Файл: Экономика организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 1379

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают следующие характеристики производственной мощности: теоретическая (проектная) мощность, максимальная мощность, экономическая мощность, практическая мощность.

Теоретическая (проектная) мощность – максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель применяется при расширении производства.

Максимальная мощность – выпуск продукции освоенного ассортимента при использовании установленного оборудования. Показатель используется при определении резервов производства, наращивании объемов выпускаемой продукции.

Экономическая мощность – показатель, характеризующий предел производства, выше которого невыгодно наращивать производство в связи с большими издержками производства.

Практическая мощность – показатель, отражающий наивысший объем производства в реальных условиях функционирования предприятия.

Для расчета производственной мощности предприятия необходимы следующие данные:

  • количество, состав и техническое состояние оборудования;

  • нормы производительности оборудования;

  • фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия;

  • номенклатура и ассортимент изделий по плану.

Различают входную мощность – производственную мощность на начало планового периода, выходную мощность – производственная мощность на конец планового периода, среднегодовую мощность – производственная мощность, которой располагает предприятие в среднем за плановый период.

Выводы

  • Для осуществления успешной хозяйственной деятельности предприятие обязано разрабатывать хозяйственную стратегию, в которой определяются цели развития и функционирования, способы использования средств для достижения поставленных целей.

  • Хозяйственная стратегия предприятия должна разрабатываться менеджментом с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия

  • Основой разработки хозяйственной стратегии является стратегическое планирование. В процессе его осуществления анализируются состояние, тенденции внешней среды; составляется прогноз деятельности предприятия; определяются структура, объемы, направления капитальных вложений.

  • Система планирования на предприятии включает следующие виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное.

  • Важным инструментом организации и управления предприятием является бизнес-план. Бизнес-план представляет документ, в котором содержится обоснование всех действий, необходимых для осуществления определенного коммерческого проекта или создания нового предприятия.

  • Разработка товарной стратегии предприятия включает решение проблем по оптимизации ассортимента производимой продукции, определение темпов обновления продукции в целом и по конкретным видам.

  • Производственная программа предприятия представляет совокупность плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры ассортимента и качества.

  • Производственная мощность предприятия отражает максимальное количество продукции соответствующего ассортимента и качества, которое может быть произведено при полном использовании основных производственных фондов. На производственную мощность влияют технические, организационные, экономические, социальные факторы.


Вопросы для самопроверки

  1. Дайте характеристику экономической стратегии предприятия.

  2. Какие существуют виды стратегии предприятия?

  3. В чем состоит планирование хозяйственной деятельности на предприятии?

  4. Для чего нужен бизнес-план и каковы его основные разделы?

  5. Как рассчитывается мощность предприятия?

Литература

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  2. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.

  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.





















Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Цель, задачи: Современное предприятие должно постоянно осуществлять инновационную и инвестиционную деятельность. Это обусловлено необходимостью поддерживать устойчивый экономический рост, конкурентоспособность и удержание своих позиций на рынке. В теме раскрывается содержание инноваций, организация внедрения инноваций на предприятии и их экономическая оценка. Поскольку внедрение инноваций связано с осуществлением инвестиционных проектов, то также дается характеристика инвестиций, принципов, лежащих в основе этой деятельности на предприятии и подходы к экономической оценки их эффективности

Оглавление

Раздел 1. Характеристика предприятий 1

Тема 1. Введение в дисциплину 1

Оглавление 1

1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4

1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5

1.3. Общественные формы организации производства: специализация, кооперирование и комбинирование производства 7

Выводы 9

Вопросы для самопроверки 9

Литература 10

Раздел 1. Характеристика предприятий 10

Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10

Оглавление 10

2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 13

2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 15

2.3. Типы предприятий 17

2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18

Выводы 23

Вопросы для самопроверки 24

Литература 24

Раздел 1. Характеристика предприятий 25

Тема 3. Организация производства на предприятии 25

Оглавление 25

3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28

3.2. Типы организации производства и их основные черты 29

3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31

3.4. Инфраструктура предприятия 32

Выводы 33

Вопросы для самопроверки 34

Литература 34

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34

Тема 1. Имущество предприятия 34

Оглавление 35

1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38

1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40

1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41

Выводы 41

Вопросы для самопроверки 42

Литеартура 42

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43

ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43

Оглавление 43

2.1. Основной капитал и основные фонды предприятия. Функционально-видовая структура основных производственных фондов. Учет и оценка основных фондов 46

2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49

2.3. Анализ использования основных фондов 51

2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52

Выводы 53

Вопросы для самопроверки 54

Литература 54

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55

Тема 3. Оборотные активы предприятия 55

Оглавление 55

3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58

3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60

3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63

Выводы 64

Вопросы для самопроверки 65

Литература 65

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66

ТЕМА 4. Персонал предприятия 66

Оглавление 66

4.1. Состав и структура персонала предприятия 69

4.2. Планирование численности работников предприятия 70

4.3. Производительность труда и ее показатели 72

4.4. Факторы роста производительности труда 73

Выводы 74

Вопросы для самопроверки 74

Литература 74

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75

Тема 5. Системы оплаты труда 75

Оглавление 75

5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78

5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80

5.3. Определение фонда оплаты труда 81

Выводы 81

Вопросы для самопроверки 82

Литература 82

Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83

Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83

Оглавление 83

1.1. Понятие издержек и их виды 86

1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87

1.3. Смета и калькуляция затрат 88

1.4. Доходы предприятия 90

1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90

Выводы 91

Вопросы для самопроверки 91

Литература 92

Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93

Тема 2. Ценообразование на предприятии 93

Оглавление 93

2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96

2.2. Классификация цен 98

2.3. Методы ценообразования 99

2.4. Стратегии ценообразования 99

2.5. Анализ влияния цены на прибыль 99

Выводы 100

Вопросы для самопроверки 100

Литература 101

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101

Тема 1. Механизм управления предприятием 101

Оглавление 102

1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105

1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106

1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107

Выводы 108

Вопросы для самопроверки 109

Литература 110

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111

Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111

Оглавление 111

2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114

2.2. Виды планов. Методы планирования 115

2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116

2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118

2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118

Выводы 120

Вопросы для самопроверки 120

Литература 120

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121

Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121

Оглавление 121

3.1. Понятие инноваций и их классификация 124

3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 127

3.3. Понятие и виды инвестиций 129

3.4. Принципы инвестирования 130

3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 131

Выводы 131

Вопросы для самопроверки 132

Литература 132

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133

Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133

Оглавление 133

4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136

4.2. Показатели качества 137

4.3. Методы управления качеством 138

4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139

Выводы 139

Вопросы для самопроверки 140

Литература 140

Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141

Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141

Оглавление 141

1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144

1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146

1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149

Выводы 150

Вопросы для самопроверки 150

Литература 150



3.1. Понятие инноваций и их классификация

Одной из важных задач предприятия является обеспечение устойчивого долговременного экономического роста. Это возможно на основе повышения эффективности производства, достижении и закреплении конкурентных преимуществ, расширении внешнеэкономических связей.

В основе экономического роста на предприятии лежат следующие процессы:

  • смена технологических укладов, способствующая созданию производства новых товаров, повышению эффективности производства ранее освоенных товаров;

  • рост масштабов производства и развития организационно-экономических форм хозяйственной деятельности.

Для характеристики инновационной деятельности используются следующие понятия.

Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений; формирование новшеств, их распространение; факторы, противодействующие нововведениям; адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных органов; выработку инновационных решений.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или научно-технических достижений в новый, или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке или технологический процесс.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности в виде продукта или технологического процесса.

Инновационный потенциал организации – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включая создание и распространение инновации.

Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам по освоению и распространению новых видов продукта и технологии.

Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

Различают следующие организации:

  • инкубатор – сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень информационных услуг, занимает несколько зданий.

  • технологический парк – научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой. Основная задача его состоит в формировании среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр. Он может быть в виде: исследовательского центра, инкубатора, научно-технического комплекса, промышленной зоны, маркетингового центра и т. д.

  • технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого важную роль играют технопарки и инкубаторы.

Интеллектуальный продукт – результат деятельности в области духовного производства. Он бывает в форме: научно-технической продукции, продукции информатики (программы ЭВМ, базы данных и т. п.), продукты культуры. В связи с появлением интеллектуального продукта возникает интеллектуальная собственность.


