Файл: Формирование отчета о движении денежных средств предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После регистрации товарного знака в установленном порядке защита от недобросовестных действий в отношении товарного знака осуществляется его правообладателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их представителями), в частности, путем обращения с иском в Арбитражный суд, а также в правоохранительные органы (при наличии состава преступления). В среднем регистрация товарного знака занимает от года до полутора лет. Такой срок представляется необоснованным, неадекватным существу и смыслу процедуры. Более того, он отталкивает от подачи заявки.

Конкретная продолжительность регистрации зависит от множества факторов. Главным образом, от степени новизны заявленного обозначения. Чем более обозначение оригинально, тем быстрее проходит процесс регистрации. Также на длительности процедуры отражается оперативность подготовки заявителем (его представителем) ответов на запросы, уведомления экспертов, загруженность регистрирующего органа в момент регистрации и мн. др. Документ на товарный знак тоже именуют по-разному. Сертификатом, патентом и даже лицензией…

Свидетельство о регистрации товарного знака выдается сроком на 10 лет и действует на территории всей Российской Федерации. По истечении указанного срока правообладатель вправе продлить действие свидетельства на очередной период, уплатив при этом государственную пошлину установленного размера. Главный критерий, которому должно соответствовать обозначение для успешного прохождения регистрации, - новизна. Наличие аналогичных зарегистрированных (имеющих свидетельство) или заявленных обозначений (на стадии зарегистрированной заявки), а также схожих до степени смешения (проще говоря, похожих) - безусловное препятствие для получения свидетельства.

К сожалению, при выборе названия своей организации, продукции, услуг граждане редко руководствуются этим правилом, останавливая свой выбор на чем-то банальном, давно используемом другими. Для того, чтобы удостовериться в чистоте своего обозначения, следует воспользоваться процедурой проверки. Проверка осуществляется по двум базам данных ФИПС: базе данных зарегистрированных товарных знаков и базе поданных заявок. Крайне важно при этом правильно и полно подобрать классы Международного классификатора товаров и услуг (далее по тексту - МКТУ). Их 45. Надо сказать, для человека, никогда до этого не сталкивавшегося с этим документом - задача не из простых.


Классы МКТУ должны соответствовать не только текущей в рамках заявляемого обозначения деятельности, но и в идеале отражать направления деятельности на перспективу. Дело в том, что после присвоения заявке уникального заявочного номера и даты приоритета расширить количество данных классов нельзя. На практике известны случаи, когда заявители в виду некорректной или неполной подборки классов вынуждены после получения долгожданного свидетельства вновь подавать заявку по недостающим классам МКТУ. И так по несколько раз. Негативные последствия этого: большие финансовые затраты в виду высоких государственных пошлин, потерянное время3.

После поступления в ФИПС заявочных документов начинается этап формальной экспертизы. Экспертами изучаются документы с точки зрения правильности оформления. Далее идет основной, самый длительный этап, - экспертиза по существу. В рамках нее дается оценка уникальности обозначения. Следует подчеркнуть субъективность данной стадии, несмотря на наличие Административного Регамента РосПатента 1. Один эксперт может признать обозначение новым, не похожим на уже зарегистрированные или заявленные. У другого же в отношении того же самого обозначения может сложиться прямо противоположное мнение. Опять-таки, не редки случаи, когда вынесенное решение об отказе в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака заявителем (его представителем) обжалуется в Палату по патентным спорам и удается доказать право на получение свидетельства. Также немало ситуаций, когда заявители после получения отказного решения вновь подают заявки на государственную регистрацию в неизменном виде и со второго, а то и третьего раза получают столь нужный им охранный документ. На исход данного этапа напрямую влияет качество и оперативность подготовки ответов на приходящие запросы и уведомления ФИПС. По получению решения о регистрации необходимо оперативно и безошибочно оплатить заключительные государственные пошлины.

