ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1769

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

мотрено договором между ними. Особенности права совместной соб-

ственности на приватизированное жилище определяются законода-

тельными актами о жилищных отношениях.

Общая собственность — это имущество, находящееся в собствен-

ности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собст-

венности. Имущество может находиться в общей собственности с оп-

ределением доли каждого из собственников в праве собственности

(долевая собственность) или без определения таких долей (совмест-

ная  собственность). Общая  собственность на имущество является

долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено об-

разование совместной собственности на имущество.

Общая собственность возникает при поступлении в собственность

двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено

без изменения его назначения (неделимые вещи), либо не подлежит

разделу  в  силу  закона. Общая  собственность  на  делимое  имущество

возникает в случаях, предусмотренных законодательными актами или

договором.

По соглашению участников совместной собственности, а при не-

достижении согласия по решению суда на общее имущество может

быть установлена долевая собственность этих лиц.

Собственность на недвижимое имущество может возникать в форме

кондоминиума, при  котором  отдельные  части  недвижимости  нахо-

дятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан и (или)

юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в

раздельной собственности, принадлежат  собственникам частей не-

движимости на праве общей долевой собственности. Доля каждого

собственника в общем имуществе неотделима от его раздельной соб-

ственности на принадлежащую ему  часть недвижимости. Размер

доли каждого собственника в общем имуществе и степень участия в

расходах на его содержание зависят от размеров частей недвижимос-

ти, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, если

иное не предусмотрено законодательными актами или договором.

Особенности правового режима разных видов кондоминиума могут

определяться законодательными актами.

Простое товарищество

образуется на основе договора о совмест-

ной деятельности. По договору о совместной деятельности (договору

простого товарищества) стороны обязуются совместно действовать

для получения доходов или достижения иной не противоречащей за-

кону цели. Простое товарищество не является юридическим лицом.

Договор о совместной деятельности (договор простого товарищества)

заключается между гражданами, гражданами и юридическими лица-

250

ми, между юридическими лицами (консорциум). Обязательства участ-

ников простого товарищества, связанные с договором о совместной

деятельности, перед третьими лицами являются солидарными, если

договором о совместной деятельности не предусмотрено иное.

4. Правовое регулирование экономической и монополистической

деятельности.

Нормальное функционирование рыночной экономики

предполагает равенство участников рыночных отношений. Для дос-

тижения такого положения на товарном рынке необходима конку-

ренция участников рынка.

Конкуренция

означает состязательность

участников рынка, соревнование между ними за лучшие условия про-

изводства, купли-продажи товаров и получения максимальной при-

были. Конкуренция, которая способствует нормальному развитию

товарного рынка, разрешена законом. Противоположностью конку-

ренции является

монополистическая деятельность,

которая запреще-

на законом и относится к противоправной деятельности. Согласно

п. 4 ст. 26 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на

свободу предпринимательской деятельности, свободное использова-

ние своего имущества для любой законной предпринимательской де-

ятельности. В соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РК государство не только

гарантирует свободу предпринимательской деятельности, но и обес-

печивает ее защиту и поддержку. Вместе с тем, в соответствии с поло-

жениями ст. 11 ГК РК не допускается злоупотребление свободой пред-

принимательства, т. е. осуществление монополистической и всякой

иной деятельности, направленной на ограничение или устранение за-

конной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущем-

ление прав и законных интересов потребителей.

