Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
г\ определяется главная мысль, позиция автора-собеседника.
д\ выясняется личное отношение к произведению.
-
стилистический анализ - это анализ языковых средств, использованных автором в художественно организованной речи. Слова в художественной речи создают образ, т.е. являются формой содержания и входят в самый образ, поэтому, по мнению методиста Н.Ф.Бунакова, должны толковаться не слова и выражения, а образы, из этих слов созданные. -
проблемный анализ – это анализ по проблемным вопросам и ситуациям. Проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные взаимоотношения героев.
Основные принципы школьного анализа обосновываются исходя из природы литературы как вида искусства и сводятся к следующему:
1.анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного мате-
риала, а не сама жизнь, поэтому предлагаемые детям вопросы должны направлять их внимание не на констатацию фактов, поступков героев, а на изображение персонажа автором. Этому способствует постоянное внимание к языку автора, т.е. к подбору лексики, к ритму фразы, к каждой художественной детали;
2.полноценный анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения и обеспечения эмоционального фона на протяжении всего урока. Аналитическое чтение – это всегда вторичное чтение. Анализ должен углублять первичное восприятие, способствовать верной интерпретации художественно-эстетических особенностей произведения;
3.анализ должен быть избирательным: на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а только те, которые в детских произведениях наиболее ярко выражают идею, т.е. авторское отношение к тому, что он изображает;
4.анализ должен учитывать жанровые особенности произведения, исходить из внутренних законов жанра. (рассказ – эпическое произведение, в котором изображены персонажи, действующие в определенных обстоятельствах, значит, надо использовать беседу-размышление, составление плана, характеристику персонажей, выборочное чтение. Лирическое стихотворение (пейзажная лирика) – лирический герой не совершает поступков, он сосредоточен на переживаниях, вызванных внешними картинами, значит, надо анализировать художественно-изобразительные средства языка, проводить устное словесное рисование, выразительное чтение);
5.анализ произведения должен быть совместным (учителя и учащихся)раздумьем вслух, что позволит развиваться умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом;
6.при анализе следует применять принцип продуктивного многочтения, который предполагает обращение к перечитыванию фрагментов, важных для уяснения идеи произведения и художественно-изобразительных средств (словесной ткани произведения).
Cтрогое соблюдение указанных принципов анализа текста будет содействовать усвоению младшими школьниками особенностей построения художественного мира, воспитанию грамотного читателя, способного понимать, чувствовать и оценивать произведения словесного искусства по законам эстетики.
26. Чтение и анализ рассказов. Требования к организации «беседы-размышления» о прочитанном.
Самым популярным жанром эпического рода литературы является рассказ. Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором повествуется о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет – это события, связанные между собой и развивающиеся во времени и пространстве. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции. Композиционной схемой рассказа является:
1) начало событий;
2) развитие событий, кульминация – точка наивысшего напряжения;
3) развязка (заключительная часть действия). В кульминации максимально раскрывается характер человека. В рассказе человек действующий, поэтому главная задача чтения – разъяснить действия, мотивы поведения героя.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми рассказа про себя или прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания.
Рассказ в начальной школе бывает повествовательного характера и описательного, в связи с этим в методике предлагается две схемы анализа.
Рассказ повествовательного характера.
-
Выяснение конкретного содержания. С чего все началось? Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось? -
Выделение героя, его поступка. Назвать героя, какой поступок совершил? Почему совершил? -
Выяснение чувств, состояния героя, нахождение слов, называющих это состояние. Рекомендуется вести словари настроений, чувств. -
Определение характерных черт героя (должны употребляться слова синонимы). Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. -
Словесное описание героя по воображению (каким ты представляешь себе этого героя?) Это нужно для понимания героя, для понимания позиции автора, для развития речи. -
Выяснение авторского отношения к герою, поступку (нахождение слов, выражающих отношение автора). -
Определение личного отношения к поступку, герою, т.е. высказывание оценочных суждений. -
Выяснение основной мысли произведения.
При работе над рассказом практикуется составление плана произведения, пересказ литературного текста, иллюстрирование текста, работа над выразительным чтением.
Рассказ описательного характера.
-
Нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы, животных, растений. -
Наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описывается картина. -
Воссоздание этих картин путем словесного рисования. -
Нахождение слов с общим оценочным значением. -
Определение авторского отношения к описанию. -
Определение личного отношения (почему нравится?).
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую и эстетическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающие чтение.