К несчастью, многие не знают, каким образом в дальнейшем использовать полученный документ. Все 10 лет он в большинстве случаев висит на стене и тешит самолюбие правообладателя. Свидетельство на товарный знак дает широчайшие возможности для своего собственника, если о них знать. Возможно проведение мониторинга незаконного использования товарного знака и по его результатам инициировать претензионный порядок в отношении нарушителей 2. В зависимости от реакции нарушителей заключить лицензионный договор, пойти на пути франчайзинговых отношений либо продать товарный знак посредством заключения договора отчуждения. Если речь идет о лицензионных либо франчайзинговых отношениях, то это как правило хорошая дополнительная (а в некоторых случаях и основная) статья дохода для правообладателя. Подчеркнем, что без наличия свидетельства не может быть и речи о такого рода договорных отношениях.



Свидетельство на товарный знак является нематериальным активом и по отношению к нему можно провести процедуру оценки. В частности, к такого рода мере прибегают для правильного понимания того, какую стоимость прописывать в лицензионном договоре или договоре отчуждения. Несмотря на то, что процедура регистрации товарного знака является затратной (только размер всех сопутствующих данной процедуре госпошлин составляет от 40 000 и выше в зависимости от количества выбранных классов МКТУ, не считая расходы на услуги специалистов), все большее количество представителей бизнеса прибегают к ней.

Причем, если еще несколько лет назад о ней задумывались зрелые давно работающие на рынке организации, то сейчас на лицо тенденция омоложения заявителей

1. Организация или индивидуальный предприниматель всего несколько месяцев, а то и недель в реестре ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а уже подает заявку на регистрацию товарного знака.

Такая картина, безусловно, радует и говорит о повышении правовой грамотности населения, росте деловой активности в нашей стране. Бизнес в целом и способы ведения конкурентной борьбы в частности становятся все более цивилизованными.

Таким образом, в целях совершенствования и популяризации данной процедуры необходимо:

- сократить ее сроки наполовину, то есть до 6-9 мес c момента подачи заявки;

- в два раза уменьшить размеры государственных пошлин за регистрацию, а также сократить их количество с четырех единиц до двух;

- прописать в Административном Регламенте Роспатента более конкретные и четкие формулировки схожести до степени смешения обозначений, дабы минимизировать экспертное усмотрение;

- пересмотреть систему и привести в соответствие с реальной хозяйственной деятельностью классы МКТУ.

Вывод: в российской правовой литературе справедливо отмечается, что признание исключительного права на товарный знак является основной предпосылкой и формой введения и использования товарного знака в гражданском обороте.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК



2.1. Проблема использования ключевых слов, сходных с чужими товарными знаками


Реклама в сети Интернет согласно статистике за 2016 год занимает 38% от всего объема рекламного рынка. В 2015 году эта цифра составляла 32%. Рост данного вида рекламы очевиден, это объясняется простотой размещения, относительной дешевизной, доступностью и эффективностью. Реклама в мировой сети явление относительно новое, поэтому многие вопросы с точки зрения права не были осмыслены, либо вызывают разногласия в среде юристов, неоднозначность понимания.


Одним из таких моментов является вопрос об использовании ключевых слов для формирования поисковых запросов. Часто, при размещении рекламного объявления, рекламодатели в качестве ключевых слов (тегов) используют наименования товарных знаков своих прямых конкурентов, для привлечения наибольшего количества клиентов, а так же чтобы при вводе того или иного запроса в поисковую систему в ответ на первых позициях поиска выдавалась ссылка именно на страницу сайта рекламодателя, а не конкурента.