Основными законодательными актами, устанавливающими сис-

тему мер борьбы с недобросовестной конкуренцией, являются Зако-

ны РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятель-

ности» от 19 января 2001г., «О недобросовестной конкуренции» от

9 июня 1998 г., «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г., «О за-

щите прав потребителей от 5 июня 1991 г. и др.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона РК «О недобросовест-

ной конкуренции» под

недобросовестной конкуренцией

понимается

любое действие (бездействие) юридического и физического лица, а

также государственных органов и органов местного самоуправления,

направленное на получение необоснованных преимуществ в предпри-

нимательской деятельности путем устранения или ограничения кон-

куренции. Видами недобросовестной конкуренции (ст. 5 Закона)

являются  следующие действия субъектов предпринимательства:

1) незаконное использование фирменного наименования, товарного

251


background image

знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначе-
ния предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблужде-
ние потребителей относительно производителя или продавца товара
(услуг); 2) копирование конкурента путем прямого воспроизводства
внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наимено-
вания маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого
обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки,
формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести
потребителя в заблуждение относительно производителя или про-
давца товара (работ, услуг); 3) распространение заведомо ложных
сведений и утверждений относительно товаров (услуг, работ) конку-
рента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также
качестве, потребительских свойствах назначения, способе и месте из-
готовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений,
дискредитирующих товары (работ, услуг): доброе имя и репутацию
конкурента и др.

Система мер борьбы с недобросовестной конкуренцией в РК вклю-

чает в себя: установление запрета на осуществление субъектами пред-
принимательства любой деятельности, направленной на ограничение
или устранение конкуренции, нарушение прав других предпринима-
телей на свободную конкуренцию, а также нарушение прав и закон-
ных интересов, потребителей товаров, работ и услуг; установление
запрета на принятие государственными органами, органами местного
самоуправления нормативных правовых и иных актов, а равно осуще-
ствление действий, направленных на создание благоприятных или
дискриминационных условий для деятельности отдельных субъектов
рыночных отношений или их групп, устранение или ограничение кон-
куренции, а также нарушение прав и интересов потребителей, если
иное не предусмотрено законодательными актами и пр.

Для проведения государственной политики по содействию и раз-

витию конкуренции, а также предупреждению, ограничению и пре-
сечению не добросовестной конкуренции Правительством РК опре-
делен уполномоченный орган. Им является Агентство РК по регули-
рованию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке
малого бизнеса. В соответствии со ст. 6 Закона РК «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности» основными задача-
ми этих органов являются: поддержка предпринимательства, разви-
тие конкуренции на рынке товаров (работ, услуг); принятие мер по
предупреждению, ограничению и пресечению монополистической де-
ятельности, злоупотреблению доминирующим (монопольным) поло-

252

жением на товарном рынке, пресечению недобросовестной конку-
ренции; регулирование деятельности субъектов естественных моно-
полий; регулирование и контроль за порядком оказания услуг госу-
дарственными органами и пр.

При этом Агентство вправе: разрабатывать и утверждать норма-

тивные правовые акты по вопросам антимонопольного законодатель-
ства, обязательные для исполнения государственными органами и
субъектами рынка; устанавливать наличие доминирующего (моно-
польного) положения субъектов рынка; давать заключения на созда-
ние субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствую-
щих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке
будет превышать 35 %, а также на реорганизацию, ликвидацию субъек-
тов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение
на соответствующем товарном рынке; проводить проверки по вопро-
сам  соблюдения  антимонопольного  законодательства  государствен-
ных органов, субъектов рынка; осуществлять иные полномочия, пре-
дусмотренные законодательством РК.

За действие (бездействие), нарушающее свободу конкуренции,

юридические и физические лица, а также государственные органы
местного самоуправления и их должностные лица несут администра-
тивную, материальную и уголовную ответственность. Так, в соответ-
ствии с нормой ст. 147 Кодекса РК «Об административных правонару-
шениях» от 30 января 2001 г. ограничение конкуренции, недобросовест-
ная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением на
рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства,
если эти деяния не причинили крупный ущерб гражданину, организа-
ции, государству, влекут штраф на граждан в размере до пятидесяти,
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц -в
размере до ста, на юридических лиц — в размере до одной тысячи
МРП.