Беседа-размышление вслух о прочитанном, требования к организации беседы.
На уроке чтения в начальной школе каждый из видов анализа или их сочетание находит свое выражение в беседе, причем беседа должна носить характер размышления о прочитанном, ибо задача учителя- не объяснять факты произведения, а научить ребенка размышлять над ними.
При планировании беседы по анализу текста важно соблюдать требования:
1. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е.
нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос;
2. Вопросы должны быть адекватны художественно - эстетической
сущности произведения;
3. Вопросы должны быть сообразны с детским развитием, т. е. « они не
должны требовать от детей мыслей, недоступных им по своей глубине, не возбуждать чувств, несвойственных детям»;
4. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя;
5.«Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать»;
6. В беседе следует избегать сообщений сведений «кстати», которые уводят детей от читаемого;
7. Следует предостерегать детей от односложных ответов, выкриков с места, а наоборот, поощрять свободный обмен мнениями, приветствовать размышления, рассуждения, оригинальные точки зрения;
8. Беседа должна быть совместным раздумьем вслух о героях произведения
, совместным переживанием, где учитель как квалифицированный читатель размышляет не для ребенка, а для себя вместе с ребенком. Учитель может дать наглядный пример уважительного отношения к художественным произведениям, если будет наравне с детьми рассуждать о прочитанном, выступая ориентиром в читательской деятельности;
9. В беседе важно не исчерпать какую-либо тему, а возбудить у учащихся интерес к этой теме и указать путь её обдумывания, размышления над ней.
27. Развитие связной речи на уроках литературного чтения. Виды работ Особое место в общем речевом развитии младшего школьника занимает работа по развитию связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающим людьми, решать коммуникативные задачи. Во-вторых, внимание к развитию связной речи продиктовано увеличением роли устного слова в культурной и политической жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Очевидно, что такое умение повышает коммуникативную компетенцию учащихся. Таким образом, хороший уровень владения связной речью – необходимое условие формирования социально-активной личности.
Исследования показывают [1], что к 6-7 годам у ребенка сформирована готовность связно говорить на определенные темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевают в школе в должной мере речью в ее планирующей, воздействующей и познавательной функции. Декларируемая программой цель обучения языку –достижение высокого уровня развития речи учащихся – применительно к основной массе школьников не достигается. Почему именно? Какие слабые звенья существуют в системе обучения языку? Эти важные вопросы находятся в центре внимания методистов и учителей.
Анализ программ и действующих учебников по русскому языку для начальных классов, знакомство с результатами работы школы дают основания полагать, что недостаточно высокие результаты работы над речью младших школьников во многом объясняются тем, что обучение речи, основное назначение которой - быть средством общения, зачастую строится без учета особенностей процесса реальной коммуникации. Так, например, учитель не всегда заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик составляет или анализирует текст потому, что таково задание учителя, собственно же коммуникативного мотива у него нет.
Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью), не выявляет его фоновые знания о той или иной картине мира, не всегда заботится об осознании детьми коммуникативной целесообразности языковых единиц. Обычно дети «просто» пишут сочинение или «просто» отвечают на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают. Значит, процесс обучения связной речи должен учитывать особенности реальной речевой деятельности.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передаёт тему (то есть представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, роман, монографию, доклад, отчёт и так далее, а в условиях школы – развернутый устный ответ учащихся на поставленный учителем вопрос, устный пересказ, устное словесное рисование, письменное изложение или сочинение и тому подобное.
Итак, создание детьми связных высказываний (текстов)—это основной вид работы по развитию связной речи младших школьников. На уроках литературного чтения дети создают связные высказывания по следам прочитанного на основе собственного воображения.
2. Умения, относящиеся к связной речи.
Работа по развитию речи в начальных классах предполагает формирование у младших школьников коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания собственных текстов. Аксиомой в методике развития речи является мысль, что развивать речь – значит формировать определённые речевые умения. В практике школьного обучения используются многие виды текстовых упражнений, требующие примечания речевых умений. Коммуникативно-речевые умения формируются последовательно одновременно с выполнением различных текстовых упражнений.
В методике определён довольно полный перечень коммуникативно-речевых умений. К ним относятся:
1) умение осознавать и понимать тему высказывания;
2) умение осознавать и понимать главную мысль;
3) умение определять возможные микротемы, их последовательность и содержание каждой части;
4) умения в области языкового оформления высказывания: подбор лексики и синтаксических конструкций;