ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1767

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий

самые рациональные на их взгляд стороны.

Сущность права.

Сущность права, как и сущность государства,

состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой.

Общесоци-

альная сущность

права заключается в том, что право выражает об-

щую волю населения, сформированную в результате компромисса,

взаимных уступок и согласования существующих в обществе интере-

сов.

Классовая сущность

права - это понимание права как воли эконо-

мически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, бур-

жуазии, рабочих, крестьян и т. п.).

Признаки права.

Признаки права делятся на всеобщие и особенные

(частные). К

всеобщим признакам права,

прежде всего, относится его

социально-историческая природа, т. е. право является продуктом

определенной стадии развития общества и государства, конкретной

исторической и социальной среды.

Особенные признаки права:

1) нормативность, означающая установ-

ление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определя-

ют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2) систем-

ность — право представляет собой не простой набор норм, а целост-

ную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения.

Основу этой системности составляет Конституция или Основной за-

кон, которым не должны противоречить все иные нормы права, на-

пример нормы, регулирующие имущественные и личные неимущест-

венные отношения, то есть нормы гражданского права; 3) общеобя-

зательный характер норм права, который выражается в том, что все

члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их

требования: 4) формальная определенность права, означающая, что

нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства,

т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает по-

рядок принятия законов, механизм их реализации, средства контро-

ля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неоднократ-

ность действия права. Нормы права не имеют конкретного объекта,

они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае,

когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает

под сферу действия соответствующей нормы и становится его адреса-

том; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государст-

вом и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохра-

нительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выра-

жается воля общества, государства, определенного класса; 9) регу-

лятивность, то есть право является критерием правомерного и непра-

вомерного, должного и возможного поведения субъектов.

Источники права -

это исходящие от государства или признавае-

мые им официально-документальные формы выражения и закрепле-
ния норм права, придания им юридического, общеобязательного зна-
чения.

Исторически первым источником права был правовой обычай.

Правовой обычай -

это правило поведения, сложившееся в результате

постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблю-

дение  которого  обеспечивается  государственным принуждением.

Однако обыча приобретает правовой характер тогда, когда появля-

ется государство, потому что в этом случае правовой обычай опира-

ется на государство и становится обязательным для всех.

К числу немаловажных источников права относится доктрина (уче-

ние, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в дру-

гих правовых системах, например, в той части ислама, который слу-

жит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и

иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует на-

звать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая

собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сбор-

ник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине отно-

сятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обо-

сновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права —

юридический прецедент.

Существу-

ют два вида прецедентов: судебный и административный.

Админист-

ративный прецедент

—это решение суда, принятое административным

органом или административным судом по конкретному делу, которое

рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных

дел.

Судебный прецедент -

это решение суда, внесенное по конкретно-

му делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов

той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Реше-

ния вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязатель-

ными для судов низших инстанций.

' В юридической науке стран Запада выделяют

деклараторные преце-

денты,

т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нор-

мы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, вос-

полняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму..

Наиболее распространенным источником права является

норма-

тивный правовой акт,

являющийся официальным документом, создан-

ный уполномоченным на это государственным органом и принятый в

установленном порядке, содержащий  общеобязательные правила

поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержа-

нию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.


background image

Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место

принадлежит закону.

Закон

— это нормативный правовой акт, кото-

рый принимается в особом порядке законодательным органом влас-

ти, чаще всего Парламентом и выражает волю государства по наибо-

лее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей

юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными норма-

тивными правовыми актами и содержит правовые нормы по корен-

ным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные пра-

вовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.

По степени важности и юридической силе законы разделяются на

конституционные, органические и обычные. К

конституционным за-

конам

относятся сама Конституция и приравненные к ней законы,

касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общест-

венного развития; они имеют основополагающий характер, посколь-

ку определяют главные принципы устройства общества.

Органические законы

как источник права распространены в странах

Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих

стран, которые регулируют деятельность органов государства.

К источникам права относятся

обычные законы.

Они принимаются

законодательным органом государства, президентами стран?.'

Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подза-

конные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и

принимаются во исполнение законов. К ним относятся: 1) указы и

распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей тер-

ритории Казахстана; 2) постановления и распоряжения Правитель-

ства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструк-

ции министерств и ведомств, содержащие нормы права; 4) постанов-

ления и распоряжения глав местных администраций.

Система права.

Право имеет не только внешнюю форму выраже-

ния, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму,

под которой понимается внутреннее строение, порядок организации

и взаимосвязи связывающих его элементов: отраслей права (консти-

туционное, административное, гражданское, уголовное, экологичес-

кое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право,

институт собственности, институт освобождения от уголовной от-

ветственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипо-

теза, санкция).

