ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1767
Скачиваний: 47
поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий
самые рациональные на их взгляд стороны.
Сущность права.
Сущность права, как и сущность государства,
состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой.
Общесоци-
альная сущность
права заключается в том, что право выражает об-
щую волю населения, сформированную в результате компромисса,
взаимных уступок и согласования существующих в обществе интере-
сов.
Классовая сущность
права - это понимание права как воли эконо-
мически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, бур-
жуазии, рабочих, крестьян и т. п.).
Признаки права.
Признаки права делятся на всеобщие и особенные
(частные). К
всеобщим признакам права,
прежде всего, относится его
социально-историческая природа, т. е. право является продуктом
определенной стадии развития общества и государства, конкретной
исторической и социальной среды.
Особенные признаки права:
1) нормативность, означающая установ-
ление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определя-
ют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2) систем-
ность — право представляет собой не простой набор норм, а целост-
ную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения.
Основу этой системности составляет Конституция или Основной за-
кон, которым не должны противоречить все иные нормы права, на-
пример нормы, регулирующие имущественные и личные неимущест-
венные отношения, то есть нормы гражданского права; 3) общеобя-
зательный характер норм права, который выражается в том, что все
члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их
требования: 4) формальная определенность права, означающая, что
нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства,
т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает по-
рядок принятия законов, механизм их реализации, средства контро-
ля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неоднократ-
ность действия права. Нормы права не имеют конкретного объекта,
они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае,
когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает
под сферу действия соответствующей нормы и становится его адреса-
том; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государст-
вом и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохра-
нительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выра-
жается воля общества, государства, определенного класса; 9) регу-
лятивность, то есть право является критерием правомерного и непра-
вомерного, должного и возможного поведения субъектов.
Источники права -
это исходящие от государства или признавае-
мые им официально-документальные формы выражения и закрепле-
ния норм права, придания им юридического, общеобязательного зна-
чения.
Исторически первым источником права был правовой обычай.
Правовой обычай -
это правило поведения, сложившееся в результате
постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблю-
дение которого обеспечивается государственным принуждением.
Однако обыча приобретает правовой характер тогда, когда появля-
ется государство, потому что в этом случае правовой обычай опира-
ется на государство и становится обязательным для всех.
К числу немаловажных источников права относится доктрина (уче-
ние, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в дру-
гих правовых системах, например, в той части ислама, который слу-
жит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и
иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует на-
звать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая
собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сбор-
ник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине отно-
сятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обо-
сновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.
Следующий источник права —
юридический прецедент.
Существу-
ют два вида прецедентов: судебный и административный.
Админист-
ративный прецедент
—это решение суда, принятое административным
органом или административным судом по конкретному делу, которое
рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных
дел.
Судебный прецедент -
это решение суда, внесенное по конкретно-
му делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов
той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Реше-
ния вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязатель-
ными для судов низших инстанций.
' В юридической науке стран Запада выделяют
деклараторные преце-
денты,
т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нор-
мы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, вос-
полняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму..
Наиболее распространенным источником права является
норма-
тивный правовой акт,
являющийся официальным документом, создан-
ный уполномоченным на это государственным органом и принятый в
установленном порядке, содержащий общеобязательные правила
поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержа-
нию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.
Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место
принадлежит закону.
Закон
— это нормативный правовой акт, кото-
рый принимается в особом порядке законодательным органом влас-
ти, чаще всего Парламентом и выражает волю государства по наибо-
лее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей
юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными норма-
тивными правовыми актами и содержит правовые нормы по корен-
ным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные пра-
вовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.
По степени важности и юридической силе законы разделяются на
конституционные, органические и обычные. К
конституционным за-
конам
относятся сама Конституция и приравненные к ней законы,
касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общест-
венного развития; они имеют основополагающий характер, посколь-
ку определяют главные принципы устройства общества.