Примером может послужить Постановление Суда по интеллектуальным правам №А56-1985/2017 от 02.02.2018 г4., согласно которому, ответчик использовал товарный знак, принадлежащий истцу в качестве ключевого слова при размещении контекстной рекламы. В России сформировалась однозначная судебная практика по данному вопросу, практически все решения выносятся в пользу лиц разместивших рекламу. Обосновывая свою позицию, суды приводят следующие доводы: во-первых, товарный знак не используется по смыслу статьи 1484 ГК РФ, так как используемое обозначение не индивидуализирует какиелибо товары (услуги), либо самого производителя;

Во-вторых, не создается возможности смешения товаров (услуг) истца и рекламодателя; В-третьих, является одним из технических приемов выбора рекламного объявления в поисковой системе. Кроме того, Суд по интеллектуальным правам, обосновывая свои решения в некоторых случаях, приводит довод, согласно которому, словесный элемент спорного товарного знака является общеупотребительным, поэтому товарный знак не подлежит защите.

Если обратиться к практике Федеральной антимонопольной службы РФ, то можно обнаружить акты, которые идут вразрез с практикой судов Российской Федерации. Так, например, Кемеровским УФАС РФ было вынесено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В обоснование своей позиции УФАС РФ приводит следующие доводы: во-первых, рекламодатель, самостоятельно выбрав ключевые слова идентичные товарному знаку, целенаправленно использовал словестные элементы, индивидуализирующие деятельность, товарный знак конкурента; Во-вторых, целью было привлечение внимания потребителей услуг конкурента к услугам, оказываемым рекламодателем, то есть использование деловой репутации конкурента в свою пользу5.

Таким образом, по мнению антимонопольной службы, в действиях рекламодателя имеются признаки недобросовестной конкуренции. Однако Суд по интеллектуальным правам не соглашается с такой позицией, аргументируя это тем, что действия ответчиков не могут быть квалифицированы как использование товарного знака истца в смысле статьи 1484 ГК РФ, поэтому это не является актом недобросовестной конкуренции, по мнению суда.


Зарубежная судебная практика, в отличии от отечественной, не столь однозначна, например, по делу Google Inc. vs Louis Vuitton, в котором суд пришел к выводу, что права обладателя товарного знака нарушаются и последний вправе запретить использовать обозначение в качестве ключевого слова, при условии, что использование тегов вводит потребителей в заблуждение и используется в коммерческих целях. С данной позицией нельзя не согласиться, во-первых, зачастую недобросовестные рекламодатели используют товарные знаки конкурентов для расширения аудитории распространения своей рекламы, и, во-вторых, потенциального потребителя это может ввести в заблуждение, например, когда пользователь, введя в поисковой системе наименование конкретного товара, в выдаче получает товар конкурента, не подозревая о том, что это не то, что он искал.

Таким образом, товарный знак в российской судебной практике в некоторых случаях остается без защиты от недобросовестных конкурентов, использующих его в качестве ключевых слов при размещении рекламы. Так как рынок рекламы в сети Интернет только растет, следовательно, количество дел по данной категории споров будет только расти, поэтому необходимо найти решение данной проблемы, чтобы права обладателя товарного знака могли быть защищены от злоупотреблений конкурентов.

2.2. Ответственность за нарушение права на товарный знак (знак обслуживания)


Товарный знак и знак обслуживания являются видами средств индивидуализации товаров и услуг, то есть информацией, которая позволяет помогает гражданам отличать тот или иной предмет от подобных ему. Часть четвертая Гражданского Кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230- ФЗ (далее – ГК РФ) в параграфе втором 76 главы дает исчерпывающий список средств индивидуализации: товарный знак (знак обслуживания), наименование места происхождения товаров, фирменное наименование, коммерческое обозначение. Законодатель в ст. 1477 ГК РФ дает понятия товарного знака и знака обслуживания:

1. Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Международный научный журнал «Университет наук»

2. Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Очевидно, что единственным различием товарного знака от знака обслуживания является их принадлежность либо для индивидуализации товаров, либо – работ и услуг. Законодатель не видит нужды в четком разделении понятий товарного знака и знака обслуживания, подчеркивая, что правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания. Поэтому далее также не будет разграничения двух этих понятий.