Нормы права

— это содержащееся в нормативном правовом акте

общеобязательное правило поведения, опирающееся на государствен-

ное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требу-

ется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой

32

институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязатель-
ность, формальная определенность, связь с государством, представи-

тельно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные,

правоохранительные, управомочивающие, запрещающие, обязыва-

ющие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы:

гипотеза, диспозиция, санкция.

Институт  права

представляет  собой  совокупность  обособленных

правовых норм, регулирующих однородные общественные отноше-

ния и входящие в соответствующую отрасль или различные отрасли

права. Совокупность правовых институтов, регулирующих взаимо-

связанные родственные отношения одной и той же отрасли, состав-

ляет подотрасль права. Например, внутри гражданского права выде-

ляют подотрасли обязательственного, наследственного права и т. д.

Отрасли  права

— это  совокупность  связанных  между  собой  норм,

регулирующих общественные отношения какой-то определенной

области, обладающих качественным своеобразием, присущим ей ме-

тодом правового регулирования. Отрасль права является главным

элементом всей системы права. Она представляет собой совокупность

относительно обособленных в кодексе или законе правовых норм,

которые позволяют регулировать целые области жизнедеятельности

общества.

2. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотно-

шение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая от-

ветственность.

Реализация права.

Право регулирует жизнедеятельность людей в

обществе. Однако осуществление всех функций права по регулирова-
нию отношений людей возможно лишь при условии претворения пра-
вовых предписаний в общественную практику, реализации их в дея-
тельности людей, организаций. Следовательно, право реализуется
через деятельность людей в их поступках, поведении. Таким образом,

реализация права—

это воплощение в жизнь его предписаний посред-

ством  осуществления  закрепленных  в  нем  субъективных  прав  и
исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении
людей.

Под реализацией права понимается только правомерное поведе-

ние, т. е. такие действия, которые соответствуют правовым нормам,

ибо неправомерное поведение связано с нарушением предписаний

юридических норм. В зависимости от характера предписываемого нор-

мой права поведения оно может быть запрещающим, обязывающим,

управомочивающим.

3-253

33


background image

В теории права выделяют три непосредственные формы реализа-

ции:

соблюдение, исполнение, использование.

Этим трем непосредствен-

ным формам реализации права соответствуют три способа правового

регулирования

— запрет, обязываниек дозволение.

Непосредственными

эти формы реализации называются потому, что субъекты права сами

реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не

прибегая к помощи органов государства. В тех случаях, когда реали-

зация права на основе взаимного согласия граждан, организаций не-

возможна, тогда возникает необходимость государственного вмеша-

тельства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь

невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации -

применении права.

Право применяют только те структуры, должностные лица, кото-

рые имеют властные полномочия. Гражданин не применяет право,

однако, в определенных случаях, когда под непосредственной угро-

зой оказывается жизнь, здоровье его или близкого ему человека, при

необходимой обороне он имеет право активно препятствовать проти-

воправному поведению другого лица. Применяют право, как прави-

ло, органы государства, представители власти, должностные лица,

одним словом те, кто наделен специальной компетенцией или чья ра-

бота связана с правоохранительными органами. Следовательно,

при-

менение права —

властная деятельность компетентных государствен-

ных органов по реализации предписаний правовых норм применитель-

но к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определен-

ным лицам.

Формой правоприменения может быть

принуждение, насилие над

личностью, основанное на законе.

Принуждение может осуществляться

непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо

в четко установленной процедурной форме. Последняя предполагает

издание соответствующим государственным органом так называемых

правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные

полномочия. Применение права осуществляется в отношении граж-

данина и, как правило, затрагивает его права и свободы. Определен-

ная последовательность совершения комплекса действий в ходе пра-

воприменения дает основание судить о трех стадиях правопримени-

тельной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств

дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.

Толкование права.

Практическая деятельность субъектов права

по осуществлению своих прав и юридических обязанностей невоз-

можна без уяснения ими содержания правовых предписаний, пони-

мания воли законодателя, сформулированной в них. Следовательно,

34

реализация права, правотворческая и правоприменительная деятель-

ность невозможны без уяснения смысла и содержания правовых норм.

Процесс выявления воли законодателя, выраженной в норме права,

обозначается понятием

толкование.

Толкование права

- интеллектуально-волевая деятельность орга-

нов государства, должностных лиц, общественных организаций, граж-

дан, специалистов-практиков, ученых, направленная на установ-

ление содержания норм права, раскрытие в них воли законодателя.

Целью толкования норм права является правильное, точное едино-

образное понимание и применение закона. Толкование права состоит

из двух этапов: толкование-уяснение и толкование-разъяснение.

Толкование-уяснение

—это процесс понимания смысла и содержа-

ния нормы, их осознания «для себя», для конкретного правоприме-

нителя, принимающего правовое решение.

Толкование-разъяснение-

это процесс объяснения смысла и содер-

жания нормы права, доведение до других смысла государственной воли.

