Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) умение правильно интонировать составленный текст в устной речи; в письменной – записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы;
6) умение совершенствовать, редактировать высказывание.
Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чём будет высказывание, кому адресовано, при каких обстоятельствах и зачем создаётся является сугубо коммуникативным и учитывается и при планировании высказывания, и при языковом оформлении мыслей, и в процессе самоконтроля.
Виды работ синтетического характера, методика их проведения.
· Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного, основанный на активном подражании
Известны следующие виды пересказов: подробный, выборочный, сжатый, творческий.
Требования к пересказам
1. Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного. В изложении должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные связи.
2. Должен быть сохранен стиль образца, в основном использована лексика и синтаксические конструкции оригинала. С другой стороны, образец не должен зазубриваться, слепо копироваться.
3. пересказ должен быть указанного учителем вида.
4. Пересказ должен соответствовать орфоэпическим и речевым нормам.
· На уроках литературного чтения проводится работа с готовыми иллюстрациями и картинами и с созданными детьми графическими и словесными рисунками.
Текстовая иллюстрация – это графическое изображение, принадлежащее непосредственно данному тексту. Текстовая иллюстрация помогает ребенку моделировать тот фрагмент мира, окружающей действительности, который в произведении опосредован словами.
Готовые иллюстрации могут быть использованы перед чтением ( в подготовительной работе), в процессе чтения и анализа и на этапе творческой деятельности по следам прочитанного. Перед чтением дети настраиваются на восприятие текста: предугадывают содержание, жанровые особенности, эмоциональный характер текста. Использование иллюстрации перед чтением обеспечивает быстрое вхождение детей в образную ткань произведения. В процессе
работы с текстом текстовая иллюстрация помогает живо представить то, о чем написано в произведении, а значит, глубже и ярче пережить его. ( например, представить пейзаж, внешний вид героев). После чтения опора на текстовую иллюстрацию помогает заново осмыслить прочитанное, воссоздать в воображении события и героев текста.
· Графическое рисование проводится за пределами урока (как домашнее задание).
Словесное рисование – вид работы, требующий четкого воспроизведения воображаемой картины с помощью слов.
Для этого ученику надо хорошо знать текст: обстановку, в которой происходит действие, внешний вид героев, их характерные особенности.
В начале использования данного вида работы надо опираться на материальную, зрительную наглядность. Существует 3 варианта проведения устного словесного рисования: 1-ый вариант с использованием фланелеграфа; 2-ой вариант с использованием трех листов бумаги: чистого листа, с контурным изображением, цветным рисунком; 3-й вариант – без использования зрительной опоры.
· Воображаемая экранизация и составление диафильма
· Драматизация-
При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя их с учетом
возрастных возможностей детей и целей урока. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности :
1) анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
2) постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин;
3) подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и
пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
4) чтение по ролям;
5) драматизация развернутой формы.
· Постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых) известна в методике русского языка с начала века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды, персонажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки и т.п.)».
· Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики происходит в следующем порядке:
1. восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать, проверка качества восприятия;
2. характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ);
3. анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации;
4. демонстрация поведения героя (со словами);
5. анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника;
6. установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.
28. Методика чтения сказок, басен, стихотворений.
Басня—одна из форм эпического жанра( по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.
Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.
а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей.
б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня — замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая.
Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного. Также не обязательным для басни является стихотворная форма.
Один из центральных вопросов анализа басни в I—III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?
Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:
I. Подготовительная работа
1) Рассказ учителя об авторе басни.
2) Викторина по материалу прочитанных басен.
3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать.
II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).
Беседа эмоционально-оценочного плана.
III. Анализ конкретного содержания басни.
1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)
2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)
3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.
IV. Раскрытие аллегории.
V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
VI. Аналогия из жизни.
Методика чтения стихотворений.
В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи,
своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы».
В начальных классах школы учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).
Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность.
Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т. д.
Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т. е. системы событий в их развитии.
В эпических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий.
В лирическихстихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя — это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого.
В методической литературе, и в частности в специальных исследованиях Е. Л. Глинской, А. А. Абдуллиной и др. посвященных чтению младшими школьниками пейзажной лирики, отмечаются условия, существенно влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений и творческое воспроизведение их эмоционально-образного содержания. К числу таких условий относятся: