ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1382
Скачиваний: 7
Механизм управления состоит из следующих компонентов:
-
принципы управления и правила управления, стоящие перед предприятием;
-
функциональная структура органов управления;
-
экономические и юридические законы и ограничения;
-
информация, методы и технические средства сбора ее и обработки.
Функционирование механизма управления предприятием обеспечивается администрацией: директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и служб, специалисты конкретных направлений деятельности. Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.
1.2. Типы организационных структур управления предприятием
Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Она включает в себя совокупность подразделений аппарата управления, их взаимозависимость и взаимосвязи. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и выступают как одноуровневые. Вертикальные связи выражают подчинение и формируют иерархию управления. В структуре управления складываются линейные и функциональные связи. Линейные связи отражают взаимоотношения между линейными руководителями, которые отвечают за деятельность предприятия или структурного подразделения. Функциональные связи выражают взаимоотношения по реализации функций управления, обусловленных распределением полномочий.
Организационная структура отражает:
-
цели и задачи предприятия;
-
функциональное разделение труда и объем полномочий работников;
-
учет состояния социально-культурной среды предприятия.
Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.
Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.
Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.
Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.
Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.
Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления
В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:
-
сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности, опереться на ключевые ценности организации;
-
эффективно использовать время, нововведения;
-
внедрили гибкие формы организации хозяйственной деятельности;
-
сочетать преимущества совместного труда с мотивацией каждого работника;
-
организовать высокий уровень управления на основе передовых методов организации и управления хозяйственной деятельностью.
Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:
-
возрастающая роль НТП не только в формировании современной материально-технической базы предприятия, но и в достижении целей предприятия путем повышения качества и конкурентоспособности;
-
возрастающая роль демократизации управления наряду с организационной культурой предприятия;
-
новые формы организационных решений: от сетевой организации взаимодействия структур внутри предприятия до максимальной хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия. В органе корпоративного управления сосредотачивается решение стратегических вопросов развития предприятия, реализуя интегративные тенденции, а нижестоящие подразделения самостоятельно финансируют свою деятельность и вступают в партнерские отношения с любыми другими организациями. То есть уменьшается степень жесткости, иерархичности структур внутри предприятия;
-
резко возросшая роль координации в деятельности предприятия в связи с учетом тесноты связей и зависимостей, обусловленных особенностями региона, в котором функционирует предприятие. Это находит свое проявление:
-
в необходимости прогнозирования проблем, а также в выявлении
-
трудностей и путей их преодоления;
-
в устранении причин, порождающих перебои в работе предприятия;
-
в необходимости поддержания хозяйственных связей с субъектами хозяйствования;
-
интенсивное развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности, позволяющее более полно использовать преимущества накапливающиеся во внешней среде предприятия;
-
усиление международного характера управления в связи с открытым характером российской рыночной экономики.
Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.
Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются: научность и обоснованность методов управления; демократический принцип распределения функций управления; планомерность, пропорциональность и динамизм; непрерывность и надежность; целевая совместимость и сосредоточение усилий; эффективность управления; сочетания личных, коллективных и государственных интересов.
Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.
Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия. Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Организационная структура отражает: цели и задачи предприятия; функциональное разделение труда и объем полномочий работников; учет состояния социально-культурной среды предприятия. Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.
Главные тенденции развития управления предприятием:
-
возрастающая роль НТП в достижении целей предприятия;
-
возрастающая роль демократизации управления;
-
новые формы организационных решений;
-
резко усилившаяся роль координации в деятельности предприятия;
-
усиление роли интеграционных процессов с внешней средой в управлении предприятием;
-
усиление международного характера управления предприятием.
-
Какие задачи решает механизм управления предприятием?
-
В чем состоят задачи управления предприятием?
-
Какова структура механизма управления предприятием?
-
Какие принципы лежат в основе управления предприятием?
-
Какие принципы лежат в основе деятельности администрации предприятия?
-
Что понимается под организационной структурой управления предприятием?
-
Назовите основные типы организационных структур управления. В чем состоят преимущества и недостатки этих структур управления?
-
Перечислите основные тенденции развития внутрифирменного управления?
-
Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
-
Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
-
Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.
-
Скляренко В. К., Прудников В. М., Акуленко Н. Б., Кучеренко А. И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие /Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова.- М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 191.
-
Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия
Цель, задачи: Для успешного функционирования предприятия в рыночной экономике необходимо прогнозировать и планировать его хозяйственную деятельность. В данной теме раскрывается сущность и принципы хозяйственной стратегии, приводится сравнительная характеристика планов, дается характеристика производственной программы и порядок ее расчета. |
Раздел 1. Характеристика предприятий 1
Тема 1. Введение в дисциплину 1
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5
Раздел 1. Характеристика предприятий 10
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 13
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 15
2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18
Раздел 1. Характеристика предприятий 25
Тема 3. Организация производства на предприятии 25
3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28
3.2. Типы организации производства и их основные черты 29
3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31
3.4. Инфраструктура предприятия 32
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34
Тема 1. Имущество предприятия 34
1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38
1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40
1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43
ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43
2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49
2.3. Анализ использования основных фондов 51
2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55
Тема 3. Оборотные активы предприятия 55
3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58
3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60
3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66
ТЕМА 4. Персонал предприятия 66
4.1. Состав и структура персонала предприятия 69
4.2. Планирование численности работников предприятия 70
4.3. Производительность труда и ее показатели 72
4.4. Факторы роста производительности труда 73
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75
Тема 5. Системы оплаты труда 75
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78
5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80
5.3. Определение фонда оплаты труда 81
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83
Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83
1.1. Понятие издержек и их виды 86
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87
1.3. Смета и калькуляция затрат 88
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93
Тема 2. Ценообразование на предприятии 93
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96
2.3. Методы ценообразования 99
2.4. Стратегии ценообразования 99
2.5. Анализ влияния цены на прибыль 99
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101
Тема 1. Механизм управления предприятием 101
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105
1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114
2.2. Виды планов. Методы планирования 115
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121
Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121
3.1. Понятие инноваций и их классификация 124
3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 127
3.3. Понятие и виды инвестиций 129
3.4. Принципы инвестирования 130
3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 131
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133
Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136
4.3. Методы управления качеством 138
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141
Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149