Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По типам текста: повествование, описание, рассуждение.

По жанрам: рассказ, письмо, заметка в газету, запись в дневник, лирическая миниатюра, отчет, воспоминание, сказка, загадка.

По стилю: художественные (эмоционально-образные) и «деловые» (научные). Например, сочинение «Береза» в деловом варианте будет содержать сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о ветках, листьях, цветах, семенах, о березовой древесине; сочинение «Береза» в художественном ключе может быть раскрыто описание березы в инее, в зимнем серебре; или береза весной в ширме молодой зеленой листвы; или береза в нежно-золотом осеннем наряде.


Структура урока сочинения (общие черты):

  1. сообщение (или уточнение) темы и задач предстоящего высказывания; создание мотивации;

  2. беседа с целью упорядочения материала, накопленного заранее; или его накопление в классе;

  3. составление плана или его уточнение, если план составлен заранее;

  4. непосредственная речевая подготовка:

  • языковое оформление: выбор слов, запись слов, построение некоторых предложений, предупреждение нарушений культуры речи;

  • орфографическая и пунктуационная подготовка;

  1. написание сочинения;

  2. самопроверка с различными целевыми установками.

В процессе работы детей желательно ориентировать на определенного адресата с учетом речевой ситуации.

Этапы.

Предварительная подготовка обычно рассредоточена во времени, проводится на различных уроках. В ходе ее организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обсуждение. Накопление материала определяется типом сочинения (Например, при работе над сочинением по картине – рассматривание картины и беседа по ее содержанию – и есть накопление материала).

Создание речевой ситуации и непосредственная подготовка:

а) обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение потребности, пробуждение интереса к работе;

б) отбор, систематизация материала, языковая подготовка, составление плана, предупреждение нарушений культуры речи.

Особо следует сказать о плане. План помогает раскрыть тему и обычно состоит из 3-5 пунктов. План – необходимаяступень любого действия, любого высказывания. Роль плана могут выполнять картинки (I кл. – обучать составлению плана коллективно; II, III – индивидуально или коллективно). План может быть дан заранее, а может составляться, когда накоплен материал.

Написание сочинения – этот этап – итог работы, проведенной ранее.

7. Подготовительный период обучения грамоте, задачи и содержание. Типы и структура уроков чтения (урок ознакомления с лингвистическими понятиями, урок ознакомления с буквой гласного).

Задачи подготовительного периода:

  1. Выявление уровня готовности учащихся к обучению грамоте (предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению 6-7-летних детей).

  2. Постепенное приобщение детей к учебной деятельности, ознакомление со школой, правилами поведения в ней, знакомство с первыми учебниками.

  3. Подготовка к овладению навыками чтения и письма, усвоение некоторых лингвистических понятий (речь, предложение, слово, слог, звук, ударение); анализ звучащей речи, усвоение букв гласных.

  4. Развитие речи учащихся.


Содержание подготовительного периода:

1 этап. Ознакомление с речью, предложением, словом, согласным звуком (твёрдым и мягким).

2 этап. Ознакомление со слогом и ударением.

3 этап Ознакомление со звуками речи(гласными и согласными, слиянием)

4 этап. Ознакомление с буквой гласного (6 букв).

5 этап. Ознакомление с буквой гласного (6 букв).

6 этап. Обобщение знаний о гласных, закрепление пройденного .

Типы уроков:

  1. Урок ознакомления с лингвистическим понятием.

  2. Урок ознакомления с буквой гласного.

  3. Урок закрепления (повторения).

Структура урока ознакомления с лингвистическим понятием

в подготовительный период обучения грамоте


  1. Конструирование связной речи в процессе беседы с опорой на сюжетный рисунок.




  1. Введение изучаемого понятия с опорой на схемы.



  1. Закрепление изучаемого понятия в процессе выполнения различного рода упражнений (моделирование, дидактические лингвистические игры, творческие задания).




  1. Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими установками)


Структура урока ознакомления

с буквой гласного в подготовительный период обучения грамоте
1. Звуковой анализ с выделением гласного, равного слогу, из слова с опорой на предметный рисунок, наблюдение артикуляции.
2. Упражнения в слышании звука в других позициях.
3. Показ буквы, запоминание зрительного образа, конфигурации.
4. Закрепление (чтение букварных рисуночных текстов, чтение слов по схемам, игры со словами, загадки, словарно-логические игры, работа с букварной иллюстрацией.


  1. Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими установками)

Урок закрепления не имеет жесткой структуры. Он довольно свободен в своем построении. Его содержание определяется на основе страниц «Букваря», включением дидактического и занимательного материала, учетом подготовленности учеников, а также опытом и знаниями учителя.
8. Основной и заключительный периоды обучения грамоте, задачи и содержание (урок ознакомления с буквой согласного, чтение текстов, работа с букварной иллюстрацией).

