Файл: Защита прав потребителей и основные правила торговли на примере ооо леруа Мерлен Восток.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Покупатель, в свою очередь, вправе отказаться от перечисленных услуг при заключении договора. К качеству товара могут предъявляться обязательные требования на уровне закона или иного правового акта, при этом продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. На основании ст.168 Гражданского кодекса РФ, в которой закреплена недействительность любой сделки, не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов, любые соглашения между продавцом и потребителем, допускающие отступления от указанных правил, признаются недействительными [4].
Хотя в Законе «О защите прав потребителей» и не говорится о праве покупателя на надлежащее качество товара, однако закрепленная в нем обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, дает нам основание полагать, что таким образом законодатель закрепил и право потребителя на надлежащее качество товара.
Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на безопасность товара, то есть на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя [7]. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. Данная статья также устанавливает обязанность изготовителя обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании под безопасностью продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений [27].
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителя» [7].
Требование о наглядности информации означает, что продавец обязан обеспечить потребителю возможность визуального ознакомления с информацией об изготовителе, продавце и т.д.
Законодатель устанавливает следующие требования, которым и должна соответствовать потребительская информация:
-
Необходимость. По действующему законодательству в случае возникновения спора о недостоверности информации и причиненных в связи с этим убытков существует презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний о свойствах товара (работы, услуги), что и может привести к недостоверному представлению о товаре (работе, услуге). Информация будет необходимой, если содержит полный объем сведений о товаре (работе, услуге). -
Достоверность. Данное требование резюмирует соответствие содержащихся в информации сведений действительным. Из этого вытекает, что в случае ненадлежащего перевода информации о товаре (работе, услуге) на русский язык, подобная информация недостоверна (или неполна). При необходимости, по мнению продавца, заверение верности перевода с одного языка на другой осуществляет нотариус, если он владеет соответствующими языками. -
Наглядность и доступность. Наглядность информации может быть определена как ясное визуальное ее восприятие через текст или иллюстрации, т. е. возможность ее понимания путем внешнего восприятия. Пункт 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей требует, чтобы информация доводилась до сведения потребителей доступно и просто на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. -
Соответствующее содержание информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о режиме его работы, о реализуемых им товарах (работах, услугах) [19].
Под доступной формой доведения информации понимается то, что потребитель не должен затрачивать каких-либо усилий для получения вышеназванной информации. Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения имен этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю:
-
перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; -
срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; -
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); -
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»; -
информацию о правилах продажи товаров; -
если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом [7].
Таким образом, в рамках первого параграфа рассмотрены основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании, закрепленные в законах и иных правовых актах. Основным выводом параграфа является то, что в современном мире права потребителей достаточно хорошо защищаются, что уменьшает риск получения ими некачественного товара или услуги.
1.2. Правила осуществления торговли отдельными видами товаров и товарами длительного пользования
Продажа населению продовольственных и непродовольственных: товаров осуществляется на предприятиях розничной торговли всех форм собственности в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Правительством Российской Федерации [22]. Эти правила содержат основные положения о порядке приемки, хранения и продажи определенных товаров. Кроме того, торговля отдельными группами товаров детализируется в соответствующих Правилах их продажи в розницу.
Так, информация о продовольственных товарах, в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров, помимо общих сведений о товаре должна содержать:
-
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; -
сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов), весе или объеме; -
область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок); -
способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания); -
условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); -
дату изготовления; -
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний) [29].
Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара следует удалить. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.
Далее перечислим основные правила продажи технически сложных товаров бытового назначения.
Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку. Она включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.
Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие их основные технические характеристики.
По требованию покупателя его знакомят с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.
Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).
Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек.
Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается.
Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров.
Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно.
С 1 января 2021 года в силу вступило постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [22].
В обновленном документе были сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), размещение текста правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.