За те же действия, совершенные повторно в течение года после

наложения  административного  взыскания, предусматривается  штраф
на граждан в размере до восьмидесяти, на индивидуальных предпри-
нимателей и должностных лиц — в размере до ста пятидесяти, а на
юридических лиц — в размере до тысячи пятисот МРП. В соответст-
вии с нормой п. 1 ст. 8 Закона РК «О недобросовестной конкуренции»
убытки, причиненные юридическому или физическому лицу, а так-
же потребителям в результате недобросовестной конкуренции, под-
лежат возмещению в порядке, установленном законодательством. До-
ход, полученный субъектом рыночных отношений в результате не-

253


background image

добросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в

государственный бюджет.

Кроме того, в соответствии со ст. 196 УК РК уголовному пресле-

дованию подлежат деяния по ограничению конкуренции путем раз-

дела рынка, ограничению доступа на рынок, устранению с него дру-

гих субъектов экономической деятельности, установлению или под-

держанию единых цен, если эти деяния причинили крупный ущерб

гражданину, организации или государству.

Такие деяния наказываются штрафом в размере от двухсот до пя-

тисот МРП или в размере заработной платы или иного дохода осуж-

денного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от

четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок

до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

Что означает «социальное партнерство» в сфере трудовых правоотношений?

2.

Какие виды трудового договора существуют, охарактеризуйте их.

3.

Каков порядок рассмотрения трудовых споров?

4.

Каковы 

нормативно-правовые 

основы 

регулирования

монополистической деятельности?

Г л а в а  XI ОСНОВЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

/.

Экологическое право как комплексная отрасль права РК.

2. Право природопользования. Понятие, виды и формы природо-

пользования.

3. Юридическая ответственность за экологические правонаруше-

ния.

4. Основы земельного права.

1. Экологическое право как комплексная отрасль права РК. Эколо-

гическое право

— это самостоятельная отрасль казахстанского права,

которое призвано изучать направление деятельности государства в

области правого регулирования природопользования и охраны окру-

жающей среды. Предметом экологического права являются общест-

венные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общест-

ва и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через импе-

ративный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и

правового статуса субъектов права.

254

Общая часть экологического права включает понятие, предмет,

метод, принципы, источники экологического права; право собствен-

ности на природные ресурсы; право природопользования; государст-

венное регулирование и управление экологопользованием и охраной

окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспер-

тиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение эко-

логического законодательства. В Особенной части расположены ин-

ституты эколого-правового режима использования и охраны природ-

ных ресурсов.

Классификация источников экологического права:

по юридической

силе — на законы и подзаконные акты; в соответствии с Законом РК

«О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г. — на основные и

производные; по предмету регулирования — на общие и специальные;

по отраслям законодательства — на нормы земельного, водного и т.д.;

по характеру правового регулирования - на материальные и процес-

суальные; по содержанию — на комплексные, природоохранные, при-

родно-ресурсовые, средозащитные; по степени значимости — на

основные и вспомогательные.   '

Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и фор-

мы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В эколо-

гическом законодательстве закрепляются специфические черты и

формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также

особенности механизма реализации правомочий собственника зем-

ли, вод, недр и т.д.

Со времен провозглашения независимости в РК принято несколь-

ко нормативных правовых актов, непосредственно касающихся окру-

жающей среды. Разработаны стратегические документы развития

государства, создана основа природоохранного законодательства,

подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окру-

жающей среды, создана система управления природоохранной дея-

тельностью.

Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и

деятельности человеческого общества, его устойчивого социально-

экономического развития и повышения благосостояния. Поэтому

чистота природы и окружающей человека среды, обеспечение эко-

логической безопасности, предотвращение вредного воздействия хо-

зяйственной и иной деятельности на естественные экологические си-

стемы, сохранение биологического разнообразия и организацию ра-

ционального природопользования всегда является актуальной. Сле-

довательно, они нуждаются в правовой защите. В целях защиты окру-

жающей среды 15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об охране окру-

жающей среды». Настоящий Закон определяет правовые, экономи-

255


background image

ческие и социальные основы охраны окружающей среды в интересах

настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение эколо-

гической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйст-

венной и иной деятельности на естественные экологические системы,

сохранение биологического разнообразия и организацию рациональ-

ного природопользования. 18 марта 1997 г. был принят Закон РК «Об

экологической экспертизе». Он регулирует общественные отноше-

ния в области экологической экспертизы в целях предотвращения

негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной дея-

тельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения РК.