Задачи основного периода обучения грамоте:

  1. Изучить буквы согласных русского алфавита, йотированные гласные.

  2. Научить детей чтению по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.

  3. Совершенствовать речь и мышление учащихся.

  4. Пробуждать интерес к чтению.


В данный период главное место занимают уроки чтения текста и другого текстового материала.

Сюжетные страницы «Букваря» включают иллюстративныйи текстовый материал в различных соотношениях: предметные рисунки, занимательные рисунки слогов и слов, столбики слов, тексты, ребусы, скороговорки, загадки, пословицы, считалки.

Основные виды занятий:

  1. Слого-звуковой анализ.

.Основные приемы выделения звука:

прием звукоподражания (жжжук);

выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее

связан с предшествующим гласным (аммм);

перечисление слов с одинаковым начальным звуком (конь, камень,

крыша);

договаривание слова с использованием картин ( мааа – мак);

выделение согласного звука из открытого слога (СГ) путем

протягивания (ШШШУРА);

выделение гласного, образующего целый слог (осы, усы);

выделение из предложения звука-слова ( Это собака, а это кошка)

  1. Чтение слогов

  2. Чтение слов в столбиках.

  3. Чтение и перечитывание букварных текстов.

  4. Решение занимательных текстовых задач.

Структура урока первоначального чтения

в основной период обучения грамоте

1. Слого-звуковой анализ (выделение звука (твердого и мягкого), наблюдение артикуляции.

2. Упражнения в слышании звука в других позициях.

3. Показ буквы, запоминание зрительного образа, конфигурации.

4. Чтение слогов, столбиков слов с изученной буквой (отработка техники чтения, лексическая работа, составление словосочетаний и предложений, работа со слоговыми таблицами, разрезной азбукой).

5. Работа с букварной иллюстрацией (анализ иллюстрации по вопросам учителя).
6. Чтение и анализ букварного текста, соотнесение текста и иллюстрации.
5. Итоги урока (оценка деятельности учащегося с оптимистическими, позитивными установками)

В уроки обязательно включаются дидактические игры, игровые и занимательные приемы, наглядные средства обучения, минуты отдыха, физкультминутки.
Основные виды заданий в период обучения грамоте

  • Порядок звукового разбора

  • Способы знакомства с буквами

  • Чтение столбиков слов и слогов

  • Чтение и перечитывание букварных текстов

  • Работа с букварной иллюстрацией

Основные задачи заключительного периода обучения грамоте:

1. Обобщить знания детей.

2. Закрепить навыки чтения и умения в связной речи.

Содержание букварных страниц включает меньше иллюстративного материала (только иллюстрации, связанные с текстами). В «Букварь» включены авторские тексты А.Пушкина, Л.Толстого, Я.Купалы, Я.Коласа.


Тексты значительны по объему лексических единиц, разнообразны в жанровом отношении (стихи, рассказы, сказки, басни)

Виды работ на уроке чтения, используемые в данный период, по своему характеру приближаются к тем, которые будут типичными в 2-4 классах на литературном чтении: выразительное чтение, пересказ, выборочное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование, драматизация.
9. Первоначальное обучение письму. Сущность графического навыка. Приёмы обучения письму букв. Элементы орфографии в период обучения грамоте. Структура уроков письма.

Важнейшей задачей уроков первоначального письма является формирование и совершенствование графического навыка.

К таким задачам относятся:

  • развитие фонематического слуха учащихся, т.е. умения различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность;

  • совершенствование речевого аппарата учащихся, выработка правильного произношения слов, слогов, звуков;

  • формирование орфографических и пунктуационных навыков (орфографическая пропедевтика);

  • развитие устной и письменной речи;

  • решение воспитательных задач.

Содержание работы по формированию навыка письма дано в программе по русскому языку в разделе «Обучение грамоте и развитие речи».

В период обучения грамоте уделяется внимание вопросу орфографической пропедевтики, поскольку недооценка орфографической работы в данный период впоследствии приводит к серьёзным проблемам в овладении грамотным письмом.

Под графическим навыком следует понимать сложное речевое действие, которое включает в себя такие звенья, как:

    1. умение слышать и дифференцировать звуки человеческой речи в сплошном речевом потоке;

    2. умение четко и ясно произносить их;

    3. умение устанавливать взаимооднозначное соответствие между звуками (фонемами) и буквами (графемами);

    4. умение двигательно воспроизводить на бумаге графические комплексы, воспринятые на слух и соотнесенные с определенным смыслом.

Выделяются следующие этапы формирования графического навыка: