ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1763

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и

подотчетны только перед ним. При

конституционной монархии

власть

монарха ограничена представительным органом — Парламентом. Ог-

раничение власти монарха закреплено в Конституции, которую при-

нимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная

монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентар-

ную.

Дуалистическая монархия

отличается следующими признаками:

а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и

Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а

монарху — исполнительная; б) поскольку разделение властей являет-

ся не завершенным, король обладает правом вето на решения Парла-

мента и издания декретов-законов, равных по юридической силе за-

конам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и минист-

ров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчет-

ны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх на-

значает руководителей местного управления и самоуправления, ко-

торые ответственны перед ним.

При

парламентской монархии:

а) власть монарха передается по на-

следству и считается пожизненной; б) будучи главой государства,

монарх выполняет представительную функцию, является символом

государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэто-

му говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство

формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая

на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей

фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой

называется такая форма правления, при которой выс-

шие органы государственной власти формируются населением на

определенный срок путем свободных выборов. От монархии респуб-

лика отличается: а) выборностью высших органов государственной

власти населением, включая и главу государства на определенный

срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют

органы государственной власти; в) разделение властей на законода-

тельную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственнос-

тью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифици-

ровать на два основных вида:

президентскую

и

парламентскую

и про-

изводную от них —

смешанную форму

республики. В качестве крите-

риев для такого разделения выступают следующие признаки: а) пар-

ламентский и внепарламентский способы избрания главы государст-

ва; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной

20

власти; в) способ формирования и порядок ответственности Прави-

тельства. В конечном счете, многообразие разновидностей респуб-

лик связано с поиском баланса между законодательной и исполни-

тельной власти.

В истории человечества впервые президентская форма правления

была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается

одной из эффективных форм управления государством. Отличитель-

ными чертами президентской формы правления являются: а) глава

государства Президент избирается способом всеобщего голосования

населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства

Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разде-

ление законодательной, исполнительной и судебной власти; г) нали-

чие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смеше-

ние ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с со-

гласия Парламента.

В отличие от президентской,

парламентская республика

обладает

следующими признаками: а) глава государства Президент избирается

не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать

главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парла-

ментом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочия-

ми, чем в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика.

Основны-

ми признаками смешанной республики являются: а) двойная ответ-

ственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) вне-

парламентский способ избрания главы государства; в) Президент яв-

ляется главой государства и главой исполнительной власти; г) сосре-

доточение значительных властных полномочий в руках Президента,

стоящего над органами законодательной, исполнительной и судеб-

ной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие

полномочия  Правительства, включая  сферу  законотворчества. •/

Формы государственного  устройства.

Одним из  главных признаков

любого государства является то, что оно ограничено определенной

территорией, на которой проживают его граждане. Население госу-

дарства может состоять из различных национально-этнических ком-

понентов и говорить на нескольких языках, иметь разную культуру,

традиции, религию, письменность и другие отличия. Для эффектив-

ного управления страной при достижении определенной численнос-

ти населения и размера территории возникает потребность разделить

территорию на территориальные единицы (село, район, город, об-

ласть, край, округ, штат, землю, губернию, уезд).


background image

Для этого в территориальных единицах создаются органы госу-

дарственного управления. Однако эти территориальные единицы

образуют единую территорию государства, в связи с чем появляется

необходимость распределения властных полномочий между централь-

ными и местными органами власти.

Таким образом, территориальная организация власти выражает

характер взаимоотношений государства как целого с составляющими

его частями, распределение властных полномочий между централь-

ным и местными органами государственной власти. Существуют три

формы государственного устройства:

унитаризм, федерализм и конфе-

дерализм.

Наиболее простой и распространенной формой является

унитарное устройство государства.

Унитарное государство

— это такая форма территориально-поли-

тического устройства, при которой существует единое государство,

состоящее из административно-территориальных единиц, не облада-

ющих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К та-

ким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания,

Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Фран-

ция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными при-

знаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране

общего, единого законодательного, исполнительного и судебного

органов власти, которые распространяют свою власть на всю терри-

торию и полномочия которых не ограничиваются местными властя-

ми; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а так-

же существование единой судебной системы, осуществляющей пра-

восудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых

норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других

законов.

