Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По типам текста: повествование, описание, рассуждение.
По жанрам: рассказ, письмо, заметка в газету, запись в дневник, лирическая миниатюра, отчет, воспоминание, сказка, загадка.
По стилю: художественные (эмоционально-образные) и «деловые» (научные). Например, сочинение «Береза» в деловом варианте будет содержать сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о ветках, листьях, цветах, семенах, о березовой древесине; сочинение «Береза» в художественном ключе может быть раскрыто описание березы в инее, в зимнем серебре; или береза весной в ширме молодой зеленой листвы; или береза в нежно-золотом осеннем наряде.
Структура урока сочинения (общие черты):
-
сообщение (или уточнение) темы и задач предстоящего высказывания; создание мотивации; -
беседа с целью упорядочения материала, накопленного заранее; или его накопление в классе; -
составление плана или его уточнение, если план составлен заранее; -
непосредственная речевая подготовка:
-
языковое оформление: выбор слов, запись слов, построение некоторых предложений, предупреждение нарушений культуры речи; -
орфографическая и пунктуационная подготовка;
-
написание сочинения; -
самопроверка с различными целевыми установками.
В процессе работы детей желательно ориентировать на определенного адресата с учетом речевой ситуации.
Этапы.
Предварительная подготовка обычно рассредоточена во времени, проводится на различных уроках. В ходе ее организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обсуждение. Накопление материала определяется типом сочинения (Например, при работе над сочинением по картине – рассматривание картины и беседа по ее содержанию – и есть накопление материала).
Создание речевой ситуации и непосредственная подготовка:
а) обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение потребности, пробуждение интереса к работе;
б) отбор, систематизация материала, языковая подготовка, составление плана, предупреждение нарушений культуры речи.
Особо следует сказать о плане. План помогает раскрыть тему и обычно состоит из 3-5 пунктов. План – необходимаяступень любого действия, любого высказывания. Роль плана могут выполнять картинки (I кл. – обучать составлению плана коллективно; II, III – индивидуально или коллективно). План может быть дан заранее, а может составляться, когда накоплен материал.
Написание сочинения – этот этап – итог работы, проведенной ранее.
7. Подготовительный период обучения грамоте, задачи и содержание. Типы и структура уроков чтения (урок ознакомления с лингвистическими понятиями, урок ознакомления с буквой гласного).
Задачи подготовительного периода:
-
Выявление уровня готовности учащихся к обучению грамоте (предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению 6-7-летних детей). -
Постепенное приобщение детей к учебной деятельности, ознакомление со школой, правилами поведения в ней, знакомство с первыми учебниками. -
Подготовка к овладению навыками чтения и письма, усвоение некоторых лингвистических понятий (речь, предложение, слово, слог, звук, ударение); анализ звучащей речи, усвоение букв гласных. -
Развитие речи учащихся.
Содержание подготовительного периода:
1 этап. Ознакомление с речью, предложением, словом, согласным звуком (твёрдым и мягким).
2 этап. Ознакомление со слогом и ударением.
3 этап Ознакомление со звуками речи(гласными и согласными, слиянием)
4 этап. Ознакомление с буквой гласного (6 букв).
5 этап. Ознакомление с буквой гласного (6 букв).
6 этап. Обобщение знаний о гласных, закрепление пройденного .
Типы уроков:
-
Урок ознакомления с лингвистическим понятием. -
Урок ознакомления с буквой гласного. -
Урок закрепления (повторения).
Структура урока ознакомления с лингвистическим понятием
в подготовительный период обучения грамоте
-
Конструирование связной речи в процессе беседы с опорой на сюжетный рисунок.
-
Введение изучаемого понятия с опорой на схемы.
-
Закрепление изучаемого понятия в процессе выполнения различного рода упражнений (моделирование, дидактические лингвистические игры, творческие задания).
-
Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими установками)
Структура урока ознакомления
с буквой гласного в подготовительный период обучения грамоте
1. Звуковой анализ с выделением гласного, равного слогу, из слова с опорой на предметный рисунок, наблюдение артикуляции.
2. Упражнения в слышании звука в других позициях.
3. Показ буквы, запоминание зрительного образа, конфигурации.
4. Закрепление (чтение букварных рисуночных текстов, чтение слов по схемам, игры со словами, загадки, словарно-логические игры, работа с букварной иллюстрацией.
-
Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими установками)
Урок закрепления не имеет жесткой структуры. Он довольно свободен в своем построении. Его содержание определяется на основе страниц «Букваря», включением дидактического и занимательного материала, учетом подготовленности учеников, а также опытом и знаниями учителя.