Цель толкования-разъяснения состоит в том, чтобы обеспечить пра-

вильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранив при

этом неясности и возможные ошибки. Подобные разъяснения вправе

давать Пленум Верховного Суда Республики Казахстан. Толкование

бывает: официальное, легальное, казуальное, неофициальное, обы-

денное, профессиональное. Способ толкования права: грамматичес-

кий, логический, систематический, историко-политический, специ-

ально-юридический, теологический.

Правоотношение.

Известно, что право, регламентируя обществен-

ные отношения, - упорядочивая, стабилизируя, изменяя, прекра-

щая, делает их более цивилизованными и предсказуемыми, придает

им новое качество, превращает их в правовые отношения. Следова-

тельно,

правоотношение —

это устойчивая юридическая связь между

участниками урегулированного нормами права общественного отно-

шения, заключающегося в наличии у них субъективных прав и юри-

дических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости при-

нудительными мерами государственно-властного характера. К субъек-

там правоотношений относятся: индивиды (физические лица); кол-

лективы (юридические лица); государство в целом.

Законность.

Значимость и ценность права для общества определя-

ется тем, насколько полно оно воплощено в поведении людей, в дея-

тельности применяющих право должностных лиц, в правоотношени-

ях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и

государством отражается понятием «законность». Законность выра-

жает общий принцип отношения к праву. Следовательно, с позиции

35


background image

системного подхода законность можно определить как режим общест-

венно-политической жизни, основанный на правовом характере ее

организации и выражающийся в требовании точного, строгого не-

укоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых

актов всеми органами государства, должностными лицами и гражда-

нами.

Правопорядок.

Очевидно, что в реальной жизни добиться строгого

и неуклонного соблюдения и исполнения всем населением, органами

государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько

требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное

поведение людей отражает понятие «правопорядок». Правопорядок

ограниченно связан с законностью, поскольку является результатом

осуществления законности и действия права, т. е. реализации тре-

бований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в

отдельности. В свою очередь, законность выступает условием уста-

новления правопорядка. Правопорядок отражает степень фактичес-

кой упорядоченности общественных отношений. Такая упорядочен-

ность возникает на основе реализации норм права, является итогом

правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом

правопорядок является одновременно и целью правового регулиро-

вания, и его результатом, который обеспечивается государством.

Следовательно,

правопорядок —

это состояние фактической упорядо-

ченности и организованности общественной жизни, основанной на

праве и законности.

Правонарушение.

Противоположностью  общественно-полезного,

правомерного поведения является неправомерное, или противоправ-

ное поведение людей. Оно характеризуется общественной вред-

ностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интере-

сов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в

той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существо-

вания общества, создает угрозу правопорядку в целом. Поскольку

такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету

либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нор-

мах права, они признаются правонарушениями. Таким образом,

пра-

вонарушение —

это общественно опасное, противоправное, виновное

деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом

возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к

нему мер общественного либо государственного принуждения.

Юридическая  ответственность.

Юридическая  ответственность

выступает в качестве особой разновидности социальной ответствен-

ности и проявляется в различных сферах жизни. Она является одним

из правовых средств ограничения и пресечения противоправного по-

36

ведения и стимулирования общественно полезных действий людей.

Лицо, совершившее правонарушение, подлежит юридической ответст-

венности, т. е. к нему могут быть применены меры государственно-

го воздействия, влекущие неблагоприятные для него последствия.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными ли-

шениями, она сопровождается причинением виновному отрицатель-

ных последствий, ущемлением его личных и имущественных интере-

сов. Таким образом,

юридическая ответственность

— это применение

мер государственного принуждения к правонарушителю за совершен-

ное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным

лишений личного или имущественного характера. К видам юридичес-

кой ответственности относятся: уголовно-правовая, административ-

но-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая,

финансовая, семейная, процессуальная.

3. Правовое сознание, правовая культура.

Известно, что люди в

отличие от других существ природы наделены волей и сознанием. На

основе сознания, то есть представлений, идей, чувств, переживаний

люди вступают в общественные отношения. Однако окружающий мир

не только отражается или познается сознанием людей, но с его помо-

щью он преобразуется. Поэтому ценностное отношение человека к

действительности формируется через общественное и индивидуаль-

ное сознание.

К формам общественного сознания относятся право, мораль, нау-

ка, искусство, идеология, религия, и т. д. Каждая из этих форм общест-

венного сознания своеобразно познает окружающую действитель-

ность и формирует определенное отношение к ней. Так, например,

религия представляет собой особую форму общественного сознания,

которая от других форм сознания отличается тем, что отражение

действительности в религии непосредственно связывается чем-то или

кем-то сверхъестественным или богом.