В отличие от унитарного,

федеративное государство

—это единое

союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных

государственных образований, взаимоотношения которых с центром

основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреп-

ленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собствен-

ное административно-территориальное деление, высшие органы го-

сударственной власти и управления, судебные, правоохранительные,

фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и дейст-

вующим законодательством, собственным гражданством. К федера-

тивному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США,

Германия и т. д.

В современном мире конфедерация редко встречается. По сути,

конфедерация не является в строгом смысле слова государством.

Кон-

федерация

—это союз нескольких независимых государств, которые

объединились для проведения совместной политики в определенных

целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие

наднациональных органов управления, создаваемых для осуществле-

ния согласованной политики государств конфедерации; б) решение

этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу

лишь после утверждения их центральными органами власти соответст-

вующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие еди-

ного высшего законодательного органа; г) отсутствие единого граж-

данства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме само-

стоятельно осуществляют международную деятельность; е) верхо-

венство национального законодательства над законодательством кон-

федерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфе-

дерации.

Третьим, наиболее важным элементом формы государства явля-

ется политический режим.

Политический режим

— это приемы и мето-

ды осуществления государственной власти. В зависимости от сово-

купности применяемых методов и приемов различают два вида поли-

тического режима - демократический и антидемократический. Ос-

новные признаки демократии: 1) народ в управлении государством

принимает непосредственное (путем выборов и референдума) и опос-

редованное (когда выбирает своего представителя во властные орга-

ны) участие; 2) решение принимается большинством с учетом инте-

ресов меньшинства; 3) выборность и сменяемость всех должностей

органов государственной власти и их подотчетность перед избирате-

лями; 4) преобладание методов управления: убеждения, согласова-

ния, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед

законом; 5) реальное разделение властей.

Антидемократический режим

имеет несколько разновидностей:

тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тотали-

тарный, авторитарный. Антидемократический политический режим

обладает следующими признаками: 1) господство одной политичес-

кой партии; 2) наличие одной официальной идеологии; 3) преоблада-

ние государственной формы собственности; 4) относительная огра-

ниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование

карательных мер и принуждение в управлении обществом.

Механизм государства

— это система государственных органов,

посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

В таком широком понимании механизм государства состоит из госу-

дарственного аппарата, государственных учреждений, государствен-

ных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное мес-

то в механизме государства занимает

государственный аппарат,

пред-

22


background image

ставляющий собой систему взаимосвязанных органов государства,

наделенных властными полномочиями, и занятых в них государствен-

ных служащих, которые практически осуществляют государствен-

ную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме госу-

дарства присутствуют государственные учреждения, деятельность

которых направлена на управление конкретной сферой деятельности

и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные

предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной

деятельности, направленной на производство товаров первой необ-

ходимости, оказание различных услуг населению.

Структур а механизма государства

состоит из: 1) органов государ-

ства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, вы-

полняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государст-

венного механизма. Среди них выделяются следующие подсисте-

мы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная;

2) принципов, определяющих порядок деятельности и функциони-

рование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых госу-

дарственными органами, особым слоем людей, профессионально за-

нятых в сфере управления - бюрократией.

> Функции государства —

это основные направления деятельности

государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функ-

ции государства представляют собой различные формы активности

государства, направленные по отношению к обществу, окружающей

среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В право-

вом плане можно назвать три функции государства: правотворчес-

кую, правоприменительную и правоохранительную.

Правотворчес-

кая функция

предполагает путем санкционирования, разработки, а

также принятия новых нормативных правовых актов или отмены ста-

рых государством.

Правоприменительная деятельность государства —

это выполнение нормативных правовых актов путем принятия мер по

их исполнении.

Правоохранительная функция

осуществляется через

контроль и надзор за соблюдением и исполнением правовых норм и

применением к нарушителю принудительных мер.

Другие функции государства.

