Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Орфографическая зоркость, приемы работы, виды упражнений.
Умение обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, определять их типы, находить способ проверки получило название орфографической зоркости. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, значит, орфографическая зоркость с точки зрения фонематического принципа русского правописания – это умение позиционно оценивать каждый звук слова: если звук в сильной позиции, он однозначно указывает на букву и орфограммой не является; если звук в слабой позиции, он может быть обозначен разными буквами и, значит, является орфограммой.
Формирование орфографической зоркости – одна из важнейших задач уроков русского языка. Формирование орфографической зоркости не допускает стихийности и эпизодичности; это умение должно формироваться ежеурочно и целенаправленно. Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании с грамматическим заданием.
Наиболее эффективные задания для формирования орфографической зоркости:
-
найти в предложенных словах \без пропусков букв\ орфограммы; -
орфографический разбор \почему так, а не иначе пишется слово\; -
выбрать в готовом тексте слова на правописание изученных орфограмм; -
указать, какие правила нужно знать, чтобы правильно написать предложенное слово; -
комментирование; -
проговаривание с четкой артикуляцией в соответствии с орфографическим обликом слова; -
письмо с буквенной дробью; -
письмо с пропусками орфограмм (письмо с дырками); вписывать в «дырку» нужную букву рекомендуется другой пастой, например, зеленой; -
диктант с обоснованием (вначале записывается проверочное слово, потом слово, содержащее слабую позицию); -
работа с сигнальными карточками; -
специально организованное списывание.
22. Система орфографических упражнений . Виды диктантов.
Орфографические упражнения предусматривают не только практическое действие – письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами.
-
Имитативные упражнения (виды списывания). В школе применяются следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим и орфографическим комментированием; списывание с выделением орфограмм; списывание со вставкой пропущенных букв; списывание с частичной перестройкой текста; списывание с грамматическим разбором.
Списывание не должно превращаться в бездумное копирование. Очень важно, чтобы оно приобретало характер самодиктанта: школьник прочитывает слово, предложение, запоминает правильное написание, произносит про себя (не глядя в книгу), будто бы диктует сам себе, и пишет, соотнося звуки и буквы.
-
Грамматико-орфографическое комментирование – краткое устное объяснение написания орфограмм и способов их проверки в процессе и темпе письма. В сущности комментирования – орфографический разбор. Комментирование может быть подробным, полным и кратким, свернутым. Успех комментирования в его систематичности и длительности. Эпизодичность применения комментирования не даёт желаемого результата, даже если оно проводится правильно. -
Проговаривание – произнесение слова по слогам в соответствии с обозначением на письме его звуков. Проговаривание активизирует запоминание слов. -
Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению. Словарные слова усваиваются способом запоминания, заучивания. Приёмы запоминания: использование плакатов и др. наглядных средств со списками трудных слов; отчётливое буквенное проговаривание; морфемный анализ; зрительные диктанты списывание. Особенно эффектными являются ассоциативные упражнения (гвоздика похожа на гвоздь по форме; иней имеет отношение к снегу и т.д.). -
Диктанты. По содержанию диктанты бывают словарные и текстовые. Словарный диктант может быть и зрительным (учитывается не произношение слов, а показываются рисунки, дети записывают слово), и слуховым (дети записывают слова под диктовку, выделяют, как правило, непроверяемые написания).
Зрительные диктанты (письмо по памяти): текст, записанный на доске или помещённый в книге, прочитывается, анализируется, затем стирается или закрывается, и дети пишут по памяти. Затем самопроверка по образцу.
Предупредительный диктант – орфограммы комментируются до письма. Может разбираться одно предложение, а потом тут же записывается. Можно разобрать весь текст, а затем писать его целиком.
Объяснительный диктант – орфограмма объясняется после записи. Обычно проводится на уроках закрепления и повторения.
Выборочный диктант – запись той части текста или слов, словосочетаний из текста, в которых есть изучаемые орфограммы. Развивает внимание, экономит время на уроке.
