. Состав и структура персонала предприятия 69
4.2. Планирование численности работников предприятия 70
4.3. Производительность труда и ее показатели 72
4.4. Факторы роста производительности труда 73
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75
Тема 5. Системы оплаты труда 75
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78
5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80
5.3. Определение фонда оплаты труда 81
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83
Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83
1.1. Понятие издержек и их виды 86
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87
1.3. Смета и калькуляция затрат 88
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93
Тема 2. Ценообразование на предприятии 93
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96
2.3. Методы ценообразования 99
2.4. Стратегии ценообразования 99
2.5. Анализ влияния цены на прибыль 100
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101
Тема 1. Механизм управления предприятием 102
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105
1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114
2.2. Виды планов. Методы планирования 115
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121
Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121
3.1. Понятие инноваций и их классификация 124
3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 126
3.3. Понятие и виды инвестиций 129
3.4. Принципы инвестирования 130
3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 130
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133
Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136
4.3. Методы управления качеством 138
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141
Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы
Одним из важных рычагов повышения эффективности производства является цена. С одной стороны, она формируется на основе затрат производства и поэтому служит инструментом возмещения текущих затрат. С другой стороны, цена служит средством получения прибыли, идущей на цели совершенствования материально-технической базы производства. Кроме этого цена выступает фактором принятия окончательного решения покупателя о совершении покупки.
Цена как экономическая категория выражает в денежной форме стоимость товара (услуги). Такое определение цены основано на затратном принципе ценообразования. В микроэкономике цена определяется как равновесная рыночная цена, сложившаяся в следствие взаимодействия спроса и предложения.
Цена выполняет следующие функции: учетную, стимулирующую, распределительную. Учетная функция состоит в том, что цена отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Эта функция позволяет оценить затраты и результаты хозяйственной деятельности. Стимулирующая функция обусловлена действием экономического закона стоимости. Роль этой функции проявляется в стремлении минимизировать затраты общественного труда на производство единицы продукции, повышать эффективность производства, улучшать качество продукции, осваивать новые технологии и методы организации производства и т. д. В конечном счете, это ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Распределительная функция находит свое проявление в перераспределении части прибыли в бюджеты соответствующих уровней посредством налогообложения.
Элементы цены |
||||
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) |
Прибыль производителя |
Косвенные налоги (акциз, НДС) |
Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника |
Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Оптовая цена изготовителя |
|
|
|
|
Оптовая цена отпускная |
|
|
||
Оптовая цена закупки |
|
|||
Розничная цена |
Формирование цен. Ценообразующие факторы.
Цена формируется под влиянием многих факторов. Основными являются следующие.
Факторы, влияющие на объем спроса на товар.
На рынке цена на товар складывается как результат взаимодействия спроса и предложения.
Спрос как рыночная категория отражает желание и возможность потребителя купить товар. Количественной характеристикой спроса является объем спроса Qdx . Он показывает какое количество товара покупатель готов купить в данный момент времени.
Qdx = f(Px, Py,…, Pz, Inc, W, Tax, F, S, N),
где
Qdx – объем спроса на товар Х в единицу времени;