Внутренние:

1) установление и охра-

на правового порядка, общественной безопасности, прав собствен-

ности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная;

4) социальная; 5) экологическая.

Внешние:

1) поддержание мира и мир-

ного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и со-

трудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего

посягательства.

3. Правовое государство.

Мысли о том, что государственная власть

не должна иметь неограниченный характер, а ее влияние следует ог-

раничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегречес-

кий философ Платон писал: «Я вижу гибель того государства, где

закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где

закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю

спасение государства и все блага, какие только могут даровать госу-

дарствам боги». Однако идеи связанности государства правом полу-

чают последовательное развитие лишь в XVII—XVIII вв. у европей-

ских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских мо-

нархий формировалась теория правового государства, ставшая пол-

ной противоположностью идеи полицейского государства.

Сторонники правового государства исходят из идеи естественных,

неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и

включающих в себя право на жизнь, свободу, собственность, безо-

пасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому

человеку условий в равной мере пользоваться естественными права-

ми общество порождает государство, и оно призвано обеспечивать

осуществление этих прав. Тем самым подчеркивается первичность

интересов и прав человека, и государство должно служить людям, а

не наоборот.

Среди естественных прав людей английский философ Дж. Локк

особо выделял

право собственности:

«Великой и главной целью объе-

динения людей в государства и передачи ими себя под власть прави-

тельства является сохранение ими собственности». Право собствен-

ности включает в себя право владения имуществом, защиту его от

произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, ра-

венство всех видов собственности, свободу приобретения собствен-

ности и распоряжения ею.

Не менее значимо

право на жизнь.

Оно не сводится только к гаран-

тиям физического существования и личной безопасности, но вклю-

чает в себя право на достойную жизнь, право каждого «быть господи-

ном самому себе», свободно избирать жизненные цели и достигать их.

Третьим из естественных классических прав является

право на сво-

боду,

проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не

нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать

правилу: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Наряду с признаками, присущими любому государству (публич-

ная власть, территория, государственный суверенитет и т. д.), право-

вое государство обладает рядом

специфических черт.

24

25


background image

Во-первых, правовое государство отличает полная гарантирован-

ность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том,
что правовое государство признает за личностью определенную сфе-
ру свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государ-
ство действует согласно правилу: «Все, что не дозволено власти, ей
запрещено»: Прежде всего это касается личных прав граждан: тайны
переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, права
на личную неприкосновенность и т. д. В случае нарушения государ-
ством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Ко-
нечно, гарантированность целого ряда прав, например таких как пра-
во на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное
обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и
часто является не реальной, а просто декларируемой.

Во-вторых, реальность прав и свобод обусловлена тем, что взаи-

моотношения личности и власти в правовом государстве строятся на
основе идеи народного суверенитета.

Суверенитет народа

означает,

что только он является источником государственной власти. Если
Правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе
сместить такое Правительство. «Источник всякого суверенитета, —
говорится во французской Декларации прав человека и гражданина
(26 августа 1798 года), — зиждется... в нации. Никакая совокупность
лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая
явно не исходила бы от нации». Иначе говоря, государственная власть
находится на службе у общества, которое обладает правом формиро-
вания Правительства для реализации своих естественных прав.

В-третьих, средством обеспечения прав и свобод граждан являет-

ся

разделение властей

на законодательную, исполнительную и су-

дебную. Один из авторов теории разделения властей французский
мыслитель Ш. Л. Монтескье так обосновывал его необходимость:
«Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в
одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно
опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические
законы, для того чтобы тиранически применять их. Не будет свободы
и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законода-
тельной и исполнительной. Если она соединена, с законодательной
властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола,
ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена ис-
полнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
Согласно этому принципу законодательная власть (Парламент) при-
нимает законы, исполнительная (Правительство) — обеспечивает их

26

реализацию, а судебная власть контролирует правомерность приня-

тия законов и точность их исполнения.

В-четвертых, правовое государство характеризуется

верховенством

права

во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства,

его учреждений, которые выполняют свои функции в границах тре-

бований норм права. Кроме того, гарантией организации жизни и дея-

тельности людей на началах равенства и справедливости является

право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом: «Все, что не

запрещено, то разрешено».

