Файл: Защита прав потребителей и основные правила торговли на примере ооо леруа Мерлен Восток.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом новые правила содержат и ряд полезных новелл, продиктованных практикой применения ранее действующих правил, которые должны сократить количество жалоб потребителей на действия недобросовестных продавцов.
Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом любой потребитель, ссылаясь на данную норму, вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке [22].
При покупке товаров в Интернет-магазинах теперь предусмотрено новое правило, согласно которому продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
При доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа. Таким образом, родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не требуется предъявление доверенности, паспорта или иных документов. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров) [22].
Новые правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, так как договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.
Также, в новых правилах отмечено, что при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. Ранее об оферте в правилах ничего не было сказано. Оферту можно было либо публиковать, либо нет. Теперь продавцы обязаны публиковать оферту, причем неважно, где именно они продают: на сайте, в приложении, социальных сетях, оферта должна быть размещена на сайте. Одного описания теперь недостаточно. Следует отметить, что оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой [22].
Контактная информация продавца должна быть теперь также подробной. Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте в сети Интернет.
Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи путем направления покупателю подтверждения заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты. При этом в подтверждении должен быть указан номер заказа или иной способ его идентификации, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях [11].
По сути, данные изменения лишь закрепили устоявшуюся практику. Продавцы интернет-магазинов и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу.
Продавец должен довести до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент может сделать это в любой форме, выбрав удобный для себя способ [11].
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели основные правила осуществления торговли отдельными видами товаров и товарами длительного пользования, рассмотрели нововведения от 2021 года в части данных правил.
1.3. Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
Защита прав и законных интересов граждан является важной задачей и основополагающей функцией любого цивилизованного правового государства. Эта задача закреплена в ст. 2 Конституции Российской Федерации [9]. Граждане (физические лица) являются потребителями различных товаров, работ, услуг. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» предназначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, в противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности [26].
Роль полиции в системе органов власти Российской Федерации определяется теми задачами, решение которых имеет значение для нормального функционирования и развития экономики, потребительского рынка, повседневной жизни граждан. Практика правоохранительной деятельности, охраны общественного порядка показывает, что количество дел о нарушении прав потребителей продавцами и производителями товаров, работ и услуг ежегодно увеличивается [2].
Рассмотрению вопросов, связанных с защитой прав потребителей, уделяется значительное внимание в учебной и научной литературе. В учебной литературе – авторами комментариев к Закону «О защите прав потребителей» Н. Н. Агафоновым [10], Ю. Я. Макаровым [17]; авторами учебных пособий Г. Р. Гафаровой [3], А. А. Райлян [23]. Поскольку вопросы теории и практики защиты прав потребителей порождают немало проблем ввиду наличия в законодательстве пробелов права, коллизий, на практике - злоупотреблений правом, это находит отражение в поиске исследователями решений этих проблем. Например, диссертационные исследования, монографии посвящены ряду проблем, связанных с защитой прав потребителей, М. В. Кратенко [14], Л. С. Хачатрян [28]. Ряд вопросов правоприменительной практики защиты прав потребителей стали предметом осмысления в небольших статьях Т. Ашитковой [1], Э. Корнилова [12].
Как отмечает А. Нариньни: «Создание в России эффективной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики» [20, c.14]. Данный вид политики, в свою очередь, выступает важнейшей составляющей социально-экономической политики любого государства, затрагивает интересы как всего населения страны в целом, так и каждого гражданина в частности. Поддерживает подобную точку зрения Лепешкина О. В. и Джамбулатов С. И., утверждающие, что ориентиры на государственную защиту прав потребителей сохраняют свое приоритетное значение, в связи с чем государственная политика в данной области является ключевым элементом в структуре общей государственной политики, а ее формирование и реализация должны признаваться одним из главных направлений деятельности государственных и общественных структур [15; 6].
Моисеева О. В. Также сообщает в своей работе, что последовательная и эффективная потребительская политика может рассматриваться как важнейшая составляющая в развитии рынка, оказывающего воздействие на повседневную жизнь граждан, способствующего повышению их благосостояния и формирующего благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности для добросовестных производителей товаров, работ и услуг [18].
Гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы (услуги) [18]. Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах (услугах). Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора - на обеспечение защиты своих прав.
Права потребителей как категория материального права относятся к частноправовым отношениям. Осуществление прав потребителей, относящихся к одной из наиболее распространенных сфер гражданско-правовых отношений, сопряжено с нарушением прав отдельных граждан и групп населения, интересов общества в целом. Это придает правам потребителей публичный характер, вызывает потребность в защите не только гражданско-правовыми способами защиты, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, но и способами императивного воздействия посредством норм административного и уголовного законодательства [21].
К способам защиты гражданских прав относятся:
-
признание этих прав; -
восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; -
признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; -
признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; -
самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; -
возмещение убытков (например, возмещение вреда, причиненного имуществу потребителя, вследствие производственных недостатков товара); -
взыскание неустойки (например, взыскание неустойки за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара при отказе продавца от возврата потребителю уплаченной им суммы за товар в обмен на товар ненадлежащего качества, 0,5% за просрочку доставки товара); -
компенсация морального вреда (например, компенсация морального вреда причиненного вследствие использования товара ненадлежащего качества); -
прекращение или изменение правоотношения; -
неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; -
иные способы [8].
Данный перечень не является исчерпывающим, так как предусматривает иные способы защиты, предусмотренные законом.
Орган исполнительной власти, наделенный полномочием осуществлять федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей определен Правительством РФ. Им выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была создана на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 [25]. Руководство деятельностью Службы на сегодняшний день осуществляет Правительство РФ.
Исходя из Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на сегодняшний день включает в себя, среди иных правомочий, возможность применения в закрепленном законом порядке способов предупреждения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, о ликвидации установленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, которые совершили подобные нарушения [7].
К полномочиям Роспотребнадзора закон относит также осуществление проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по исполнению ими требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а равно технических регламентов [13].
Следует так же учитывать, что на Роспотребнадзор, в соответствии с утвержденным Положением, наряду с федеральным государственным надзором за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, возложены полномочия по реализации функций государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка [13].
В соответствии со ст. 42.1 Закона о защите прав потребителей высшему органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации вменено осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятие, в рамках своей компетенции, предусмотренных законом мер. Защита прав потребителей - важная социальная и экономическая функция исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Закон не позволяет данным органам самоустраниться от проведения мероприятий по реализации, гарантированному исполнению и защите прав потребителей [7].
На региональном уровне наиболее результативной формой выполнения государственной политики в области защиты прав потребителей выступает разработка, внедрение и последующее исполнение региональных программ по защите прав потребителей, которые способствуют и объединению усилий всех заинтересованных органов и организаций по исследуемой проблеме, и решению характерных для того или иного региона аспектов и проблем в этой области [6].
В случае, если при рассмотрении жалобы потребителя будут обнаружены товары (работ, услуг) ненадлежащего качества, а равно опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом органы исполнительной власти федерального уровня, на которые возложена обязанность осуществления контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).