Органические законы
как источник права распространены в странах
Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих
стран, которые регулируют деятельность органов государства.
К источникам права относятся
обычные законы.
Они принимаются
законодательным органом государства, президентами стран?.'
Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подза-
конные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и
принимаются во исполнение законов. К ним относятся: 1) указы и
распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей тер-
ритории Казахстана; 2) постановления и распоряжения Правитель-
ства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструк-
ции министерств и ведомств, содержащие нормы права; 4) постанов-
ления и распоряжения глав местных администраций.
Система права.
Право имеет не только внешнюю форму выраже-
ния, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму,
под которой понимается внутреннее строение, порядок организации
и взаимосвязи связывающих его элементов: отраслей права (консти-
туционное, административное, гражданское, уголовное, экологичес-
кое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право,
институт собственности, институт освобождения от уголовной от-
ветственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипо-
теза, санкция).
Нормы права
— это содержащееся в нормативном правовом акте
общеобязательное правило поведения, опирающееся на государствен-
ное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требу-
ется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой
32
институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязатель-
ность, формальная определенность, связь с государством, представи-
тельно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные,
правоохранительные, управомочивающие, запрещающие, обязыва-
ющие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы:
гипотеза, диспозиция, санкция.
Институт права
представляет собой совокупность обособленных
правовых норм, регулирующих однородные общественные отноше-
ния и входящие в соответствующую отрасль или различные отрасли
права. Совокупность правовых институтов, регулирующих взаимо-
связанные родственные отношения одной и той же отрасли, состав-
ляет подотрасль права. Например, внутри гражданского права выде-
ляют подотрасли обязательственного, наследственного права и т. д.
Отрасли права
— это совокупность связанных между собой норм,
регулирующих общественные отношения какой-то определенной
области, обладающих качественным своеобразием, присущим ей ме-
тодом правового регулирования. Отрасль права является главным
элементом всей системы права. Она представляет собой совокупность
относительно обособленных в кодексе или законе правовых норм,
которые позволяют регулировать целые области жизнедеятельности
общества.
2. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотно-
шение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая от-
ветственность.
Реализация права.
Право регулирует жизнедеятельность людей в
обществе. Однако осуществление всех функций права по регулирова-
нию отношений людей возможно лишь при условии претворения пра-
вовых предписаний в общественную практику, реализации их в дея-
тельности людей, организаций. Следовательно, право реализуется
через деятельность людей в их поступках, поведении. Таким образом,
реализация права—
это воплощение в жизнь его предписаний посред-
ством осуществления закрепленных в нем субъективных прав и
исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении
людей.
Под реализацией права понимается только правомерное поведе-
ние, т. е. такие действия, которые соответствуют правовым нормам,
ибо неправомерное поведение связано с нарушением предписаний
юридических норм. В зависимости от характера предписываемого нор-
мой права поведения оно может быть запрещающим, обязывающим,
управомочивающим.
3-253
33
В теории права выделяют три непосредственные формы реализа-
ции:
соблюдение, исполнение, использование.
Этим трем непосредствен-
ным формам реализации права соответствуют три способа правового
регулирования
— запрет, обязываниек дозволение.
Непосредственными
эти формы реализации называются потому, что субъекты права сами
реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не
прибегая к помощи органов государства. В тех случаях, когда реали-
зация права на основе взаимного согласия граждан, организаций не-
возможна, тогда возникает необходимость государственного вмеша-
тельства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь
невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации -
применении права.
Право применяют только те структуры, должностные лица, кото-
рые имеют властные полномочия. Гражданин не применяет право,
однако, в определенных случаях, когда под непосредственной угро-
зой оказывается жизнь, здоровье его или близкого ему человека, при
необходимой обороне он имеет право активно препятствовать проти-
воправному поведению другого лица. Применяют право, как прави-
ло, органы государства, представители власти, должностные лица,
одним словом те, кто наделен специальной компетенцией или чья ра-
бота связана с правоохранительными органами. Следовательно,
при-
менение права —
властная деятельность компетентных государствен-
ных органов по реализации предписаний правовых норм применитель-
но к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определен-
ным лицам.
