Файл: профилактика ИСМП в акушерстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2021

Просмотров: 1923

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для создания этого Руководства были обобщены лучшие из доступных  публикаций, представляющих

результаты исследований и рекомендации, однако при разработке протоколов правильнее всегда обра-
щаться к первоисточнику и анализировать последние публикации. Ежедневно появляются новые данные,
которые могут иметь большое значение для организации мероприятий по профилактике ИСМП.

После принятия протоколов и других необходимых нормативных документов в каждом ЛПО руковод-

ством должно быть определено время для внедрения практик, направленных на предупреждение ИСМП.
Время, необходимое для их внедрения, в значительной степени зависит от подготовленности персонала,
доступности ресурсов и сложности выполнения этих практик.

Наилучшим способом контроля внедрения мер профилактики ИСМП является аудит — системный

формализованный регулярный анализ существующей практики и ее сопоставление с наилучшими при-
нятыми протоколами/стандартами на основе определенных критериев. Аудит имеет пять этапов, назы-
ваемых циклом аудита [42]:

Подготовка аудита;

Определение критериев;

Оценка практики;

Совершенствование практики;

Поддержание достигнутых улучшений.

Рекомендации по проведению аудита представлены в табл. 10.15.

Таблица 10.15.

Методика проведения аудита [42, 43]

Раздел 10

181

Организация работы по профилактике ИСМП

Подготовка аудита

Определение цели аудита.
Определение требуемого стандарта выполнения практик.
Отбор и подготовка аудиторов.
Определение понятных и справедливых правил поощрений и санкций.

Определение инди-
каторов/критериев

Индикаторы и критерии должны быть доказательными и количественно измеряемыми.
Выбор научно обоснованной, нормативно и этически приемлемой методики сбора ин-
дикаторов.
Создание руководства для проведения аудита с привлечением различных специали-
стов, выбор валидизированных инструментов аудита, тестирование вновь созданных
инструментов.

Оценка практики

Подготовленная группа экспертов: 2—4 человека предпочтительно различных специ-
альностей. 
Сбор индикаторов осуществляется в четком соответствии с руководством для проведе-
ния аудита, в котором описана методика, и с использованием инструментов (анкет,
форм и т. п.), в которые заносится информация.
Перед началом аудита — приветствие сотрудников ЛПО и разъяснение задач.
Начало оценки с наиболее очевидных и выполняемых практик.
Логичное, корректное и приемлемое сочетание различных методов оценки: наблюде-
ние, изучение документации, опрос сотрудников и пациентов.
Использование открытых вопросов для интервьюирования сотрудников и пациентов
(конфиденциальный опрос персонала и пациентов).
Аудит должен проводиться доброжелательно, в соответствии с принципами профессио-
нальной этики.

Формализованный анализ и конфиденциальное обсуждение результатов экспертами.
Составление отчета с выводами и рекомендациями.
Представление результатов аудита руководителям и сотрудникам ЛПО.

Совершенствование
практики

Внедрение рекомендаций. Командный подход с определением и преодолением внут-
ренних проблем, разработкой плана работы, обучением персонала, обеспечение не-
обходимыми информационными материалами, оснащением и др.

Поддержание 
достигнутых 
изменений

Внутренний и внешний контроль изменений с широким обсуждением результатов

10

В зависимости от результатов — поощрения или санкции.

10

Важно отметить, что если в медицинском учреждении действует качественная система внутреннего контроля,

внешняя оценка не приносит дополнительных результатов. Flodgren G et al.Effectiveness of external inspection of
compliance with standards in improving healthcare organisation behaviour, healthcare professional behaviour or patient
outcomes. Cochrane Database Syst Rev. 2011: 9;(11):CD008992.


background image

Эти рекомендации могут быть полезны для проведения как внутреннего контроля качества и без-

опасности медицинской помощи, так и внешних проверок ЛПО. 

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-

сийской Федерации», организациями здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества
и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями. Федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется ве-
домственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им ор-
ганизаций.

В СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляю-

щим медицинскую деятельность» определено, что надзор за выполнением правил проводится орга-
нами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Проверки ЛПО надзорными органами могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки осу-
ществляются не чаще 1 раза в 2 года согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.2009 № 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и соци-
альной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в от-
ношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (в редакции
Постановления Правительства РФ от 20.01.2011 № 13). Внеплановые проверки проводятся на основании
донесений об инфекционной заболеваемости новорожденных и родильниц, свидетельствующих об эпи-
демическом неблагополучии. 

В настоящее время с помощью ведущих специалистов разрабатываются протоколы проверок ЛПО.