Творческий диктант. Диктуемый текст подвергается переработке (например, замена глагольных форм н.вр. на прош., 3-го лица на 2-е лицо) или распространению (учитель читает предложения, состоящие из грамматической основы, учащиеся распространяют текст второстепенными членами).
Свободный диктант – близок изложению. Текст зачитывается по обзацам или частям, а ученики передают текст по-своему, употребляя другие слова, меняя их место в предложении, однако смысл необходимо сохранить.
Диктант «Проверяю себя» – контрольно-обучающий диктант. В процессе записи разрешается спрашивать учителя о написании слов, пользоваться словарём. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются.
Контрольный диктант – цель - выявить уровень владения учащимися изученными орфографическими правилами, только что изученными и отработанными ранее. Проводится в конце изучения темы, раздела, в конце четверти, полугодия. Нормы (количество слов) соблюдаются для каждого класса.
23. Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования.
Этапы формирования навыка чтения.
Чтение вслух и про себя.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем молчаливое. Чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего.
При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного.
Правильность и беглость чтения, приемы выработки.
Чтение младших школьников должно иметь следующие качества:
-
правильность; -
сознательность (Сознательность заключается в понимании читаемого. Это понимание является результатом того, что чтец схватывает значение слов, входящих в предложение, смысл отдельных предложений и целого текста. Полная сознательность выражается в понимании главной мысли произведения и в умении определять свое отношение к его содержанию) -
беглость; -
выразительность (Выразительность чтения – это качество громкого чтения, выражающееся в умении с помощью интонации голоса,слова, которые легко заменить синонимами, не задерживая процесса чтения; после восприятия текста, в процессе анализа, выясняются значения таких слов, работа с которыми помогает более углубленному усвоения произведения и обогащению словаря учащихся при условии, что незнание их не мешало пониманию произведения при первом чтении.
Правильное чтение – ясное, четкое, при котором учащиеся не
•пропускают букв, слогов в слове,
•не вставляют и не подменяют буквы и слоги другими;
•не подменяют грамматическую форму и не производят замену одного слова другим;
•не пропускают слов при чтении и не заменяют другими словами;
•не делают в словах неверных ударений, искажающих его смысл;
•не повторяют слогов и слов в предложении.
Беглость чтения – количество слов, прочитанных в минуту; темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия при чтении. Нормальная беглость – соответствие темпа чтения вслух темпу устной речи.
24. Процесс работы над художественным произведением в начальной школе (основные этапы).
Для художественной литературы свойственны образ и образность. Материальным носителем образности в литературе является слово.
Главный элемент художественного произведения – художественный образ.
В литературоведении различают: образ-пейзаж, образ-вещь, образ-персонаж.
В начальных классах термин «образ» не употребляется, используются слова герой произведения, действующие лица, персонаж.
Работа над художественным произведением: первичный синтез- анализ- вторичный синтез.
Три основных этапа:
-
первичный синтез-задачи: подготовить учащихся к первичному восприятию произведения; познакомить с конкретным содержанием произведения на основе целостного восприятия; выявить эмоциональное воздействие произведения на учащихся. -
Анализ – задачи: охарактеризовать образы и выяснить мотивы их поведения; установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; раскрыть композицию произведения; выявить худ.-изобр.средства, используемые автором для создания образов; совершенствовать навык чтения на основе принципа «продуктивного» многочтения. -
Вторичный синтез-задачи: выявить главную мысль произведения, авторское отношение; определить собственное отношение к прочитанному и к произведению в целом; способствовать развитию опыта творческой деятельности по следам прочитанного.
25. Виды анализа художественного произведения в начальной школе. Принципы школьного анализа. Виды работы с текстом
На уроках литературного чтения в начальных классах используются такие виды анализа:
-
анализ развития действия. В его основе лежит работа над сюжетом и его элементами: эпизодами, главами. Разбор текста идет от поступка героя к его характеру, от события к смыслу текста. -
анализ художественных образов – это работа над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа, и смысл этого образа, т.е. ту нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
Последовательность анализа худ. образов:
а\ вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет.
Б \потом рассматриваются взаимоотношения героев.
в\ выясняется роль пейзажа или интерьера.