Формой правоприменения может быть
принуждение, насилие над
личностью, основанное на законе.
Принуждение может осуществляться
непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо
в четко установленной процедурной форме. Последняя предполагает
издание соответствующим государственным органом так называемых
правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные
полномочия. Применение права осуществляется в отношении граж-
данина и, как правило, затрагивает его права и свободы. Определен-
ная последовательность совершения комплекса действий в ходе пра-
воприменения дает основание судить о трех стадиях правопримени-
тельной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств
дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.
Толкование права.
Практическая деятельность субъектов права
по осуществлению своих прав и юридических обязанностей невоз-
можна без уяснения ими содержания правовых предписаний, пони-
мания воли законодателя, сформулированной в них. Следовательно,
34
реализация права, правотворческая и правоприменительная деятель-
ность невозможны без уяснения смысла и содержания правовых норм.
Процесс выявления воли законодателя, выраженной в норме права,
обозначается понятием
толкование.
Толкование права
- интеллектуально-волевая деятельность орга-
нов государства, должностных лиц, общественных организаций, граж-
дан, специалистов-практиков, ученых, направленная на установ-
ление содержания норм права, раскрытие в них воли законодателя.
Целью толкования норм права является правильное, точное едино-
образное понимание и применение закона. Толкование права состоит
из двух этапов: толкование-уяснение и толкование-разъяснение.
Толкование-уяснение
—это процесс понимания смысла и содержа-
ния нормы, их осознания «для себя», для конкретного правоприме-
нителя, принимающего правовое решение.
Толкование-разъяснение-
это процесс объяснения смысла и содер-
жания нормы права, доведение до других смысла государственной воли.
Цель толкования-разъяснения состоит в том, чтобы обеспечить пра-
вильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранив при
этом неясности и возможные ошибки. Подобные разъяснения вправе
давать Пленум Верховного Суда Республики Казахстан. Толкование
бывает: официальное, легальное, казуальное, неофициальное, обы-
денное, профессиональное. Способ толкования права: грамматичес-
кий, логический, систематический, историко-политический, специ-
ально-юридический, теологический.
Правоотношение.
Известно, что право, регламентируя обществен-
ные отношения, - упорядочивая, стабилизируя, изменяя, прекра-
щая, делает их более цивилизованными и предсказуемыми, придает
им новое качество, превращает их в правовые отношения. Следова-
тельно,
правоотношение —
это устойчивая юридическая связь между
участниками урегулированного нормами права общественного отно-
шения, заключающегося в наличии у них субъективных прав и юри-
дических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости при-
нудительными мерами государственно-властного характера. К субъек-
там правоотношений относятся: индивиды (физические лица); кол-
лективы (юридические лица); государство в целом.
Законность.
Значимость и ценность права для общества определя-
ется тем, насколько полно оно воплощено в поведении людей, в дея-
тельности применяющих право должностных лиц, в правоотношени-
ях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и
государством отражается понятием «законность». Законность выра-
жает общий принцип отношения к праву. Следовательно, с позиции
35
системного подхода законность можно определить как режим общест-
венно-политической жизни, основанный на правовом характере ее
организации и выражающийся в требовании точного, строгого не-
укоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых
актов всеми органами государства, должностными лицами и гражда-
нами.
Правопорядок.
Очевидно, что в реальной жизни добиться строгого
и неуклонного соблюдения и исполнения всем населением, органами
государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько
требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное
поведение людей отражает понятие «правопорядок». Правопорядок
ограниченно связан с законностью, поскольку является результатом
осуществления законности и действия права, т. е. реализации тре-
бований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в
отдельности. В свою очередь, законность выступает условием уста-
новления правопорядка. Правопорядок отражает степень фактичес-
кой упорядоченности общественных отношений. Такая упорядочен-
ность возникает на основе реализации норм права, является итогом
правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом
правопорядок является одновременно и целью правового регулиро-
вания, и его результатом, который обеспечивается государством.
Следовательно,
правопорядок —
это состояние фактической упорядо-
ченности и организованности общественной жизни, основанной на
праве и законности.
Правонарушение.
Противоположностью общественно-полезного,
правомерного поведения является неправомерное, или противоправ-
ное поведение людей. Оно характеризуется общественной вред-
ностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интере-
сов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в
той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существо-
вания общества, создает угрозу правопорядку в целом. Поскольку
такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету
либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нор-
мах права, они признаются правонарушениями. Таким образом,
пра-
вонарушение —
это общественно опасное, противоправное, виновное
деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом
возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к
нему мер общественного либо государственного принуждения.
Юридическая ответственность.
Юридическая ответственность
выступает в качестве особой разновидности социальной ответствен-
ности и проявляется в различных сферах жизни. Она является одним
из правовых средств ограничения и пресечения противоправного по-
36
ведения и стимулирования общественно полезных действий людей.
Лицо, совершившее правонарушение, подлежит юридической ответст-
венности, т. е. к нему могут быть применены меры государственно-
го воздействия, влекущие неблагоприятные для него последствия.
Юридическая ответственность всегда связана с определенными ли-
шениями, она сопровождается причинением виновному отрицатель-
ных последствий, ущемлением его личных и имущественных интере-
сов. Таким образом,
юридическая ответственность
— это применение
мер государственного принуждения к правонарушителю за совершен-
ное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным
лишений личного или имущественного характера. К видам юридичес-
кой ответственности относятся: уголовно-правовая, административ-
но-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая,
финансовая, семейная, процессуальная.
3. Правовое сознание, правовая культура.
Известно, что люди в
отличие от других существ природы наделены волей и сознанием. На
основе сознания, то есть представлений, идей, чувств, переживаний
люди вступают в общественные отношения. Однако окружающий мир
не только отражается или познается сознанием людей, но с его помо-
щью он преобразуется. Поэтому ценностное отношение человека к
действительности формируется через общественное и индивидуаль-
ное сознание.
К формам общественного сознания относятся право, мораль, нау-
ка, искусство, идеология, религия, и т. д. Каждая из этих форм общест-
венного сознания своеобразно познает окружающую действитель-
ность и формирует определенное отношение к ней. Так, например,
религия представляет собой особую форму общественного сознания,
которая от других форм сознания отличается тем, что отражение
действительности в религии непосредственно связывается чем-то или
кем-то сверхъестественным или богом.
Правосознание, являясь одной из форм общественного сознания,
выступает формой осознания и изменения правовой действительнос-
ти. Поскольку через право проявляются общественно полезные и
общественно опасные формы поведения, постольку оно не может не
порождать к себе определенного отношения. Данное отношение мо-
жет быть положительным и выражаться в том, что личность понима-
ет ценность права в жизни общества, поддерживая, готова подчиниться
его требованиям. Наоборот, отношение индивида к праву может быть
отрицательным, считающим его ненужным, бесполезным.
Право как социальное явление или как отражение правовой дейст-
вительности первоначально вырастает из представлений людей о
37
желаемых правовых нормах, желаемых законах, в основе которых
лежит справедливость. Справедливость может пониматься как сво-
бода, как равенство или как общественная солидарность. Таким об-
разом, отражая объективные потребности развития общества, пра-
восознание выступает источником права.
Правосознание способствует формированию желания людей реа-
лизовать свои разносторонние интересы с помощью установления
определенного порядка в обществе. Тем самым правосознание, воз-
действуя на право через мотивацию поведения личностей, становит-
ся важным инструментом реализации правовых норм.
