ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2021
Просмотров: 1923
Скачиваний: 7
Для создания этого Руководства были обобщены лучшие из доступных публикаций, представляющих
результаты исследований и рекомендации, однако при разработке протоколов правильнее всегда обра-
щаться к первоисточнику и анализировать последние публикации. Ежедневно появляются новые данные,
которые могут иметь большое значение для организации мероприятий по профилактике ИСМП.
После принятия протоколов и других необходимых нормативных документов в каждом ЛПО руковод-
ством должно быть определено время для внедрения практик, направленных на предупреждение ИСМП.
Время, необходимое для их внедрения, в значительной степени зависит от подготовленности персонала,
доступности ресурсов и сложности выполнения этих практик.
Наилучшим способом контроля внедрения мер профилактики ИСМП является аудит — системный
формализованный регулярный анализ существующей практики и ее сопоставление с наилучшими при-
нятыми протоколами/стандартами на основе определенных критериев. Аудит имеет пять этапов, назы-
ваемых циклом аудита [42]:
•
Подготовка аудита;
•
Определение критериев;
•
Оценка практики;
•
Совершенствование практики;
•
Поддержание достигнутых улучшений.
Рекомендации по проведению аудита представлены в табл. 10.15.
Таблица 10.15.
Методика проведения аудита [42, 43]
Раздел 10
181
Организация работы по профилактике ИСМП
Подготовка аудита
Определение цели аудита.
Определение требуемого стандарта выполнения практик.
Отбор и подготовка аудиторов.
Определение понятных и справедливых правил поощрений и санкций.
Определение инди-
каторов/критериев
Индикаторы и критерии должны быть доказательными и количественно измеряемыми.
Выбор научно обоснованной, нормативно и этически приемлемой методики сбора ин-
дикаторов.
Создание руководства для проведения аудита с привлечением различных специали-
стов, выбор валидизированных инструментов аудита, тестирование вновь созданных
инструментов.
Оценка практики
Подготовленная группа экспертов: 2—4 человека предпочтительно различных специ-
альностей.
Сбор индикаторов осуществляется в четком соответствии с руководством для проведе-
ния аудита, в котором описана методика, и с использованием инструментов (анкет,
форм и т. п.), в которые заносится информация.
Перед началом аудита — приветствие сотрудников ЛПО и разъяснение задач.
Начало оценки с наиболее очевидных и выполняемых практик.
Логичное, корректное и приемлемое сочетание различных методов оценки: наблюде-
ние, изучение документации, опрос сотрудников и пациентов.
Использование открытых вопросов для интервьюирования сотрудников и пациентов
(конфиденциальный опрос персонала и пациентов).
Аудит должен проводиться доброжелательно, в соответствии с принципами профессио-
нальной этики.
Формализованный анализ и конфиденциальное обсуждение результатов экспертами.
Составление отчета с выводами и рекомендациями.
Представление результатов аудита руководителям и сотрудникам ЛПО.
Совершенствование
практики
Внедрение рекомендаций. Командный подход с определением и преодолением внут-
ренних проблем, разработкой плана работы, обучением персонала, обеспечение не-
обходимыми информационными материалами, оснащением и др.
Поддержание
достигнутых
изменений
Внутренний и внешний контроль изменений с широким обсуждением результатов
10
.
В зависимости от результатов — поощрения или санкции.
10
Важно отметить, что если в медицинском учреждении действует качественная система внутреннего контроля,
внешняя оценка не приносит дополнительных результатов. Flodgren G et al.Effectiveness of external inspection of
compliance with standards in improving healthcare organisation behaviour, healthcare professional behaviour or patient
outcomes. Cochrane Database Syst Rev. 2011: 9;(11):CD008992.
Эти рекомендации могут быть полезны для проведения как внутреннего контроля качества и без-
опасности медицинской помощи, так и внешних проверок ЛПО.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-
сийской Федерации», организациями здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества
и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями. Федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется ве-
домственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им ор-
ганизаций.
В СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляю-
щим медицинскую деятельность» определено, что надзор за выполнением правил проводится орга-
нами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Проверки ЛПО надзорными органами могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки осу-
ществляются не чаще 1 раза в 2 года согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.2009 № 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и соци-
альной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в от-
ношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (в редакции
Постановления Правительства РФ от 20.01.2011 № 13). Внеплановые проверки проводятся на основании
донесений об инфекционной заболеваемости новорожденных и родильниц, свидетельствующих об эпи-
демическом неблагополучии.
В настоящее время с помощью ведущих специалистов разрабатываются протоколы проверок ЛПО.
Эти протоколы должны соответствовать принципам доказательной медицины, быть приемлемыми и по-
нятными, апробированными в качественно спланированных исследованиях, а специалисты, осуществ-
ляющие проверки, должны быть подготовлены к их проведению. Только в этом случае можно ожидать
достоверного выявления и решения наиболее острых проблем профилактики ИСМП.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
•
Все сотрудники ЛПО несут ответственность за выполнение требований нормативных документов,
определяющих профилактику ИСМП. Основную ответственность за организацию работы по про-
филактике ИСМП, обеспечение безопасности пациентов и персонала несет главный врач.
•
В каждом ЛПО необходимо создать план работы с определением краткосрочных и долгосрочных
целей и мероприятий по снижению заболеваемости ИСМП на основе данных эпиднадзора.
•
Затраты на меры профилактики ИСМП в медицинском учреждении должны быть обоснованы и
планироваться ежегодно.
•
Обучение врачей должно быть непрерывным, командным и проблемно-ориентированным, с ис-
пользованием современных форм обучения взрослой аудитории.
•
Охрана труда персонала ЛПО — одна из важнейших составляющих профилактики ИСМП.
•
Проверка выполнения мер профилактики ИСМП в ЛПО должна быть качественно подготовленной,
проводиться в соответствии с российским законодательством и принципами доказательной ме-
дицины.
Литература
1. 5 Million Lives Campaign. Getting Started Kit: Governance Leadership “Boards on Board” How-to Guide. – : In-
stitute for Healthcare Improvement, 2008.
2. Department of Health and Human Services. National Targets and Metrics. Monitoring progress toward action
plan goals: A mid-term assessment. http://www.hhs.gov/ash/initiatives/hai/nationaltargets/index.html.
3. Tablan OC, Anderson LJ, Besser R et al., Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee. Guidelines
for preventing health-care – associated pneumonia, 2003: recommendations of CDC and the Healthcare In-
fection Control Practices Advisory Committee.
MMWR Recomm Rep
2004; 53(RR-3):1—36.
4. Boyce JM, Pittet D, Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee; HICPAC/SHEA/APIC/IDSA Hand
Hygiene Task Force. Guideline for Hand Hygiene in Health-Care Settings. Recommendations of the Healthcare
Infection Control Practices Advisory Committee and the HICPAC/SHEA/APIC/IDSA Hand Hygiene Task Force.
Society for Healthcare Epidemiology of America/Association for Professionals in Infection Control/Infectious
Diseases Society of .
MMWR Recomm Rep
2002; 51(RR-16):1—45.
5. O'Grady NP, Alexander M, Dellinger EP et al. Guidelines for the prevention of intravascular catheter-related in-
fections. United States Centers for Disease Control and Prevention.
MMWR Recomm Rep
2002; 51(RR-10):1–29.
Раздел 10
182
Организация работы по профилактике ИСМП
6. Garner JS. Guidelines for isolation precautions in hospitals. Hospital Infection Control Advisory Committee.
Infect Control Hosp Epidemiol
1996; 17:53—80.
7. Gould CV, Umscheid CA, Agarwal RK et al. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee (HIC-
PAC). Guideline for prevention of catheter-associated urinary tract infections 2009. — Healthcare Infection
Control Practices Advisory Committee (HICPAC), National Institutes of Health & Centers for Disease Control
and Prevention, 2009.
8. Siegel JD, Rhinehart E, Jackson M, Chiarello L. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee.
Guideline for isolation precautions: preventing transmission of infectious agents in healthcare settings, 2007.
9. Siegel J D.; Rhinehart E; Jackson M; Chiarello L. Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee.
Management of multidrug-resistant organisms in healthcare settings, 2006.
http://www.cdc.gov/hicpac/pdf/MDRO/MDROGuideline2006.pdf.
10. Demonstrating return on investment for infection prevention and control.
Pa Patient Saf Advis
2010; 7:102—
107.
11. Stone PW. Economic burden of healthcare-associated infections: an American perspective.
Expert Rev Phar-
macoecon Outcomes Res
2009; 9:417—422.
12. Safetyleaders. Careboards. http://www.safetyleaders.org/careboards/home.jsp.
13. Cohen DR. Economic issues in infection control.
J Hosp Infect
1984; 5(Suppl A):17—25.
14. Graves N, Halton K, Lairson D. Economics and preventing hospital-acquired infection –broadening the per-
spective.
Infect Control Hosp Epidemiol
2007; 28:178—184.
15. Drummond MF, Davies LF. Evaluation of the costs and benefits of reducing hospital infection.
J Hosp Infect
1991; 18(Suppl 18):85—93.
16. Graves N. Economics and preventing hospital-acquired infection.
Emerg Infect Dis
2004; 10:561—566.
17. Scott RD. The direct medical costs of healthcare associated infections in hospitals and the benefits of pre-
vention [report online]. March 2009.
18. Health Care Cost Containment Council (PHC4). Hospital-acquired infections in in 2007 [online]. 2009.
http://www.phc4.org/reports/hai/07/default.htm.
19. Farrow R, Norman G: The effectiveness of PBL: the debate continues. Is meta-analysis helpful?
Med Educ
2003;
37:1131—1132.
20. Neville A. Problem-based learning and medical education forty years on.
Med Princ Pract
2009; 18:1—9.
21. Sanson-Fisher RW, Lynagh MC. Problem-based learning: a dissemination success story?
Med J Aust
2005;
183:258—260.
22. Cantillon P. Teaching in large groups.
Br Med J
2003; 326:437—440.
23. Jaques D. Teaching small groups.
Br Med J
2003; 326:492—494.
24. Michaelsen LK, Fink LD. Team-based Learning: Small group learning’s next big step. New Directions for Teach-
ing and Learning 2008; 116:1—104.
25. Michael J. Where’s the evidence that active learning works?
Adv Physiol Educ
2006; 30:159—167.
26. Norman G. Editorial – What’s the active ingredient in active learning?
Adv Health Sci Educ
2004; 9:1—3.
27. Sutkin E, Wagner E, Harris I, Schiffer R. What makes a good clinical teacher in medicine? A review of the liter-
ature.
Acad Med
2008; 5:452—466.
28. Reznick RK, MacRae H. Teaching surgical skills – changes in the wind.
J Med
2006; 355:2664—2669.
29. Aggarwal F, Mytton OT, Derbrew M et al. Training and simulation for patient safety.
Qual Saf Health Care
2010;
19(Suppl 2):i34—i43.
30. Grayson L, Russo P, Ryan K et al. Hand Hygiene Manual. — Australian Commission for Safety and Quality in
Healthcare and World Health Organization, 2009.
31. Johnson PD, Martin R, Burrell LJ et al. Efficacy of an alcohol/chlorhexidine hand hygiene program in a hospital
with high rates of nosocomial methicillin-resistant Staphylococcus aureus (MRSA) infection.
Med J Aust
2005;
183:509—514.
32. NHMRC. Staying Healthy in Child Care – Preventing infectious diseases in child care. 4th ed. 2005.
http://www.nhmrc.gov.au/_files_nhmrc/publications/attachments/ch43.pdf.
33. Reitsma AM, Closen ML, Cunningham M. Infected physicians and invasive procedures: safe practice manage-
ment.
Clin Infect Dis
2005; 40:1665—1672.
34. HIV infected health care workers: Guidance on management and patient notification. — London, 2005.
35. Welch J, Webster M, Tilzey AJ et al. Hepatitis B infections after gynaecological surgery.
Lancet
1989; 1:205—
207.
36. The Incident Investigation Teams and others. Transmission of hepatitis B to patients from four infected sur-
geons without hepatitis B e antigen.
J Med
1997; 336:178—184.
37. Brown P. Surgeon infects patient with hepatitis C.
Br Med J
1999; 319:1219.
38. Медицина, основанная на доказательствах. Руководство для начинающих пользователей / Под ред.
Сухих Г.Т., Вартапетовой Н.В. — М.: ИЗС, 2011.
Раздел 10
183
Организация работы по профилактике ИСМП
39. Harris RP, Hefland M, Woolf SH et al. Current methods of the US Preventive Services Task Force: a review of
the process.
Am J Prev Med
2001; 20(Suppl 3):21—35.
40. Gross PA, Barrett TL, Dellinger EP et al. Purpose of quality standards for infectious diseases. Infectious Diseases
Society of .
CIin Infect Dis
1994; 18:421.
41. Health care needs assessment / Stevens A, Raftery J, eds. — : Radcliffe Medical Press, 1994.
42. National Institute for Clinical Excellence. Principles for Best Practice in Clinical Audit 2002.
http://www.nice.org.uk/media/796/23/BestPracticeClinicalAudit.pdf
43. Gilbert Gwendolyn L, Cheung Paul Y and Kerridge Ian B Infection control, ethics and accountability. MJA 2009;
190: 696–698
Раздел 10
184
Организация работы по профилактике ИСМП