Эти протоколы должны соответствовать принципам доказательной медицины, быть приемлемыми и по-
нятными, апробированными в качественно спланированных исследованиях, а специалисты, осуществ-
ляющие проверки, должны быть подготовлены к их проведению. Только в этом случае можно ожидать
достоверного выявления и решения наиболее острых проблем профилактики ИСМП.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все сотрудники ЛПО несут ответственность за выполнение требований нормативных документов,
определяющих профилактику ИСМП. Основную ответственность за организацию работы по про-
филактике ИСМП, обеспечение безопасности пациентов и персонала несет главный врач.

В каждом ЛПО необходимо создать план работы с определением краткосрочных и долгосрочных
целей и мероприятий по снижению заболеваемости ИСМП на основе данных эпиднадзора.

Затраты на меры профилактики ИСМП в медицинском учреждении должны быть обоснованы и
планироваться ежегодно.

Обучение врачей должно быть непрерывным, командным и проблемно-ориентированным, с ис-
пользованием современных форм обучения взрослой аудитории.

Охрана труда персонала ЛПО — одна из важнейших составляющих профилактики ИСМП. 

Проверка выполнения мер профилактики ИСМП в ЛПО должна быть качественно подготовленной,
проводиться в соответствии с российским законодательством и принципами доказательной ме-
дицины.

Литература

1.  5 Million Lives Campaign. Getting Started Kit: Governance Leadership “Boards on Board” How-to Guide. – : In-

stitute for Healthcare Improvement, 2008.

2.   Department of Health and Human Services. National Targets and Metrics. Monitoring progress toward action

plan goals: A mid-term assessment. http://www.hhs.gov/ash/initiatives/hai/nationaltargets/index.html.

3.  Tablan OC, Anderson LJ, Besser R et al., Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee. Guidelines

for preventing health-care – associated pneumonia, 2003: recommendations of CDC and the Healthcare In-
fection Control Practices Advisory Committee. 

MMWR Recomm Rep

2004; 53(RR-3):1—36.

4.  Boyce JM, Pittet D, Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee; HICPAC/SHEA/APIC/IDSA Hand

Hygiene Task Force. Guideline for Hand Hygiene in Health-Care Settings. Recommendations of the Healthcare
Infection Control Practices Advisory Committee and the HICPAC/SHEA/APIC/IDSA Hand Hygiene Task Force.
Society for Healthcare Epidemiology of America/Association for Professionals in Infection Control/Infectious
Diseases Society of . 

MMWR Recomm Rep

2002; 51(RR-16):1—45.

5.  O'Grady NP, Alexander M, Dellinger EP et al. Guidelines for the prevention of intravascular catheter-related in-

fections. United States Centers for Disease Control and Prevention. 

MMWR Recomm Rep

2002; 51(RR-10):1–29.

Раздел 10

182

Организация работы по профилактике ИСМП


background image

6.  Garner JS. Guidelines for isolation precautions in hospitals. Hospital Infection Control Advisory Committee.

Infect Control Hosp Epidemiol

1996; 17:53—80.

7.  Gould CV, Umscheid CA, Agarwal RK et al. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee (HIC-

PAC). Guideline for prevention of catheter-associated urinary tract infections 2009. — Healthcare Infection
Control Practices Advisory Committee (HICPAC), National Institutes of Health & Centers for Disease Control
and Prevention, 2009.

8.  Siegel JD, Rhinehart E, Jackson M, Chiarello L. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee.

Guideline for isolation precautions: preventing transmission of infectious agents in healthcare settings, 2007.

9.  Siegel J D.; Rhinehart E; Jackson M; Chiarello L. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee.

Management of multidrug-resistant organisms in healthcare settings, 2006. 
http://www.cdc.gov/hicpac/pdf/MDRO/MDROGuideline2006.pdf.

10.  Demonstrating return on investment for infection prevention and control. 

Pa Patient Saf Advis 

2010; 7:102—

107.

11. Stone PW. Economic burden of healthcare-associated infections: an American perspective. 

Expert Rev Phar-

macoecon Outcomes Res 

2009; 9:417—422.

12.  Safetyleaders. Careboards. http://www.safetyleaders.org/careboards/home.jsp.
13.  Cohen DR. Economic issues in infection control. 

J Hosp Infect

1984; 5(Suppl A):17—25.

14.  Graves N, Halton K, Lairson D. Economics and preventing hospital-acquired infection –broadening the per-

spective. 

Infect Control Hosp Epidemiol

2007; 28:178—184.

15.  Drummond MF, Davies LF. Evaluation of the costs and benefits of reducing hospital infection. 

J Hosp Infect

1991; 18(Suppl 18):85—93.

16.  Graves N. Economics and preventing hospital-acquired infection. 

Emerg Infect Dis

2004; 10:561—566.

17. Scott RD. The direct medical costs of healthcare associated infections in  hospitals and the benefits of pre-

vention [report online]. March 2009.

18.  Health Care Cost Containment Council (PHC4). Hospital-acquired infections in  in 2007 [online]. 2009.

http://www.phc4.org/reports/hai/07/default.htm.

19.  Farrow R, Norman G: The effectiveness of PBL: the debate continues. Is meta-analysis helpful? 

Med Educ

2003;

37:1131—1132.

20.  Neville A. Problem-based learning and medical education forty years on. 

Med Princ Pract

2009; 18:1—9.

21. Sanson-Fisher RW, Lynagh MC. Problem-based learning: a dissemination success story? 

Med J Aust

2005;

183:258—260.

22.  Cantillon P. Teaching in large groups. 

Br Med J

2003; 326:437—440.

23.  Jaques D. Teaching small groups. 

Br Med J

2003; 326:492—494.

24.  Michaelsen LK, Fink LD. Team-based Learning: Small group learning’s next big step. New Directions for Teach-

ing and Learning 2008; 116:1—104.

25.  Michael J. Where’s the evidence that active learning works? 

Adv Physiol Educ

2006; 30:159—167.

26.  Norman G. Editorial – What’s the active ingredient in active learning? 

Adv Health Sci Educ

2004; 9:1—3.

27.  Sutkin E, Wagner E, Harris I, Schiffer R. What makes a good clinical teacher in medicine? A review of the liter-

ature. 

Acad Med

2008; 5:452—466.

28.  Reznick RK, MacRae H. Teaching surgical skills – changes in the wind. 

J Med

2006; 355:2664—2669.

29.  Aggarwal F, Mytton OT, Derbrew M et al. Training and simulation for patient safety. 

Qual Saf Health Care

2010;

19(Suppl 2):i34—i43.

30.  Grayson L, Russo P, Ryan K et al. Hand Hygiene  Manual. — Australian Commission for Safety and Quality in

Healthcare and World Health Organization, 2009.

31.  Johnson PD, Martin R, Burrell LJ et al. Efficacy of an alcohol/chlorhexidine hand hygiene program in a hospital

with high rates of nosocomial methicillin-resistant Staphylococcus aureus (MRSA) infection. 

Med J Aust

2005;

183:509—514.

32. NHMRC. Staying Healthy in Child Care  – Preventing infectious diseases in child care. 4th ed. 2005.

http://www.nhmrc.gov.au/_files_nhmrc/publications/attachments/ch43.pdf.

33.  Reitsma AM, Closen ML, Cunningham M. Infected physicians and invasive procedures: safe practice manage-

ment. 

Clin Infect Dis

2005; 40:1665—1672.

34.  HIV infected health care workers: Guidance on management and patient notification. — London, 2005.
35.  Welch J, Webster M, Tilzey AJ et al. Hepatitis B infections after gynaecological surgery. 

Lancet

1989; 1:205—

207.

36.  The Incident Investigation Teams and others. Transmission of hepatitis B to patients from four infected sur-

geons without hepatitis B e antigen. 

J Med

1997; 336:178—184.

37.  Brown P. Surgeon infects patient with hepatitis C. 

Br Med J

1999; 319:1219.

38. Медицина, основанная на доказательствах. Руководство для начинающих пользователей / Под ред.

Сухих Г.Т., Вартапетовой Н.В. — М.: ИЗС, 2011.

Раздел 10

183

Организация работы по профилактике ИСМП


background image

39.  Harris RP, Hefland M, Woolf SH et al. Current methods of the US Preventive Services Task Force: a review of

the process. 

Am J Prev Med

2001; 20(Suppl 3):21—35.

40.  Gross PA, Barrett TL, Dellinger EP et al. Purpose of quality standards for infectious diseases. Infectious Diseases

Society of . 

CIin Infect Dis

1994; 18:421.

41.  Health care needs assessment / Stevens A, Raftery J, eds. — : Radcliffe Medical Press, 1994.
42. National Institute for Clinical Excellence. Principles for Best Practice in Clinical Audit 2002.

http://www.nice.org.uk/media/796/23/BestPracticeClinicalAudit.pdf 

43.  Gilbert Gwendolyn L, Cheung Paul Y and Kerridge Ian B Infection control, ethics and accountability. MJA 2009;

190: 696–698

Раздел 10

184

Организация работы по профилактике ИСМП