Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В главной части содержится основная информация текста. Эта часть самая большая по объёму. Она в свою очередь может состоять из частей.
В заключении подводятся итоги, делаются выводы, обобщения Заключение может быть в виде конечного абзаца. Оно может состоять из нескольких предложений или даже из одного предложения.
Литературные тексты повествовательного характера в принципе могут содержать в себе три вида информации.
1.Фактуальная информация (в основе термина лежит слово факт. Это сообщение в тексте фактов, событий, героев, места действия, времени, в котором происходят события)
2.Концептуальная информация (от лат. Conception ‘концепция, система взглядов’). Это прямое или косвенное выражение в тексте взглядов автора, его мировоззрения, это понимание изложенных в тексте фактов, событий, его отношение к героям произведения и их поступкам. Это основная мысль, идея текста.
3.Подтекстовая информация (от слова подтекст «внутренний, скрытый смысл высказывания или текста»). Это информация, которая также не выражена в тексте прямыми авторскими словами. Она живет в произведении между строк, между слов и возникает благодаря способности слов вызывать образы, мысли, ассоциации с другими словами, а через них - с другими мыслями и образами.
Чтобы организовать учебную работу эффективно, учитель обращается к определенным методам и приемам. Их назначение - обеспечить продуктивное обучение, направленное на приобретение знаний, формирование умений и навыков. Вопрос о разграничении методов и приемов до сих пор является спорным. Тем не менее большинство исследователей (Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Текучев, Л.П. Фе-доренко, Г.Н. Приступа, М.Н. Скаткин и др.) сходятся на том, что приемы - это компоненты метода, его составляющие звенья. «На уровне изучения учебного материала фигурируют отдельные приемы, преследующие узкие, частные цели, входящие в более широкую цель обучения, обусловленную методом», - пишет И.Я. Лернер. Следовательно, методы и приемы - понятия, хотя и близкие, но не идентичные. Между ними есть различие: метод- совокупность способов действий, прием - единичный способ действия, метод - первичен, прием - вторичен. Иными словами, прием является конкретным, частным проявлением метода. Метод надстраивается над приемами
, между ними наблюдаются отношения иерархической подчиненности: все, что находится на нижнем ярусе, органично входит в содержание верхнего. Соотношение метода и приемов можно отразить следующим образом. приема. Так как метод отражает общую направленность деятельности, которая при конкретной реализации распадается на ряд действий (способов действий), то название этого метода может быть перенесено на название одного из его приемов, и это в целом не будет противоречить законам логики. Таким образом, метод и прием в учебном процессе реализуются в диалектическом единстве общего и частного. Согласно этому, в нашем диссертационном исследовании метод и прием не противопоставляются друг другу, а рассматриваются во взаимосвязи: говоря в дальнейшем о методах, мы будем подразумевать и совокупность приемов, составляющих их.
Анализ педагогических работ (И.Я. Лернера, Л.П. Федоренко, Г.Н. Приступы, И.Ф. Харламова) показал, что в целом под методом обучения понимаются способы работы учителя с учащимися, направленные на достижение поставленных целей. Разнообразие классификаций методов зависит от того, какой подход берется за основу при их разграничении. По степени вовлечения учащихся в познавательную деятельность выделяются пассивные и активные методы (62,39). Их соотношение по принципу противопоставления отражено в следующей таблице. По источнику получения знаний выделяются словесные, наглядные и практические методы (Н.В. Верзилин, Е.Я. Талант, Ч. Куписевич, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовский и др.). Согласно этой классификации, учащиеся приобретают знания из слова (рассказ, беседа, самостоятельное изучение правил), наглядных материалов (наблюдение над образцами) и практических работ (упражнения). В рамках методики русского языка методы по источнику получения знаний делятся на практические, теоретические и теоретико-практические (Л.П. Федоренко). В целом теоретические методы соотносятся со словесными, практические с наглядными, а теоретико-практические с практическими. Однако соотношение не предполагает равнозначность. В содержательном плане между ними наблюдаются различия. Рассмотрим несколько подробнее каждый метод с позиции формирования коммуникативно-речевых умений при изучении текста.