Правосознание, являясь одной из форм общественного сознания,

выступает формой осознания и изменения правовой действительнос-

ти. Поскольку через право проявляются общественно полезные и

общественно опасные формы поведения, постольку оно не может не

порождать к себе определенного отношения. Данное отношение мо-

жет быть положительным и выражаться в том, что личность понима-

ет ценность права в жизни общества, поддерживая, готова подчиниться

его требованиям. Наоборот, отношение индивида к праву может быть

отрицательным, считающим его ненужным, бесполезным.

Право как социальное явление или как отражение правовой дейст-

вительности первоначально вырастает из представлений людей о

37


background image

желаемых правовых нормах, желаемых законах, в основе которых

лежит справедливость. Справедливость может пониматься как сво-

бода, как равенство или как общественная солидарность. Таким об-

разом, отражая объективные потребности развития общества, пра-

восознание выступает источником права.

Правосознание способствует формированию желания людей реа-

лизовать свои разносторонние интересы с помощью установления

определенного порядка в обществе. Тем самым правосознание, воз-

действуя на право через мотивацию поведения личностей, становит-

ся важным инструментом реализации правовых норм.

Правосознание определяет соответствие поведения индивидов,

групп нормам права, выступая средством оценки через отношение к

существующему праву, закону, их одобрение или неприятие. Таким

образом, отношения между правом и правосознанием можно опреде-

лить как отношения взаимозависимости.

Наиболее важный элемент правосознания, которое проявляется

в правовом поведении людей — это их ценностные правовые ориента-

ции. Они образуются как система предпочтений и оценок правовых

явлений в основе имеющихся знаний, которые составляют содержа-

ние правовых установок, то есть позитивного или негативного вос-

приятия правовой реальности и готовности людей действовать в со-

ответствии с имеющейся оценкой. Правовые установки преобразу-

ются в систему убеждений индивида, что в свою очередь переходит к

эмоционально-волевой готовности личности действовать.

Ценностные правовые ориентации как совокупность правовых ус-

тановок личности, социальной группы, общества способствуют фор-

мированию их поведенческих реакций в конкретных ситуациях в фор-

ме правомерного или неправомерного поведения. Данные реакции ос-

нованы на оценке и отношении к различным объектам правовой дейст-

вительности, среди которых наиболее важными выделяются: отно-

шение к действующему праву и законодательству, а также представ-

ления о желаемом праве; негативное или позитивное отношение к

правовому поведению окружающих, его внешнему проявлению в фор-

ме правомерного или неправомерного поведения; оценка существую-

щей правотворческой деятельности и ее актов, а также правоохрани-

тельной системы и ее институтов (прокуратуры, милиции, полиции,

суда и т. д.); оценка собственного правового поведения.

Таким образом,

правосознание—

это совокупность взаимосвязан-

ных идей, теорий, представлений, чувств, настроений, показываю-

щих отношение общества, группы, личности как к существующему

праву и правовым явлениям, так и к желаемому правовому строю.

19

Ценностные правовые ориентации, непосредственно влияющие на

поведенческие реакции человека в правовой сфере, обусловлены не

только экономическим, но и культурным, цивилизационным факто-

ром и имеют собственные закономерности развития.

Правосознание как способ отражения правовой реальности и ее

изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом

порядке обладает рядом признаков: правосознание является своеоб-

разной формой общественного сознания, в которой экономические,

социальные, политические и иные интересы осознаются как право-

вые; содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства,

настроения, эмоции, концепции, на основе которых проявляется от-

ношение людей к существующему и желаемому праву; правосозна-

ние включает в себя как отношение к прошлому и существующему

праву, так и представления о желаемом правовом порядке; правосоз-

нание выступает источником права, образуя систему общепризнан-

ных идеалов, ценностей, идей, признаков; носителями правосозна-

ния являются субъекты права; правосознание выступает непосредст-

венным внутренним мотивом правового поведения, определяющим

желания людей, их отношение к явлениям, свойствам существующе-

го правового порядка.

Как составной части правовой действительности и ее духовного

осознания правосознание выполняет в обществе определенные функ-

ции.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что

оно отражает и познает правовую действительность в форме право-

вых, юридических знаний. Эти знания затем превращаются в поня-

тия, категории, принципы, определения.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание не толь-

ко отражает правовую действительность, но и формирует отношение

к ней в форме предпочтений и оценок. Оценка выражает определен-

ное эмоциональное отношение к явлениям правовой жизни. Оно мо-

жет проявляться в критике действующего права и формировании по-

желаний к правовой сфере, ее изменениям. Значимыми окажутся та-

кие изменения, которые отражают правовые идеалы, цель тех или

иных людей, групп или всего общества. Оценочная функция право-

сознания оказывает влияние формированию правовой установки, то

есть склонность, готовность индивида к определенному восприятию

правовой информации, практике и намеренности действовать в соот-

ветствии с этой оценкой.

Регулятивная функция правосознания состоит в формировании

поведенческой реакции индивида, которая может выражаться в виде

39