В-пятых,

взаимная ответственность государства и личности.

Эта

ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая за-

коны, государство определяет меру свободы личности и границы соб-

ственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство

берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношени-

ях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства,

его органов, должностных лиц должна исключать административный

произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и лич-

ность ответственна перед государством, если нарушаются предписа-

ния правовых норм и в отношении ее применяется государственное

принуждение.

Таким образом,

правовое государство

— это способ связи государ-

ства и личности посредством права, при котором властные притяза-

ния государства ограничиваются таким образом, что гарантируются

достоинство человека, свобода, справедливость и правовая защищен-

ность его как в отношениях с государственной властью, так и между

индивидами.

Г л а в а II ОСНОВЫ

ТЕОРИИ ПРАВА

1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.

2. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотно-

шение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая от-

ветственность.

3. Правовое сознание и правовая культура.

1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.

Право

— это система общеобязательных, формально определен-

ных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государ-

ством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существует несколько теорий по поводу понятия права. Сторон-

ники

нормативистской теории

определяют право как совокупность

27


background image

охраняемых норм. Право - это система норм, где на самом верху нахо-

дится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где

каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значи-

тельной юридической силы. Содержание нормативистского подхода

к праву определяется во взгляде на действительность через признак

принятых государством нормативных правовых актов.

В

психологической теории

наряду с писаными законами, то есть с

реально существующей системой правовых норм (предписаний),

установленных государством, правом признаются также психичес-

кие переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут

создаваться и помимо государства, в результате определенных эмо-

ций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается

не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто

интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивиду-

альных психических переживаний человека. Таким образом, госу-

дарственное принуждение здесь не выступает в качестве существен-

ного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психо-

логические установки индивида.

Социологическая теория

основывается, главным образом, на эмпи-

рических исследованиях, касающихся функционирования правовых

институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращают-

ся, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг

«право в действии». Правовые нормы государства, по их мнению, —

это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», ко-

торое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические

отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального поряд-

ка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой

норме, а самого процессадействия права в обществе, конкретных дейст-

вий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается

идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения пра-

вовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непрере-

каемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотре-

ния. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворчес-

ких» функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не

связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, ос-

новываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

В основе

социальной концепции права

лежит идея солидарности,

то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных

слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой

теории, каждый член общества должен осознать свою социальную

функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимо-

28

ста совершения определенных поступков, обеспечивающих солидар-

ность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой

солидарности, инструмент, охраняющий «общие  интересы» всех

групп. Таким образом,

социальная концепция права,

рассматривая

сущность права, представляет его как средство достижения социаль-

ной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогаю-

щих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить по-

рядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной

системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а

наряду с другими элементами социальной действительности - эконо-

микой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообуслов-

ленности и взаимозависимости. Отсюда—акцент на социальные функ-

ции права в обществе, например, как средства устранения возможных

социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, рас-

пределительного механизма в экономических процессах. Иными сло-

вами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемокра-

тические ценности.

Основной тезис

теории естественного права

заключается в том,

что наряду с правовыми нормами, установленными государством,

право включает в себя также естественное право. Последнее понима-

ется как совокупность прав, которыми все люди обладают от приро-

ды в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу,

равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Го-

сударство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые

права человека.

Согласно

теории возрожденного естественного права

(современ-

ная модификация естественно-правовой теории), то право, которое

создается государством, является производным по отношению к выс-

шему, естественному праву, вытекающему из человеческой приро-

ды. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством,

признается правом только в том случае, если оно не противоречит

естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свобо-

ды, равенства, справедливости для всех людей.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и комму-

нистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материа-

листического понимания истории и классовой природы государства и

права. В системе марксистской теории было закономерно понимание

права как возведенной в закон воли господствующего класса, опреде-

ляемой материальными условиями жизни этого класса.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что

вряд ли в действительности существует вполне совершенное право и

29