Правосознание определяет соответствие поведения индивидов,
групп нормам права, выступая средством оценки через отношение к
существующему праву, закону, их одобрение или неприятие. Таким
образом, отношения между правом и правосознанием можно опреде-
лить как отношения взаимозависимости.
Наиболее важный элемент правосознания, которое проявляется
в правовом поведении людей — это их ценностные правовые ориента-
ции. Они образуются как система предпочтений и оценок правовых
явлений в основе имеющихся знаний, которые составляют содержа-
ние правовых установок, то есть позитивного или негативного вос-
приятия правовой реальности и готовности людей действовать в со-
ответствии с имеющейся оценкой. Правовые установки преобразу-
ются в систему убеждений индивида, что в свою очередь переходит к
эмоционально-волевой готовности личности действовать.
Ценностные правовые ориентации как совокупность правовых ус-
тановок личности, социальной группы, общества способствуют фор-
мированию их поведенческих реакций в конкретных ситуациях в фор-
ме правомерного или неправомерного поведения. Данные реакции ос-
нованы на оценке и отношении к различным объектам правовой дейст-
вительности, среди которых наиболее важными выделяются: отно-
шение к действующему праву и законодательству, а также представ-
ления о желаемом праве; негативное или позитивное отношение к
правовому поведению окружающих, его внешнему проявлению в фор-
ме правомерного или неправомерного поведения; оценка существую-
щей правотворческой деятельности и ее актов, а также правоохрани-
тельной системы и ее институтов (прокуратуры, милиции, полиции,
суда и т. д.); оценка собственного правового поведения.
Таким образом,
правосознание—
это совокупность взаимосвязан-
ных идей, теорий, представлений, чувств, настроений, показываю-
щих отношение общества, группы, личности как к существующему
праву и правовым явлениям, так и к желаемому правовому строю.
19
Ценностные правовые ориентации, непосредственно влияющие на
поведенческие реакции человека в правовой сфере, обусловлены не
только экономическим, но и культурным, цивилизационным факто-
ром и имеют собственные закономерности развития.
Правосознание как способ отражения правовой реальности и ее
изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом
порядке обладает рядом признаков: правосознание является своеоб-
разной формой общественного сознания, в которой экономические,
социальные, политические и иные интересы осознаются как право-
вые; содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства,
настроения, эмоции, концепции, на основе которых проявляется от-
ношение людей к существующему и желаемому праву; правосозна-
ние включает в себя как отношение к прошлому и существующему
праву, так и представления о желаемом правовом порядке; правосоз-
нание выступает источником права, образуя систему общепризнан-
ных идеалов, ценностей, идей, признаков; носителями правосозна-
ния являются субъекты права; правосознание выступает непосредст-
венным внутренним мотивом правового поведения, определяющим
желания людей, их отношение к явлениям, свойствам существующе-
го правового порядка.
Как составной части правовой действительности и ее духовного
осознания правосознание выполняет в обществе определенные функ-
ции.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что
оно отражает и познает правовую действительность в форме право-
вых, юридических знаний. Эти знания затем превращаются в поня-
тия, категории, принципы, определения.
Оценочная функция выражается в том, что правосознание не толь-
ко отражает правовую действительность, но и формирует отношение
к ней в форме предпочтений и оценок. Оценка выражает определен-
ное эмоциональное отношение к явлениям правовой жизни. Оно мо-
жет проявляться в критике действующего права и формировании по-
желаний к правовой сфере, ее изменениям. Значимыми окажутся та-
кие изменения, которые отражают правовые идеалы, цель тех или
иных людей, групп или всего общества. Оценочная функция право-
сознания оказывает влияние формированию правовой установки, то
есть склонность, готовность индивида к определенному восприятию
правовой информации, практике и намеренности действовать в соот-
ветствии с этой оценкой.
Регулятивная функция правосознания состоит в формировании
поведенческой реакции индивида, которая может выражаться в виде
39