15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об особо охраняемых при-

родных территориях». Особо охраняемые природные территории и

находящиеся на них объекты окружающей среды, имеющие особую

экологическую, научную и культурную ценность, являются нацио-

нальным достоянием РК. Настоящий Закон определяет правовые,

экономические, социальные и организационные основы деятельнос-

ти особо охраняемых природных территорий. Принятый 23 апреля

1998 г. Закон РК «О радиационной безопасности населения» регули-

рует общественные отношения в области обеспечения радиационной

безопасности населения, в целях охраны его здоровья от вредного

воздействия ионизирующего излучения.

Для определения правовых, экономических и социальных основ

охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безо-

пасности Республики Казахстан и реализации прав граждан на благо-

приятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и дос-

товерную информацию о ее состоянии 11 марта 2002 г. был принят

Закон РК «Об охране атмосферного воздуха».

Для регулирования проведения операций по недропользованию в

целях обеспечения защиты интересов РК и ее природных ресурсов,

рационального использования и охраны недр РК, защиты интересов

недропользователей, создания условий для равноправного развития

всех форм хозяйствования, укрепления законности в области отно-

шений по недропользованию, принимается Указ Президента РК, име-

ющий силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г.

В целях регулирования отношений, возникающих при проведении неф-

тяных операций на территории страны, находящейся под юрисдикци-

ей РК, в том числе на море и во внутренних водоемах, был принят

Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О нефти» от 28 июня

1995 г.

8 июля 2003 г. принимается новый Лесной кодекс РК, который

регулирует общественные отношения по владению, пользованию,

256

распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые

основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологичес-

кого и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального ис-

пользования. Регулирование лесных правоотношений осуществляет-

ся исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов

биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и эко-

номическое значение.

В целях достижения и поддержки экологически безопасного и эко-

номически оптимального уровня водопользования и охраны вод-

ного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населе-

ния и окружающей среды, 9 июля 2003 г. был принят Водный кодекс

РК. В ст. 3 данного Кодекса перечислены цели и задачи водного зако-

нодательства РК: 1) проведение государственной политики в области

использования и охраны водного фонда; 2) регулирование водных от-

ношений; 3) обеспечение правовой основы поддержки и развития ус-

тойчивого водопользования и охраны водного фонда; 4) определение

основных принципов и направлений использования и охраны водного

фонда; 5) управление отношениями в области изучения, разведки,

рационального и комплексного использования и охраны водных ре-

сурсов и водохозяйственных сооружений.

20 июня 2003 г. принят Земельный кодекс РК, задачами которого

являются: установление оснований, условий и пределов возникнове-

ния, изменения и прекращения права собственности на земельный

участок и права землепользования, порядка осуществления прав и

обязанностей собственников земельных участков и землепользова-

телей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения ра-

ционального использования и охраны земель, воспроизводства пло-

дородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание

условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; ох-

рана прав на землю физических и юридических лиц и государства;

создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в

области земельных отношений. 3 декабря 2003 г. была принята новая

Концепция экологической безопасности РК на 2004 —2015 годы.

В числе законодательных актов об окружающей среде особое мес

то занимают международно-правовые акты. В п. 3 ст. 4 Конституции

РК отмечено, «что международные договоры, ратифицированные Рес

публикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются не

посредственно, кроме случаев, когда из международного договора

следует, что для его применения требуется издание закона». Напри

мер, Указом Президента РК от 4 мая 1995 г. Казахстан ратифициро

вал Рамочную Конвенцию Организации Объединенных Наций об из-

.--253

257


background image

менении климата, подписанную в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11 июня

1992 г. и Указом Президента РК от 12 марта 1999 г. Казахстан подпи-

сал Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объе-

диненных Наций об изменении климата, принятый 11 декабря 1997 г. в

г. Киото (Япония).