8. Основной и заключительный периоды обучения грамоте, задачи и содержание (урок ознакомления с буквой согласного, чтение текстов, работа с букварной иллюстрацией).
Задачи основного периода обучения грамоте:
-
Изучить буквы согласных русского алфавита, йотированные гласные. -
Научить детей чтению по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. -
Совершенствовать речь и мышление учащихся. -
Пробуждать интерес к чтению.
В данный период главное место занимают уроки чтения текста и другого текстового материала.
Сюжетные страницы «Букваря» включают иллюстративныйи текстовый материал в различных соотношениях: предметные рисунки, занимательные рисунки слогов и слов, столбики слов, тексты, ребусы, скороговорки, загадки, пословицы, считалки.
Основные виды занятий:
-
Слого-звуковой анализ.
.Основные приемы выделения звука:
прием звукоподражания (жжжук);
выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее
связан с предшествующим гласным (аммм);
перечисление слов с одинаковым начальным звуком (конь, камень,
крыша);
договаривание слова с использованием картин ( мааа – мак);
выделение согласного звука из открытого слога (СГ) путем
протягивания (ШШШУРА);
выделение гласного, образующего целый слог (осы, усы);
выделение из предложения звука-слова ( Это собака, а это кошка)
-
Чтение слогов -
Чтение слов в столбиках. -
Чтение и перечитывание букварных текстов. -
Решение занимательных текстовых задач.
Структура урока первоначального чтения
в основной период обучения грамоте
1. Слого-звуковой анализ (выделение звука (твердого и мягкого), наблюдение артикуляции.
2. Упражнения в слышании звука в других позициях.
3. Показ буквы, запоминание зрительного образа, конфигурации.
4. Чтение слогов, столбиков слов с изученной буквой (отработка техники чтения, лексическая работа, составление словосочетаний и предложений, работа со слоговыми таблицами, разрезной азбукой).
5. Работа с букварной иллюстрацией (анализ иллюстрации по вопросам учителя).
6. Чтение и анализ букварного текста, соотнесение текста и иллюстрации.
5. Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими, позитивными установками)
В уроки обязательно включаются дидактические игры, игровые и занимательные приемы, наглядные средства обучения, минуты отдыха, физкультминутки.
Основные виды заданий в период обучения грамоте
-
Порядок звукового разбора -
Способы знакомства с буквами -
Чтение столбиков слов и слогов -
Чтение и перечитывание букварных текстов -
Работа с букварной иллюстрацией
Основные задачи заключительного периода обучения грамоте:
1. Обобщить знания детей.
2. Закрепить навыки чтения и умения в связной речи.
Содержание букварных страниц включает меньше иллюстративного материала (только иллюстрации, связанные с текстами). В «Букварь» включены авторские тексты А.Пушкина, Л.Толстого, Я.Купалы, Я.Коласа.
Тексты значительны по объему лексических единиц, разнообразны в жанровом отношении (стихи, рассказы, сказки, басни)
Виды работ на уроке чтения, используемые в данный период, по своему характеру приближаются к тем, которые будут типичными в 2-4 классах на литературном чтении: выразительное чтение, пересказ, выборочное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование, драматизация.
9. Первоначальное обучение письму. Сущность графического навыка. Приёмы обучения письму букв. Элементы орфографии в период обучения грамоте. Структура уроков письма.
Важнейшей задачей уроков первоначального письма является формирование и совершенствование графического навыка.
К таким задачам относятся:
-
развитие фонематического слуха учащихся, т.е. умения различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность; -
совершенствование речевого аппарата учащихся, выработка правильного произношения слов, слогов, звуков; -
формирование орфографических и пунктуационных навыков (орфографическая пропедевтика); -
развитие устной и письменной речи; -
решение воспитательных задач.
Содержание работы по формированию навыка письма дано в программе по русскому языку в разделе «Обучение грамоте и развитие речи».
В период обучения грамоте уделяется внимание вопросу орфографической пропедевтики, поскольку недооценка орфографической работы в данный период впоследствии приводит к серьёзным проблемам в овладении грамотным письмом.
Под графическим навыком следует понимать сложное речевое действие, которое включает в себя такие звенья, как:
-
умение слышать и дифференцировать звуки человеческой речи в сплошном речевом потоке; -
умение четко и ясно произносить их; -
умение устанавливать взаимооднозначное соответствие между звуками (фонемами) и буквами (графемами); -
умение двигательно воспроизводить на бумаге графические комплексы, воспринятые на слух и соотнесенные с определенным смыслом.
Выделяются следующие этапы формирования графического навыка: