Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика преподавания русского языка и литературного чтения

  1. Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи методики преподавания русского языка. Структура курса методики начального обучения русскому языку. Её связи с лингвистикой, педагогикой, психологией.


Методика преподавания русского языка как наука имеет полуторавековую историю, за этот период она сформировалась как самостоятельная отрасль педагогической науки. Это прикладная наука, так как она ориентирована на решение практических задач: на поиск путей оптимизации обучения русскому языку, на разработку обоснованных рекомендаций, на создание конкретных материалов для участников процесса обучения – учителя и учащихся.
Методика преподавания русского языка – одна из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов.
Цели методики:
1) теоретическая, фундаментальная (исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи)
2) практическая, прикладная (вооружить учителя и учащихся системой методов и приёмов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями).
Цели методики конкретизируются в 4 традиционных задачах:
1. «зачем?»: это выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучивание информации или же поиск её и открытие; изучение предмета в динамике или статике;
2. «чему учить?»: отбор содержания, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники (образовательные стандарты), критерии контроля, выявление знаний и умений, их (само) оценки;
3. «как учить?»: разработка методов и приёмов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;
4. «почему так, а не иначе?»: обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения – с т. зр. их целей и путей достижения целей, результативности; например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» Рамзаевой, Поляковой, Репкина, Верниковской.
Как и любая другая наука, методика имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает
. Предметом методики русского языка является процесс овладения языком, т.е. речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, фонетикой, орфоэпией, лексикой и пр. в условиях обучения.
Методика изучает закономерности формирования языковых понятий, умений и навыков. В отличие от психологии и дидактики, методика изучает не общие закономерности обучения, а специфические, связанные с конкретным языковым материалом. Например, закономерности формирования орфографических умений и навыков, тенденции овладения синтаксическими понятиями. Таким образом, главная задача м.р.языка – обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом, во-первых, специфики языка как средства общения; во-вторых, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения; в-третьих, социального заказа и потребностей общества.
Структура научного курса методики.
Введение. В разделе «Введение» характеризуется методика русского языка как наука, ее цели, задачи, основные направления работы с учащимися в рамках русского языка как комплексного учебного предмета.
Методика развития речи учащихся.
В разделе «Методика развития речи» раскрываются особенности развития речи младших школьников на произносительном, лексическом, синтаксическом уровнях, а также на уровне связной речи (текста) в свете теории речевой деятельности.
Методика обучения грамоте. В разделе «Методика обучения грамоте» характеризуются особенности и процесс формирования у учащихся первого года обучения элементарных умений в области чтения и письма, развития речевых навыков и простейших орфографических умений.
Методика литературного чтения.
В разделе «Методика литературного чтения» раскрывается система литературного чтения: собственно обучение чтению и обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.
Методика изучения языковой теории и орфографии
. В разделе «Методика изучения языковой теории орфографии» раскрываются методы и приемы обучения фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису в их системе на функционально-коммуникативной основе. Методика правописания, т.е. орфографии, показывает ступени формирования орфографического действия, особенности овладения младшими школьниками орфографическим навыком, развития орфографической зоркости.


Связь с другими науками.
Лингвистика определяет содержание методики. Все достижения языкознания используются МРЯ. В методике учитывается природа языка, его социальная функция, связь с сознанием, уровни (от фонетического до тестового), а также специфика каждого из разделов. Методика связана не только с различными разделами языкознания, но и со смежными науч­ными направлениями: стилистикой, риторикой, диалектологией, историей рус­ского языка. Педагогика выявляет общие закономерности процесса обучения и воспита­ния. Связи в том, что: во-первых, в методике используются общедидактические принципы, во-вторых, применяются дидактические методы (поисковый, про­блемный, метод анализа и синтеза и др.), в-третьих, как педагогическая наука, методика использует многие дидактические понятия и термины (цели обучения, развивающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.). У педагогики и методики общие воспитательно-образовательные задачи. Так, урок русского языка должен совмещать идею обучения и воспитания. Связь с психологией осуществляется в опоре на закономерности мышления и речи, на уроках русского языка мы учим мыслить, а мысли облачать в слова. Методика русского языка и психология решают общие задачи: усвоение знаний, выработка умений и навыков с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.


  1. Лексическая работа в начальном курсе русского языка в контексте развития речи младших школьников.

Слово – основная единица речи. От богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.
Методика словарной работы в школе предусматривает следующие основные направления:

  1. обогащение словаря учащихся, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений уже известных детям слов;

  2. уточнение и систематизация словаря, т.е. наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, усвоение лексической сочетаемости слов, осмысление учащимися синонимических и антонимических отношений между словами, работа над значениями многозначных слов и т.д.;

  3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный;

  4. исправление словаря детей, т.е. устранение из речи школьников нелитературных слов ( диалектных, просторечных, жаргонных)


Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют.
Источниками обогащения словаря младших школьников являются:
1) речевая среда в семье, среди друзей;
2) речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение;
3) учебная работа в школе (учебники, речь учителя);
4) словари, справочники.
Наилучший источник обогащения – словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература.
Активизацией словаря в методике называют перевод слов из пассивного словаря в словарь активный, т.е. употребление новых слов в собственной речевой практике – в беседе, в составляемых предложениях, в монологических связных речевых высказываниях и т.п. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научиться использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях и т.д.
Известны следующие учебные упражнения по активизации словаря:
1) составление словосочетаний с нужными словами (хлопья, белые хлопья);
2) составление предложений с заданным словом или словами: на определенную тему, по картине;
3) перевод нужного слова на изучаемый иностранный язык или перевод предложений с этим словом;
4) орфоэпическая работа с нужным словом;
5) составление и запись различных текстов по опорным словам, т.е. заданных для обязательного употребления;
6) близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
Фронтальная работа в классе не должна приводить к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника. Система словарной работы состоит в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками в данном контексте, усвоено, т.е. вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных ситуациях самостоятельно.
В современной методике выделяются такие лексико-семантические темы: а\ работа с синонимами, б\ работа с омонимами, в\ работа с антонимами, г\работа с многозначными словам,д\ работа с фразеологическими оборотами, е\ работа со словами иноязычного происхождения и др.

Каждый их объектов изучения, как правило, проходит четыре ступени работы учащихся:
1) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слова нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей; 2) семантизация (значение одним из способов объясняется); 3) выполнение упражнений со словами данной лексико-семантической группы (например, составление синонимических рядов, замена слов синонимами); 4) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях.

  1. Синтаксическая работа в начальном курсе русского языка в контексте развития речи младших школьников.




  1. Методические пути формирования речеведческих понятий (понятие о тексте, типах текста), формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания и восприятия высказываний младшими школьниками.


Текст в широком смысле – это форма коммуникации в виде осмысленной последовательности каких-либо знаков, связанных в единое целое с целью передачи информации.Термин текст применим и к обряду, и к танцу, и к какому-либо ритуалу, и, конечно же, к речевому высказыванию.

Слово текст происходит от латинского textus«ткань, сплетение, соединение».

«Текст – это цепочка высказываний, которые имеют внешнюю и внутреннюю(смысловую) связность, общую тему и общую коммуникативную цель, которая выражается в идее или главной мысли текста».

можно выделить такие признаки текста:

1) наличие группы предложений;

2) их смысловая связность: а) единство предмета речи, т.е. темы;

б) наличие основной мысли и ее развития;

3) структурная связность предложений.

В тексте могут быть три структурные части: вступление, главная часть и заключение.

Вступление вводит читателя или слушателя в тему сообщения, готовит его к восприятию главной части. По вступлению мы можем догадываться, о чем пойдет речь в главной части. Как правило, вступление невелико по объёму.