22 марта 1985 г. в Вене (Австрия) была подписана Венская Конвен-

ция об охране озонового слоя. Эту Конвенцию Законом РК от

30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Венской конвенции об

охране озонового слоя» подписал (присоединился) Казахстан. Со-

гласно Законам РК от 30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Мон-

реальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой

земли» и от 10 февраля 2003 г. «О присоединении РК к Базельской

конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо-

дов и их удалением» Казахстан присоединяется к этим международ-

ным Конвенциям. Все эти и другие международные Законы имеют

высшую юридическую силу перед Законами РК об охране окружаю-

щей среды. Республикой Казахстан с 1991 по 2004 гг. подписаны 19

международных Конвенций по охране окружающей среды.

Конституция РК является правовой базой для развития всего те-

кущего экологического законодательства. В Конституции закрепле-

на экологическая доктрина РК и выражается природоохранительная

политика государства. Конституция РК играет основополагающую

роль в охране и защите экологических прав и законных интересов

человека и гражданина. Эта роль предопределена тем, что в Консти-

туции закрепляются права и свободы человека и гражданина, гаран-

тии их соблюдения и защиты заложены основы правовой системы,

основы организации и пределы государственной власти. Так, в ст. 6

закреплено, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный

мир, другие природные ресурсы находятся в государственной соб-

ственности. Земля может находиться также в частной собственности

на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». В

соответствии со ст. 31 ставит целью охрану окружающей среды, бла-

гоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностны-

ми лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью

людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Эта кон-

ституционная норма закрепляет важнейший принцип правового ре-

гулирования отношений в области охраны окружающей среды—прин-

цип приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и

восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, тру-

да и отдыха населения.

2^8

В Конституции РК содержится целый ряд других статей, имею-

щих определенное отношение к охране окружающей человека при-

родной среды и их экологическую направленность. Граждане РК в

силу самого своего гражданства имеют права и обязанности (ст. 12

Конституции РК) и одной из важнейших обязанностей граждан РК

является обязанность сохранять природу, бережно относиться к при-

родным богатствам (ст. 38 Конституции РК).

К группе специальных законодательных актов как источник эко-

логического права относятся законодательные акты, основным пред-

метом правового регулирования которых являются экологические

отношения. Центральное место среди таких специальных источников

экологического права занимает Закон РК «Об охране окружающей

среды» от 15 июля 1997 г. Закон состоит из 19 глав, 89 статей и опреде-

ляет правовые, экономические и социальные основы охраны окру-

жающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и на-

правлен на обеспечение экологической безопасности, предотвраще-

ние вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности чело-

века на естественные экологические системы, сохранение биологи-

ческого разнообразия и организацию рационального природополь-

зования.

2. Право природопользования. Понятие, виды и формы природо-

пользования.

Использование природы представляет собой экономи-

ческое отношение между людьми по поводу природных благ. Подоб-

ные отношения не являются предметом изучения экологического

права. Реализация права на природопользование в различных его фор-

мах интересует экологию лишь в той степени, в какой это влияет на

состояние природной среды и меры ее охраны. Под природопользова-

нием понимается использование полезных для человека свойств ок-

ружающей природной среды—экологических, экономических, куль-

турных, оздоровительных. Содержание правоотношения природополь-

зования определяется совокупностью прав и обязанностей субъек-

тов соответствующего правоотношения. Важным элементом права

природопользования является владение землей, недрами, водами,

лесами, объектами животного мира. Владение составляет необходи-

мую предпосылку пользования. Использование человеком природ-

ных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется

правом. Система норм, регулирующих отношения, по использова-

нию  природных  богатств, называется

правом  природопользования.

Такие нормы содержатся, главным образом, в природоресурсных за-

конодательствах — земельном, водном, горном, лесном, фаунисти-

ческом. Некоторые положения, касающиеся природопользования,

259