Соблюдая временную последовательность процесса обучения, первоначально остановимся на практических методах. Само название говорит о том, что знания при помощи методов этого направления учащиеся приобретают практическим путем. Метод наблюдения в составе практических методов обеспечивает обогащение языкового опыта учащегося на интуитивном уровне. Заключается это в следующем: целенаправленное обращение к текстовому материалу способствует запоминанию учащимися образцов и сохранению их образов в сфере бессознательного. В новых условиях запечатленная ранее в памяти информация актуализируется и помогает учащимся решить поставленную учителем проблему. Школьник «знает», как следует выполнить то или иное задание, но при этом не может теоретически объяснить: почему он так считает1? или почему он так поступил? Таким образом, к методам и приемам практического характера мы относим: наблюдение, выделение текста из ряда объектов, определение границ текста, озаглавливание текста, нахождениє в тексте слов, выражающих его основную мысль, редактирование предложенного плана, деление на абзацы, составление плана. Все эти методы и приемы основываются на важнейшем методическом принципе-принципе опоры на чувство языка (Л. П. Федоренко), который объединяет их и придает им практическую направленность.
Если при использовании практических методов учащиеся выполняют упражнения, не опираясь на теорию, то теоретические методы направлены на приобретение учащимися точных теоретических знаний. В состав методов этой группы также входит метод наблюдения, однако здесь он рассматривается с новых позиций и реализуется в соответствии с другими целями. Теперь наблюдение побуждает учащихся к анализу и синтезу, то есть ориентирует на выведение необходимого теоретического правила, раскрывающего сущность рассматриваемого текстового явления. Анализ-синтез в свою очередь обеспечивает понимание сути изучаемого явления (205,40). К теоретическим методам и приемам мы относим: различные виды беседы, рассказ (словесные методы), наблюдение, сопоставительный анализ текстовых явлений, выведение правила, составление алгоритма к правилу, логико-смысловой анализ текста, композиционный и типологический анализ текста. Таким образом, методы этого направления можно разделить на две группы: 1) методы, при помощи которых учащиеся получают теоретические сведения при восприятии устной речевой информации и 2) методы, нацеленные на получение учащимися определенной теории в результате их поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой устной, речевой деятельностью учителя. Назначение методов теоретического характера - помочь учащимся «открыть» то или иное правило, необходимое для полноценного формирования у них соответствующего умения.
Методы теоретико-практического изучения текстовых явлений, с одной стороны, систематизируют накопленный с помощью практических методов языковой опыт учащихся, с другой - актуализируют знания, полученные школьниками при использовании теоретических методов. В результате все, что было приобретено детьми ранее, становится осмысленным и личностно значимым. Достигается это в практической деятельности. Таким образом, теоретико-практические методы обеспечивают применение знаний на практике и реализуются при выполнении упражнений. Методы этого типа включают в себя: составление плана, составление композиционных схем, озаглавливание текста, изложение текста, работа с деформированным текстом, расширение границ текста, компрессия текста, редактирование текста в плане его связности и структурного соответствия, составление текста по ключевым словам, составление текста по началу, составление текста на заданную тему, составление текста на заданную тему и основную мысль, составление текста заданного типа и стиля, свободное сочинение. Эти методы используются на завершающих этапах формирования умений и позитивно влияют на качество процесса обучения.
Подчеркнем, что строгой границы между практическими, теоретическими и теоретико-практическими методами нет. Поэтому некоторые методы и приемы мы относим к различным группам одновременно. Например, метод озаглавливания текста в одних случаях предполагает активизацию языкового опыта учащихся, и тогда мы говорим о практическом характере метода, в других -актуализирует теоретические знания школьника о теме и об основной мысли, с этой позиции озаглавливание текста входит в разряд теоретико-практических методов. То же самое можно сказать о методе деления текста на абзацы и составлении плана. Таким образом, условность границ между практическими, теоретическими и теоретико-практическими методами обеспечивает использование одного и того же метода или приема в различных аспектах в зависимости от того, какую цель преследует учитель в конкретной ситуации.
5. Виды изложений, методика их проведения. Структура урока изложения.
Изложение — один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи.
Изложение (естественно, при правильной организации работы) учит школьников целенаправленно воспринимать речь на слух, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Оно обучает слушанию как деятельности.
Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь двумя, видами памяти: отдельные места — дословно, активизируя оперативную память, «растягивая» ее объем и время действия, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде — в образах-схемах, «смысловых сгустках».
Виды пересказов и изложений:
(вопрос рассматривается при участии заранее подготовленных студентов)
а) подробный пересказ (изложение), его особенности;
б) выборочный пересказ (изложение), его особенности (изложение одного эпизода; изложение эпизода по иллюстрации; изложение из разных частей текста (история Серой Шейки).
в) сжатый пересказ (изложение), его особенности;
г) творческий пересказ (изложение),его особенности.Виды: с изменением лица рассказчика (например, первое лицо заменит на третье лицо); от лица одного из персонажей (история Серой Шейки глазами лисицы); изложение с творческими дополнениями (дополнить описание внешности героя Н.Носов «На горке»; продолжить судьбу героя А.Чехов «Ванька»; продолжить события А.П.Гайдар «Тимур и его команда» и т.д.
Изложение – это письменный пересказ образцового текста, основанный на активном подражании.
Самый распространенный в школьной практике вид изложения – подробное, близкое к тексту.
Работа над изложением проходит в три этапа:
-
Подготовка к изложению; -
Письмо изложения; -
Исправление ошибок в работах учащихся.
На уроке работа ведется в такой последовательности:
1. Сообщение темы, постановка учебной задачи.
2. Первое ознакомление с тестом (учитель или дети; зрительное восприятие текста не только в начале обучения, желательно зрительное восприятие в процессе анализа текста на всех этапах обучения).
3. Анализ текста по следующим компонентам:
3.1. беседа с целью определения содержательно-композиционных особенностей текста:
а) анализ содержания, определение темы и основной мысли высказывания;
б) определение типа речи;
в) выделение в тексте фрагментов с типовым значением повествования, описания, рассуждения;
3.2.составление плана (анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, главного в них, озаглавливание);
3.3. языковой анализ, включающий: 1) наблюдение над использованием ярких, точных слов, синтаксических конструкций; предупреждение речевых недочетов; определение способов связи предложений в тексте;
2) разбор орфографически трудных слов, а также слов на неизученные правила;
4. Повторное чтение и устный пересказ по плану (2-3 человека могут пересказать текст, однако устный пересказ не выступает в качестве обязательного, поскольку может снизить самостоятельность слушающих детей).
5. Составление текста, его запись.
6. Самопроверка с целевыми установками:
- проверить содержание (последовательность частей);
- проверить использованные языковые средства;
- проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.
6. Виды сочинений, методика их проведения. Структура урока сочинения.
Сочинение – это одно из наиболее ценных учебных упражнений в начальной школе, так как именно в сочинении школьник реализует накопленные знания и умения, учится передавать свои мысли, чувства, намерения.
Виды сочинений.
Сочинения классифицируются по источникам материала:
-
Сочинения по наблюдениям и на основе собственного опыта. Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанного типа. Это описание одного предмета, например, сосны, березы, дома, часов; сравнительные описания; рассказы об экскурсиях, походах, путешествиях; рассказы на опыте собственного труда «Как мы сажали деревья?», «Как мы готовили кормушки для птиц», рассуждения «Почему нельзя разорять птичьи гнезда», «Почему надо беречь хлеб». -
Сочинения по картине и серии картинок («Золотая осень»Левитана; «Первый снег» Пластова). Работа проводится по такому плану: вступительная беседа по теме, «чтение картины» (рассматривание), беседа по содержанию картины, анализ образов, составление плана, устный рассказ (необязательно), словарно-орфографическая работа, написание сочинения, самопроверка. -
Отзывы о прочитанных книгах, об отдельных произведениях. Беседа строится так, чтобы дети подготовились к анализу, оценке, сравнению. Желательно учить делать черновые наброски, пересказывать оригинал только для доказательства своих оценок. -
Сочинения, где используется материал разных источников. -
Сочинения, на основе творческого воображения: а) по опорным словам; б) сочинения по заданному началу или концу; в) сочинение сказок и загадок; г) сочинение на свободную тему (письмо).