ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1383
Скачиваний: 7
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии
Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей определение приоритетов, средств и методов их достижения.
В качестве одного из инструментов стратегического планирования выступает прогнозирование. Стратегическое планирование имеет своей целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности.
Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования состоит в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка.
Хозяйственная стратегия – совокупность целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, способов использования ресурсов для достижения поставленных целей. Важная роль хозяйственной стратегии заключается в учете всей совокупности факторов и сил, влияющих на предприятие с целью сохранения конкурентоспособности на рынке, минимизации рисков.
Различают два типа хозяйственной стратегии:
-
стратегия первого типа ориентирует на расширенное воспроизводство капитала на основе использования достижений НТП, крупных инвестиций в новое промышленное строительство с получением прибыли через 7 – 8 лет. То есть она ориентирует на совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и повышение конкурентоспособности, а также на получение долгосрочной прибыли.
-
стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли на основе маневрирования хозяйственной структурой предприятия, его активов путем спекуляции на фондовом рынке.
В реальной действительности обе стратегии переплетаются и речь может идти о преобладании одной из них.
В рамках каждой стратегии можно выделить конкретные виды ее реализации. Стратегия первого типа осуществляется через:
-
стратегию минимизации издержек производства;
-
стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием;
-
стратегию инновационного программирования НИОКР.
Стратегия второго типа может осуществляться следующим путем:
-
стратегия максимизации издержек производства (искусственное завышение);
-
стратегия перекладывание роста издержек производства на потребителя;
-
стратегия манипулирования «портфелем вложений капитала».
Выбор типа стратегии определяется следующими обстоятельствами:
-
степень и формы рыночной конкуренции;
-
соотношение темпов роста стоимости рабочей силы и активной части основных фондов, непосредственно замещяющих живой труд;
-
фактор времени (в зависимости от длительности оборота основного капитала);
-
инфляция;
-
структура активов компании;
-
масштабы государственного стимулирования структурной перестройки промышленности.
2.2. Виды планов. Методы планирования
Система планирования на предприятии включает следующие виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное.
Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. д.
Текущее планирование включает разработку трех планов: плана реализации продукции, плана по издержкам производства, плана по использованию прибыли.
План реализации продукции основывается на производственном плане, плане по маркетингу, плане по труду, плане движения запасов готовой продукции и плане закупок.
План по издержкам производства разрабатывается на основе сметы затрат на производство.
План по использованию прибыли разрабатывается на основе плана доходов и сметы затрат.
Итоговым планом является текущий финансовый план, он отражает баланс доходов и расходов. В свою очередь, он является основой для разработки среднесрочного плана финансов и баланса предприятия.
Таблица 1.
Основные параметры и показатели по видам планирования
Основные параметры планирования |
Долгосрочное (стратегическое) планирование |
Среднесрочное планирование |
Текущее планирование |
Оперативно- Производственное планирование |
Номенклатура |
Наименование продукта(услуг) |
Перечень важнейшей номенклатуры продукции |
Перечень и кол-во всей номенклатуры продукции |
Подетальный перечень кол-во всей номенклатуры продукции |
Сумма затрат |
Ориентировочная |
Сумма расходования ресурсов по видам |
Сумма расходования ресурсов по видам и Номенклатуре выпускаемой продукции |
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам |
Сроки исполнения |
Ориентировочные |
Календарные |
Точно установленные сроки исполнения |
Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители |
Ответственные исполнители без указания соисполнителей |
Ответственные исполнители и соисполнители по этапам работ |
Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции |
Подетальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность |
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат |
Превышение доходов над расходами (прибыль) |
Сумма чистого дохода |
Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции |
Источник: Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) Учеб. Пособие/ Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 118 - 119.
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия
Бизнес-план представляет документ, в котором содержится обоснование всех действий, необходимых для осуществления определенного коммерческого проекта или создания нового предприятия. Резко возросшая роль бизнес-плана обусловлена следующими причинами.
-
Динамично изменяющаяся внешняя среда деятельности предприятия требует выбора наиболее эффективного варианта управленческого решения в сочетании с учетом всех остальных факторов деятельности.
-
Найденное с помощью маркетинга перспективное направление хозяйственной деятельности требует аналитического экономического обоснования целесообразности осуществления практической деятельности в этом направлении.
-
В связи с усилением обособленности хозяйственных подразделений в рамках корпорации выработка интегрированных решений в области инвестиционной политики превратила бизнес-план в необходимый инструмент планирования деятельности предприятия.
Основными функциями бизнес-плана являются:
-
Обоснование экономической стратегии предприятия.
-
Средство для привлечения денежных средств со стороны в виде ссуд, кредитов.
-
Инструмент планирования, который позволяет дать комплексную оценку осуществления хозяйственной деятельности и проконтролировать ее.
-
Способ привлечения партнеров, которые могут принять участие в хозяйственной деятельности путем размещения собственных капиталов или технологий.
Бизнес-план, как правило, включает следующие разделы:
-
резюме,
-
цели и задачи предпринимательской сделки,
-
характеристика товара (услуги), предлагаемая покупателям,
-
анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта,
-
программа действий и организационных мер,
-
ресурсное обеспечение сделки,
-
эффективность сделки.
Резюме содержит краткую характеристику содержания предпринимательской деятельности на предприятии. Приводится обобщенная характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и его отличительные особенности, пути и способы достижения поставленной цели, сроки осуществления сделки, затраты и ожидаемая эффективность, а также область использования результатов. Главная задача этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы заинтересовать контрагентов в участии в деятельности данного предприятия. Доказать, что именно это предприятие способно наилучшим образом выполнить поставленную задачу, а значит ему можно доверить деньги инвесторов и другие ресурсы партнеров.
Цели и задачи предпринимательской сделки должны раскрыть главную цель деятельности предприятия в данной сделке, содержание решаемых задач предприятием.
Характеристика товара (услуги), предлагаемого покупателям, отражает, по возможности полно, основные параметры товара (услуги) с приложением либо опытного образца, либо его фотографий, либо модели. Приводится маркетинговая характеристика потенциальных покупателей, расчет ожидаемого потребления товара с учетом влияния факторов, формирующих спрос на подобный товар.
Анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта представляет собой продолжение маркетинговой характеристики рынка для данного товара (услуги). Оценивается емкость рынка данного товара, сильные и слабые стороны конкурентов, определяется тип рыночной структуры и пути стимулирования сбыта данного товара (услуги).
Программа действий и организационных мер в зависимости от вида предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой) включает маркетинговое управление производством, решение проблем логистики (управление материальными и информационными потоками от поставщиков до конечных потребителей), решение проблем послепродажного обслуживания. Организационные меры включают способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом, выбор системы заработной платы и материального стимулирования персонала предприятия.
Ресурсное обеспечение сделки содержит сведения о видах и объемах необходимых ресурсов для осуществления сделки, об источниках и способах их получения.
Эффективность сделки характеризуется совокупностью сводных показателей эффективности. Среди них прибыль, рентабельность сделки, социальная и научно-техническая эффективность.
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии
Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Таким образом, маркетинг является важным звеном в управлении и планировании деятельности предприятия.
Маркетинговые подходы к управлению предприятием включают:
-
изучение рынка чтобы установить есть ли рынок данного товара, каков спрос на этот товар;
-
участие в разработке и производстве базовой модели товара (услуги) и обосновании товарного ассортимента;
-
разработку и осуществление ценовой политики;
-
управление сбытом продукции;
-
управление процессом продвижения товара конечному потребителю, формирование коммуникаций.
Маркетинговое планирование на предприятии использует следующие технологии маркетинга: выбор целевого рынка, сегментирование рынка, позиционирование товара, брендинг, микс-маркетинг. Таким образом, маркетинговое планирование позволяет оценить спрос, предложить на рынке товар, пользующийся спросом, и стимулировать его сбыт.
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия
Производственная программа представляет систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребностей.
Расчет производственной программы включает следующие этапы.
-
Определяется номенклатура и ассортимент продукции и объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
-
Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.
-
Определяется изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.
-
Определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.
-
Объем производства обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям, участкам, цехам, предприятию.
-
Рассчитываются стоимостные измерители: товарная и реализованная продукция.
-
Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами заказчиков.
-
Программа планируется по основным цехам предприятия.
Номенклатура и ассортимент продукции включают:
-
основную профильную продукцию,
-
кооперированные поставки,
-
товары и услуги для населения,
-
изделия новой техники,
-
продукцию, производимую на экспорт,
-
изготовление опытных образцов и освоение серийного производства новой продукции.
Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция.
Товарная продукция – продукция, предназначенная для реализации. Она служит основой для расчета валовой и реализованной продукции.
Товарная продукция включает: стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпускаемые на сторону; стоимость продукции вспомогательных производств; стоимость работ и услуг производственного характера по заказам на сторону; стоимость нестандартного оборудования (приспособлений своего производства, реализуемого на сторону).
Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Валовая
продукции = Товарная продукция +
+Незавершенное производство
Чистая
продукция = Товарная продукция –
-(Амортизация + Материальные затраты)
Выпуск планируемого объема продукции возможен при условии наличия на предприятии соответствующих производственных мощностей.
Производственная мощность предприятия – это способность произвести максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента при полном использовании производственных фондов в плановом периоде.