Инновационная деятельность на предприятии включает:

  1. НИОКР по разработке идеи нововведения;

  2. подбор сырья и материалов;

  3. проектирование, изготовление, испытание образца новой техники;

  4. разработку новых организационно-управленческих решений по реализации нововведения;

  5. информационное обеспечение инноваций;

  6. подготовку кадров для проведения НИОКР;

  7. организацию маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.

Итак, центральным звеном в инновационной деятельности на предприятии является инновация (нововведение). Существует классификация инноваций как объекта инновационной деятельности предприятия в соответствии со следующими признаками:

  • по содержанию (товары, услуги, технические, организационные, экономические, экологические, информационные);

  • по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная);

  • по новационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные);

  • по особенностям инновационного процесса (внутриорганизационный, межорганизационный);

  • по длительности этапов инновационного процесса;

  • по уровню разработки и распространению (государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные);

  • по сферам разработки и применения (промышленная, финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая);

  • по источникам финансирования (собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, заемные средства).

Важным понятием, характеризующим инновацию, является ее жизненный цикл. Он представляет собой совокупность стадий от создания новшества до снятия с производства и утилизации инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит следующие стадии:

  • зарождение, когда осуществляются НИОКР, разработка и создание опытной партии новшества;

  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

  • зрелось (серийное и массовое производство);

  • насыщение рынка (максимальный объем производства и продаж);

  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

Следует различать жизненный цикл производства и жизненный цикл инновации.

Анализ жизненного цикла инновации осуществляется в следующей последовательности:

  • определяется общая продолжительность циклов жизни данного вида товара;

  • определяется главная тенденция и вокруг нее распределение жизненного цикла инновации;

  • выработка стратегии и тактики роста производства новой техники;

  • анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов.

Для анализа инновационной деятельности организации нужен прогноз факторов будущего периода.

3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии


Показатели нововведения основываются на анализе корреляции между итогами хозяйственной деятельности и издержками прошлого опыта и сложившейся тенденции.

Для успешного внедрения нововведения необходимо выбрать соответствующее технологическое решение и соответствующий уровень организации производства. Анализ применяемой новой техники и технологии требует изучения не только новизны и приоритетности, но и способности к адаптации в сложившихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата. Особую роль играет гибкость производственного процесса.

Показатели технического уровня новшества можно разделить на три группы: на стадии НИОКР, на стадии производства, на стадии эксплуатации.

На стадии НИОКР новшество характеризуют следующие показатели: новизна, патентная чистота, уровень стандартизации и унификации, затраты на НИОКР, экономическая эффективность, наукоемкость, конструкторская преемственность, сложность изделия, способность к модификации, эргономические показатели, безопасность, экологические показатели.

На стадии производства инновация характеризуется: производительностью, скоростью, параметрами и габаритами, управляемостью, оптимальной структурой, оптимальностью функционирования, надежностью и безопасностью, экономическими показателями: трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость, себестоимость, производительность труда, удельные капиталовложения, уровень механизации и автоматизации.

На стадии эксплуатации: надежность, безопасность, производительность и мощность, технологичность, длительность жизненного цикла, экономичность, дизайн, эксплуатационные расходы, наличие комплектующих и запчастей, ремонтопригодность.

Важно отличать самого технического уровня производства. Повышение технико-организационного уровня производства находит свое выражение в уровне использования факторов производства (оборудования, сырья, рабочей силы).

Показатели технического уровня производства можно сгруппировать по следующим признакам: научно-технический уровень, организация производства, уровень технологии, уровень техники.

Научно-технический уровень производства отражается в следующих показателях: уровень НИОКР, наукоемкость продукции, обновление продукции, обновление оборудования, обновление организационно-технологических структур, экономическая эффективность инноваций.

Организация производства характеризуется следующими показателями: длительность производственного цикла, ритмичность, рациональная организация процессов: непрерывность, замкнутость, последовательность, параллельность, стадийность производства, эстетика и культура производства.

Уровень технологии выражается в следующих показателях: технологическая интенсивность, техническая управляемость, гибкость и адаптивность технологии, новизна и приоритетность, технологическая безопасность, безотходность и экологичность.